Глава III. Дорожные приключения, внезапный Углич и 1-я часть забега по Ярославлю.
01. Карта маршрута.
Ссылка на карту в любом масштабе. 02. Перегон от Калязина до Ярославля.
С неудовольствием, по крайней мере, с моим, мы расстались с Калязином и покатили в сторону Ярославля. И тут навигатор сошёл с ума. Нас болтало по этому грешному миру, вместо скорости отображался год рождения бабушки, потом навигатор на минуту приходил в себя, но начинал жутко тормозить, а через несколько минут всё начиналось по новой. «Глушилки», - подумал Штирлиц и оказался прав. Пришлось вспоминать олдскульные времена, когда ездили по пачке Беломора, а навыки-то уже, в изрядной степени, атрофировались. Результат закономерен - мы зевнули знак и потащились через Углич, заезжать в который не собирались.
Ваш покорный слуга совершил попытку к бегству с целью фотографирования, но был железной рукой возвращён на место, так что вот вам фотографии Углича из богомерзких энторнетов.
03. Вид на Угличский кремль с дрона.
04. Церковь Дмитрия на Крови, Спасо-Преображенский собор, Богоявленский собор.
05. Богоявленский собор и бывшие торговые ряды на Успенской площади.
С приключениями, по пачке Беломора выбрались из Углича. На трассе навигатор по-прежнему дурил, но меньше. Шоу долгоносиков приобрело прежнюю силу на подъезде к Ярославлю, но мы героически прорвались к намеченной точке - столовой, названной, как мне показалось, с претензией - Евростоловая «Лимон». Кстати, рекомендую - замечательнейшая столовая: кормёжка вкусная, порции большие, цены гуманные, из окон хороший вид на Ярославльский кремль и Богоявленскую церковь, туалет чистый. Вот только причём тут «Евростоловая» - тайна великая есть. Просто «столовой» назваться нельзя было?
06. Интерьер столовой. Покрадено в интернете.
Да, чуть не забыл, адрес заведения: Ярославль, ул. Большая Октябрьская, 28.
Отобедавши, мы отправились грабить город, в смысле, таращиться. Кремль решили оставить на потом. Спойлер «потом» не случилось - загулялись, цигель-цигель, ай-лю-лю.
07. Схема нашего забега по Ярославлю, без указания пути до парковки (машину мы бросили в роскошном тупике, ибо с парковками в Ярославле туго).
Как видите, шатания оказались бессистемными - в режиме «куда глаза глядят», но в этом есть своя прелесть - за каждым поворотом ждут открытия. А в Ярославль, таки, надо ехать по-серьёзному, на несколько дней. Ну, а теперь фотоотчёт:
08. Богоявленская церковь.
09. Она же.
Построена в 1684-1693 гг. на средства купца гостиной сотни Алексея Авраамовича Зубчанинова. Известна фресковой росписью и изразцовым убранством фасадов. Расположена на названной по ней площади.
Бесстолпный пятиглавый храм без подклета перекрыт сводом. Барабаны с главами стоят на крупных декоративных кокошниках. С юга к храму примыкает придел вологодского святого Дмитрия Прилуцкого, с севера - придел в воспоминание Страшного суда Христова. Внутреннее пространство основного куба освещено девятью высокими окнами.
Внутри мы не были и убранство не оценили, а изразцы - очень даже.
10. Улица Комсомольская в месте впадения её в Богоявленскую площадь.
Комсомольская улица (бывшая часть Вологодской улицы, Большая линия, линия Социализма) - улица в историческом центре города Ярославля. Лежит между площадью Волкова и Богоявленской площадью. Движение по улице одностороннее.
Улица вдоль внешней стороны стен
Земляного города образовалась после его строительства в 1536 году. Первое известное название улицы - Богородицкая, по располагавшейся на ней
церкви Рождества Богородицы (снесена в 1930-е гг.).
При
перестройке города по регулярному плану 1778 г. улица вдоль рва Земляного города, от Волжской набережной до
Спасо-Преображенского монастыря, была расширена и получила название Вологодская улица по городу Вологде. В конце XVIII в. часть укреплений Земляного города между
Угличской и
Власьевской башнями была срыта и на их месте образована большая торговая площадь. В 1790-е годы по Вологодской улице вдоль площади была построена линия каменных «сплошной фасадой» постоялых дворов с лавками, по которым за этим участком улицы закрепилось название Большая линия постоялых дворов, к концу XIX в. сократившееся до Большая линия.
В 1813-1818 гг. на площади был возведён новый
Гостиный двор и улица приобрела современные очертания.
В 1900 г. по улице была проложена
трамвайная линия.
В июле 1918 г. в результате
артиллерийского обстрела города Красной армией многие здания на Большой линии сильно пострадали. Южное крыло Гостиного двора было полностью разрушено. В том же году большевики переименовали Большую линию в линию Социализма. В октябре 1933 г. по случаю празднования 15-летия основания комсомола вновь переименовали в Комсомольскую улицу.
В 1975 г. трамвайную линию демонтировали.
Имеются на улице и памятники архитектуры. Даже в количествах.
11. Дом №22. Главпочтамт города Ярославль. Бывший доходный дом Пастуховых, с конца XIX в. до 1918 г. - здание гимназии О. Н. Корсунской. Построен в 1854 г. Архитектурный стиль - классицизм.
12. Дом №20. Построен, видимо, в середине XIX в. Архитектурный стиль, пожалуй, всё же классицизм.
13. Дом №20А. Бывший дом Горшкова. Построен в 1899 г. Архитектурный стиль, таки, модерн. Фото покрадено в интернете. Дом мы видели, но сфотографировать я его забыл.
14. Вид на чётную сторону улицы. Третий - дом №16 или дом Пастухова. Построен в середине XIX в. Архитектурный стиль - классицизм. Четвёртый - №14 или Хлебозавод № 1. Бывший доходный дом Кузнецовых. Построен в 1852 г. Архитектурный стиль - классицизм.
15. Дом Пастухова крупным планом. Покрадено в интернете.
16. Дом Кузнецовых крупным планом. Покрадено в интернете.
17. Дом №12. Бывшая усадьба Соболевых. Построена в середине XIX в.
18. Дом №10. Бывший дом Барановых. Построен в конце XIX в. Архитектурный стиль - эклектика.
19. Маленький жёлтый домик с пилястрами - это дом №8, он же дом Белоусова. Построен в конце XIX в. Архитектурный стиль - эклектика.
20. Так дом Белоусова видно лучше.
21. Дом №4а или бывший дом Моховых. Построен в конце XVIII в. в стиле классицизма, но в процессе бытования часть декора утратил, а часть приобрёл, так что теперь вполне себе эклектичен.
22. Дом №4, он же бывший дом Поляковых. Построен в конце XVIII в. в стиле классицизма и, в целом, сохранил его.
А теперь по нечётной стороне.
23. Дом №3. Бывший дом Салтыкова, позже здание коммунального банка. Построен в 1796 г., перестроен в 1825 и 1907 гг, но формы классицизма сохранил. Ныне один из корпусов ЯрГУ.
24. Дом №5. Новый корпус Торговых рядов. Построен в 1911 г. Архитектурный стиль - эклектика.
25. Главный фасад. Покрадено в интернете.
Ну вот, одну улицу мы прошли. Помнится, тогда разговор у нас крутился вокруг того, что исторических храмов в Ярославле уцелело куда больше, чем в Твери, а вот застройка центра в Твери, не смотря на всю её эклектичность, всё же строже. Или нет. К общему мнению так и не пришли, а улица кончилась.
26. Вид на улицу Свободы.
26. Ещё один.
27. Советского неоклассицизма вам в ленту. Дом №40/2 по улице Ушинского, он же бывшая гостиница "Ярославль". Здание 1936 г. постройки, проект архитектора Капачинского С. П. Для постройки гостиницы был организован конкурс с участием ярославских архитекторов. В годы войны в ней размещался госпиталь, в конце 1944 - начале 1945 гг. - Резервное фронтовое управление Ставки Верховного Главнокомандующего.
28. Площадь Волкова и здание Драмтеатра им. Волкова. Старейшего в России, между прочим.
Здание до крайности примечательно - здесь гнездится
старейший в России драматический театр, основанный в конце 1740-х купеческим сыном Фёдором Григорьевичем Волковым в отцовском кожевенном сарае. Полную историю театра можно прочесть по ссылке выше (это надо сделать обязательно).
А теперь об архитектуре. Нынешнее здание (уже 4-ое на этом месте) было построено в 1909 - 1911 гг. по проекту молодого архитектора
Н. А. Спирина, выигравшего, к всеобщему удивлению, всероссийский конкурс, организованный Ярославльской Городской Думой.
29. Драмтеатр поближе.
30. Крупный план.
31. Ночью. Покрадено в интернете.
Здание, как видите, выдержано в формах неоклассицизма, а в декоре главную роль играют театральные элементы: а фасаде театра и боковых стенах - скульптурные композиции, на портике - скульптурная группа, в центре которой - покровитель искусств Аполлон-кифаред, слева - муза трагедии Мельпомена, справа - муза комедии Талия (или, по другой версии, муза лирической поэзии Евтерпа). Боковые скульптурные горельефы (метопы) посвящены мотивам античной трагедии. А вообще Спирин и не скрывал, что взял в качестве прототипа один из самых известных образцов московского классицизма - конный двор в Кузьминках, построенный по проекту Д. Жилярди.
А теперь Кру-гом! В 17-й век шагом! Марш!
Но об этом уже в следующей главе.
Предыдущие части:
Часть I, Глава I; Часть I, Глава II;