Продолжаем наш "круглый нерелигиозный стол". Внизу сделаю оглавление, чтобы было удобно читать.
А сейчас хочу ответить на вопрос, заданный практически всеми в разных вариантах:
- Как давно начался Ваш уход от религии и чем он по Вашему мнению был вызван?
- Почему вы приняли решение уйти из веры, что послужило толчком для этого?
- Как вы вообще начали задумываться о том, чтобы покинуть ортодоксальный мир? Что послужило отправным фактором? И что в этом плане стало "последней каплей", когда вы приняли окончательное решение?
- В какой момент вы осознали, что ваша жизнь нуждается в изменении? Было ли это одномоментно или постепенно вырастало?
- Есть ли какой-то один самый главный фактор, повлиявший на решение порвать с прошлым?
* * *
Я бы отметила у себя три поворотных момента. Для большей наглядности расположу их на моей биографической "временной оси" - конечно, в биографии событий было гораздо больше, я написала самые ключевые:
1990 - поступление в еврейскую школу в Ленинграде - мне 11 лет
1994 - отъезд в Израиль и поступление в "Бейт Ульпану" (религиозная школа для девочек из России, направленная на привлечение их к религии) - 15 лет
1995 - поступление в "Бейт Яаков" (ультраортодоксальная школа для израильтянок из "черных семей") - 16 лет
1998 - брак - 18 лет
2000 - рождение Леи - 20 лет
январь 2002 - рождение Рухамы - 22 года
июнь 2002 - трансплантация костного мозга - 23 года
Так вот первым звоночком был Новый год. Самый наш родной советский Новый год, который ни разу не Рождество, а просто праздник из детства, полный волшебного ожидания и сладостной подготовки - открытки, подарки, елочные веточки и шарики. Такой самый незамутненный праздник. В жизни новообращенного иудея этот невинный праздник тем временем превращен в истинное исчадие ада: христианство, идолопоклонство, нам это не можно, это все чужое, елку срубить, игрушки растоптать и расплевать, а любить положено только наши еврейские праздники, которые испокон веку есть Суккот, Ханука и Песах (ну и остальные).
Несколько лет подряд (я бы сказала, с 1994, поступив в Бейт Ульпану, и до 2002 где-то) я очень старалась так и думать, и главное, чувствовать: все чужое, все нельзя, а наш только Песах с Пуримом. Но чем дальше, тем горше скреблось где-то внутри ощущение, что конечно, все положенные еврейские праздники мы справляем, а вот радости они не приносят, и праздниками не ощущаются. По сути, я себя обнаружила между двумя стульями: Новый год мы похерили, а к новым праздникам не прикипели.
Но как-то лямка тянулась, праздники положенные праздновались как положено, Новый год из детства был нарочито чужим и поганым. Пока волею судьбы в 2001 году мы не переехали из Кирьят Сефера (он же Модиин Илит), из тепличной ультраортодоксальной жизни, в Иерусалим, в Тальпиот, и стали мы жить по соседству с моими родителями: я перенесла трансплантацию костного мозга из-за лейкемии, и было удобно жить поближе к больнице и по соседству с родителями (и бабушкой и сестрой), т.к. я была в не очень рабочем состоянии, и они помогали нам с маленькими детьми. Так или иначе, но бывала я у них ежедневно - в обычном светском доме, где шла обычная безыскусная жизнь: работа, учеба, повседневные дела. И был телевизор (которого я тоже, кстати, уже несколько лет не видела - ультраортодоксы его запрещают).
И вот в декабре в телевизоре началась предновогодняя атмосфера, елочки на экране, хвойные веточки с новогодними украшениями, мишура. Ну а 31 декабря помню, как я валялась на диване у родителей дома, смотрела на предновогоднюю суету: оливье, шуба, нарядные подарки сложены в углу, украшена маленькая елочка. По телевизору показывали всякую эстрадную муть, но ощущение было такое, как много лет назад: ощущение праздника. Впервые за много лет у меня возникло это ощущение - которое не приходило ни в один из положенных еврейских праздников, радостное чувство.
И помню, как мысль "Мне не хватает Нового года, хочу, как раньше, этот праздник", крамольная мысль, которой положено стыдиться - не должно закрадываться таких мыслей в кристально чистой иудейской голове! - поразила меня своей простотой. И вот эта смелость - сказать себе "Хочу Новый год!", признаться в том, что все то, в чем я живу - оно похоже не мое, а мое - то, что было отвергнуто, была первым шагом наружу.
PS: Про еврейские праздники, наше с детьми к ним отношение и их влияние на жизнь стоит рассказать отдельно, это будет большой пост.
* * *
Вторым звонком, толчком к раздумьям, что мне и детям эта идеология не по дороге, послужил следующий случай, было это в 2006 году. Вела я четырехлетнюю младшую дочь Рухаму из детского садика домой. Идем по улице мимо какой-то стройки, там рабочие работали азиатской внешности, филиппинцы, может. И вдруг смотрю - Рухама как-то очень неестественно голову выворачивает, вбок криво смотрит. Я ее спрашиваю: "Хамочка, что у тебя с шеей, что случилось?"
И мне Рухама нежным голоском сообщает: "Они гоим (неевреи), у них нечистые лица, нам воспитательница сказала на них не смотреть".
Как-то по мне это здорово ударило - потому что масса моих любимых родственников и друзей из этих самых "нечистых лиц", и как нам с этим дальше жить? Помню острое ощущение: надо бегом бежать отсюда. Причем уже были у меня инциденты из этой оперы (скажем, реакция знакомой, бывшей россиянки, ныне правоверной ультраортодоксальной иудейки, на то, что я передаю в Петербург лекарство своей пожилой учительнице: "Она русская? Ну, животным тоже надо помогать"), мне было неприятно, передергивало, но как-то я мимо себя это пропускала. А вот когда мне моя собственная драгоценная дочь сообщила, что на гоев смотреть нельзя, это уже было ой-ой-ой.
* * *
Ну и третьим поворотным этапом, когда я перешла от мыслей к действиям, произошел году в 2012. Собственно, мой уход "налево" как раз начался с еды.
Я очень люблю соусы и подливы. И люблю собрать их хлебом с тарелки. Для этого мне нужен маленький кусочек хлеба. И в этом маленьком кусочке хлеба была для меня огромная проблема.
Если я ела весь обед с хлебом - то есть сделала омовение рук, не прервалась между омовением рук и благословением на хлеб (нельзя между этими двумя делами ничего говорить и мыслями лучше тоже не отвлекаться), сказала благословение на хлеб (коротенькая молитва), съела за нужное время молча нужный объем хлеба и в конце сказала "молитву после хлеба" (а вот она уже довольно длинная), то никаких проблем нет. Ешь себе хлеб, приятного аппетита.
Но иногда мне не хочется есть нужное количество хлеба, а если уж совсем начистоту, то лень заводить весь этот церемониал с мытьем рук, едой хлеба за нужное время, молитвой после хлеба. Мне всего лишь хочется сьесть маленький кусочек хлеба с подливкой! Вот тут начинаются проблемы: после хлеба надо сказать молитву после хлеба, но его можно говорить только если быстро сьел нужный объем хлеба, а если я не собираюсь есть изначально нужный объем хлеба, а лишь маленький кусочек, то я себя намеренно ввожу в ситуацию проблемы: надо говорить молитву или не надо? Поэтому люди правильные не едят маленький кусочек хлеба с подливкой, чтобы не попадать в проблемную ситуацию. И в какой-то момент мне это надоело: блин, я всего лишь хочу собрать хлебом подливку!!!! А получается целая теологическая трагедия с угрызениями совести и душевными терзаниями.
Было время, когда я вообще прекратила есть хлеб из-за всей этой накрученной вокруг него церемонии. А еще помню, как завидовала своей бабушке: она садилась пить кофе, и намазывала себе маленький кусочек хлеба маслом, больше ей было не надо. А я тоже хотела иногда просто съесть кусочек хлеба - но это было сопряжено со всей этой шекспировской трагедией. А чего я, собственно, хотела - миллионов денег? Славы? Каких-то благ? Нет, просто хотела съесть кусочек хлеба. Это было, помню, "точкой поворота" - мысли и мучения были и до этого по массе пунктов, но перевесил все кусочек хлеба. Я забила на требование съесть сколько надо, за сколько надо, омыв руки, прочтя все молитвы. Просто стала есть хлеб - как хочу, когда хочу.
Ну вот как-то так :)
* * *
Обещанное оглавление:
- Исходный пост с
вопросами про уход из религии- Пост про
жизнь в ортодоксальной общине-
Наша идеальная среда и ответ на вопрос, могла ли бы я сменить ультрарелигиозное общество на религиозно-национальный лагерь, решило ли бы это проблемы с религией.