Страхование в Таиланде - как оно выглядит и с чем его едят. (Часть первая - автострахование).

Aug 07, 2014 12:55

        С самого первого дня с нашего переезда в Таиланд я хотел разобраться с тем, как тут работают страховые компании, какие услуги предлагают и сколько это все стоит. Задача оказалась не из простых. С одной стороны страховых компаний очень много, на их сайтах куча информации, вроде бери и изучай.. Но, с другой стороны, о многих деталях и тонкостях этого дела на сайтах умалчивают и чтобы разобраться, нужно задать вопрос в лоб кому-то знающему.  К счастью, недавно у меня появилась такая возможность.




Месяца два мы вели переговоры с тайским подразделением международной страховой группы «AXA», которые, наконец-то, закончились успешно и мы получили статус официального страхового агента и свой персональный код внутри компании. Это означает, во-первых, что проданные нами страховые полисы компании будут стоить для наших клиентов ровно те же деньги, что и в офисе самой компании (наши услуги оплачивает сам страховщик), а во-вторых, мы сможем оказывать нашим клиентам всестороннюю помощь в случае наступления страхового случая (помогать в переговорах, получать разъяснения, просить, проталкивать и.т.д.).  Одновременно с заключением договора я получил доступ к большому объему информации о том? как устроено страхование в Таиланде. Кроме того, всегда можно попросить разъяснений, если что-то непонятно.

О том,  что я нарыл расскажу в несколько приемов.
Для начала несколько общих тем.

Страховой рынок в Таиланде достаточно развит. Помимо крупнейших международных игроков на нем толкаются и сильные местные компании. Крупные тайские банки имеют в своих группах страховые компании. В результате разница в тарифах разных компаний на одни и те же страховые услуги минимальна, порядка 10%. Искать страховку «подешевле» смысла особого не имеет.  Искать можно сервис получше, страхового агента потолковее, ну и дополнительные услуги и фишечки у каждой компании свои. Тут уж кому что нравится. А деньги заплатить придется примерно одинаковые.
В условиях и тараифах страховых услуг заметно несколько другой подход к страхованию, нежели привычный нам. Это достаточно сложно «выразить математически», но попробую образно J.
Для начала, мы не привыкли страховаться. Культура у нас такая. И государство нас часто в этом поддерживает.  Случилось наводнение - выделяются из бюджета деньги на помощь пострадавшим. Случилась авария в метро - опять таки власти бодро рапортуют о том, кто сколько получит. Когда и как получит это уже дело десятое, главное в мозгах откладывается, что случись чего, тебе государство что-то должно и не бросит. Какой смысл тогда тратиться?
Поэтому далеко не каждого русского человека можно уговорить купить страховку. А уж если его уговорили, то его отношение можно выразить так: «Я купил страховку и теперь, если что, страховая компания за все заплатит». Это прослеживается как в наборе рисков  (У нас в страхуют от всего подряд: цунами и тайфуны, наводнения и землетрясения), так и артикулируется продавцами страховок ( «Да это не дешево, но вы будете спать спокойно. Если что-то случится, то страховка все покроет»).  В результате, человек сначала верит в то, что защитил себя от всего, а потом, когда что-то случилось, начинает выяснять неожиданные подробности. То про франшизу ему забудут сказать, то про оговорки, из-за которых вообще потом откажут в выплате. Если выплачивают, то начинаются споры про процент износа, или разницу между страховой суммой и рыночной. В результате человек оказывается разочарован. Вроде бы и страховался, но все равно приходится нести расходы.
В Таиланде, а скорее всего и не только здесь, подход несколько другой.
Во-первых, никакое государство ничем тебе не обязано. Хватит у  тебя денег покрыть непредвиденные расходы или нет, никого не волнует.  Нет денег в заначке - иди страхуйся.
Во-вторых, декларируемая компанией цель страховки не в том, чтобы полностью покрыть все расходы от страхового случая, а сделать так, чтобы этот случай клиента не разорил.  Страховая компания честно дает понять - если случится что-то серьезное, то расходы у тебя все равно будут, но те случаи, когда платить нижно будет много и сразу, мы тебе как раз и застрахуем. Будет, конечно, неприятно, но не разоришься.  Взамен «иллюзии полной защищенности» клиенту предлагаются гораздо более умеренные тарифы, нежели те к которым мы привыкли в России. Ну и более спокойное отношение к выплатам. Не смотрят тут на клиента, пришедшего за выплатой как на потенциального мошенника, который хочет нажиться на страховой компании.
Теперь поподробнее.
Начнем с автострахования, или как тут выражаются,  Motor Insurance.
В Таиланде существует обязательное страхование гражданской ответственности, аналог российского ОСАГО. Стоимость такого полиса весьма невелика. К примеру, для легковой машины в личном пользовании, 645 батов в год. При этом в полис не нужно вписывать водителей, которые потом будут иметь право на машине ездить. Получил полис, предъявил при техосмотре, получил наклейку на лобовое стекло и спокойно катаешься год.
Правда, полис  этот, как стоит мало, так и покрывает немного. Лимит покрытия - до 200.000 батов  в случае ответственности за смерть  и до 50.000 батов за  повреждение здоровья. О возмещении ущерба причиненного железу речи вообще не идет.
Для людей, которые хотят действительно застраховать себя от непредвиденных, но вполне вероятных расходов есть добровольное страхование, достаточно популярное. Среди иностранцев, живущих в Таиланде, добровольное страхование еще более популярно. Связано это с тем,  что в случае какого-то происшествия в котором участвует таец и иностранец, полиция и суд постараются признать виновным именно иностранца. Такие уж тут обычаи. Причем именно постараются: если вы стоите на светофоре и в зад вам въехал таец, то тут проблем не будет. Но в любой  более сложной ситуации, если хоть в чем-то можно обвинить фаранга,  то обвинят именно его.  Связано это, по-моему, со святой верой в то, что все иностранцы как один богатые и от них не убудет, а своим нужно помогать.  Даже если фаранг признан невиновным в аварии, но в ней пострадал таец, то фаранга будут всячески уговаривать помочь пострадавшему материально. По той же самой причине. У фарангов денег много, а у тайцев мало. Надо делиться.


Итак, страховаться, конечно, не обязательно, но очень рекомендуется. Не только потому, что страховая компания покроет расходы, но и потому, что поможет в разборках с полицией, судом и пострадавшими, что очень важно.
Риски, от которых страхуют местные страховые компании достаточно сильно отличаются от привычных нам в России.
Что покрывается сраховкой:
Own damage - Собственный ущерб  (В страхуемые риски может входить как полный список возможных рисков, так,и , например, только повреждение в аварии, кража или пожар. Во втором случае полис гораздо дешевле выйдет. По тайским правилам  страховкой покрывается не более 80% от рыночной стоимости машины. Поэтому если ты  покупаешь машину, скажем за миллион, то ее оценивают в 800 тысяч и на эту сумму страхуют, и, в случае чего, эту сумму и выплачивают полностью.  Российские страховщики в такой ситуации страхуют на полную сумму и страховую премию от нее рассчитывают, а потом при расчете ущерба начинают учитывать процент износа. Часто, гораздо больший.)
Third part liability - Гражданская ответственность перед третьими лицами (Обязательно выделяется ущерб здоровью и ущерб имуществу. Размер покрытия зависит от выбранного пакета страхования. Как правило от 1 млн. до 5 млн.  Причем ущерб здоровью оплачивается каждому пострадавшему, общий лимит ответственности страховой компании- 10 млн. батов.)
Personal Accident - Персональный ущерб (Как правило,  до 100 тысяч батов на человека. Имееется в виду ущерб от потери трудоспособности, органов, частей тела и тому подобное. В российской практике это соответствует риску страхования жизни. Застрахованными считаются все, кто находился в момент аварии в машине. Сумма, конечно, небольшая, но это фактически бонус к страхованию железа, а не отдельная страховка. )
Medical Expenses - Медицинские расходы (Тоже до 100 тысяч батов на человека. Хватит конечно только на самые простые медицинские манипуляции, но тем не менее, при наличии такой страховки медицинскую помошь начнешь получать сразу, как попадешь в больницу, даже если денег при себе не окажется.)
Bail Bond - Судебный залог (В русском языке даже страхового термина такого нет, но это сумма судебного залога, необходимого, чтобы тебя не держали после аварии в каталажке, если происшествие серьезное. Покрывается до 200 тысяч. Уж не знаю, хватает или нет. J)
У некоторых компаний, например у «АХА», еще есть интересная опция - где ремонтировать машину.  Как и в России, машину можно ремонтировать у официального дилера, который будет просто менять поврежденные детали на новые оригинальные. А можно и не у дилера. Тогда перед тем, как что-то менять его постараются отремонтировать, а если будут что-то менять, то постараются найти неоригинальные запчасти, которые дешевле.  Вот чтоб не было потом споров, при оформлении страховки можно сразу выбрать - больше заплатить и покруче отремонтировать, или заплатить меньше, но и ремонт получить подемократичней.
Сколько это стоит?  Не так уж и много. Скажем, новая Тойота Королла (в средней комплектациии, не импортированная, а сделанная в Таиланде и носящая гордое имя Altis), которая предположим стоит 875.000 батов возьмут на страхование за 80% стоимости, т.е. за 700.000. Страховка  будет стоить (опять таки, по среднему страховому пакету)  17.300 батов в год - 2,5%, а если машину, в случае чего, ремонтировать не у дилера, то 12.700 батов в год - 1,7%).
Кто сталкивался со страхованием КАСКО в России, может сравнить.
Есть ли франшиза в тайских страховках?  Есть, куда же без нее. Она делится на две части - установленную законодательством - 1000 батов и установленную договором.  Договорная часть может быть, а может и не быть. Её размер - от 2000 до 5000 батов и берется она, что важно,  только в том случае, если ты виноват в аварии ты, или виновник неизвестен.  Сумма, по сравнению с теми же российскими реалиями, вполне щадящая. У нас, насколько помню, 5% франшиза до сих пор норма.
Интересная ситуация с застрахованными лицами. Как и в России, в полиcе пишется владелец машины и  можно вписать еще водителей, допущенных к управлению. Это приведет к удешевлению страховки. Но это совсем не значит, что машину нельзя дать кому-то другому.  Если в аварию попадет какой-то водитель, не указанный в полисе, но при этом у него будут права и содержание алкоголя в крови будет меньше 150мг на литр (вот не знаю, сколько это в промилях) и за руль он сядет с согласия владельца, то страховку все равно выплатят. Правда, размер франшизы в этом случае будет больше.  Например 6.000 батов вместо 2.000. В правилах страхования отдельно оговаривается, что страховая компания не будет предъявлять к такому водителю требований в порядке регресса.



Пакетов страхования у каждой страховой компании множество.  У “AXA”, чьими агентами мы являемся, их, например, 5 штук  - на любой вкус и кошелек. Остается только выбрать наиболее подходящий  для себя.
Если выбирать самую крутую, так называемую «первоклассную» ( First Class Insurance),  то в список застрахованных рисков добавится куча всего, типа вандализма, терактов, взрывов, ударов молний и других стихийных бедствий. Плюс, еще компания оплатит возможные судебные расходы. Стоить это будет для той же самой машины, о которой говорили выше,  уже 19.630 батов (2,8% от страховой суммы, жуткие деньги).
Страхование на следующий год будет процентов на 20% дешевле, если не было страховых случаев по твоей вине. А если ты пять лет умудрился проездить без аварий по твоей вине, то стоимость страховки упадет до 50%. «No claim bonus» называется.
Ну и, вдобавок, приличные страховые компании к старховке добавляют бесплатно услугу Roadside Service (Помошь на дороге). Это не аварийный комиссар, который есть по умолчанию и должен привывать к месту аварии в течение 30 минут. Помощь на дороге предполагает, что если ты сломался, то по звонку в страховую компанию к тебе приедут и либо починят на месте, если смогут (ты заплатишь только за  запчасти), либо нальют бензина, доехать до ближайшей заправки (опять таки бесплатно, но в пределах 20 литров в год), либо отбуксируют в ближайшую мастерскую (бесплатно до 100 километров буксировки).  Если с машиной что-то более серьезное,  то  посадят на ближайший автобус, поезд самолет и отправят куда тебе надо.
Ремонт машины после аварии выглядит в теории достаточно просто - страховая компания дает список мастерских, с которыми она работает, ты выбираешь понравившуюся из списка и загоняешь машину. Рассчитывается компания сама, ты платишь только сумму франшизы.  Несмотря на то, что машина страхуется за 80% от ее реальной стоимости, ремонт оплачивается полностью. Если стоимость ремонта превышает 70% от страховой стоимости машины, то страховая компания выплачивает тебе всю сумму и забирает себе остатки машинына запчасти. А ты идешь в магазин за новой машиной, еще красивее, но уже немного поменьше. J

В следующий раз расскажу про страхование от несчастных случаев.

P.S. Tем, кто интересуется темой страхования в Таиланде, рекомендую заглянуть на сайт www.sclub-ins.com Там я выложил самую подробную и актальную известную мне информацию по страхованию, включая цены и условия.
Previous post Next post
Up