Предыдущие части:
Часть I, Глава I:
https://vodnik-t.livejournal.com/19897.html Часть I, Глава II:
https://vodnik-t.livejournal.com/20006.html Часть II, Глава I:
https://vodnik-t.livejournal.com/20467.html Часть II, Глава II:
https://vodnik-t.livejournal.com/20727.html Часть III, Глава I:
https://vodnik-t.livejournal.com/20810.html Часть III, Глава II:
https://vodnik-t.livejournal.com/20996.html Часть III, Глава III:
https://vodnik-t.livejournal.com/21327.html Часть IV. Сортавала и Валаам. Глава I. Сортавала.
Это был день закрытия гештальтов. Дело в том, что про Валаам и Кижи я узнал в возрасте примерно десяти лет, но побывать там никак не получалось. Прямо злой рок какой-то. Сколько раз я это планировал, но всё время что-то мешало. Уже все родственники там побывали, а мне Дорогое Мироздание всё крутило фигуру из трёх пальцев. Увидеть Валаам и Кижи превратилось у меня в навязчивую идею. И вот сегодня первая часть детской мечты должна была осуществиться.
С вечера я добровольно вызвался накормить народ завтраком и вот теперь жарил омлет и тихонько напевал:
Мы своё призванье не забудем -
Смех и радость мы приносим людям.
Нам дворцов заманчивые своды
Не заменят никогда свободы,
Не заменят никогда свободы.
Закрыл сковородку крышкой и опять замурлыкал
Наш ковёр - цветочная поляна,
Наши стены - сосны-великаны.
Наша крыша - небо голубое,
Наше счастье - жить такой судьбою,
Наше счастье - жить такой судьбою.
И тут меня перебил звук. Странный, невозможный в наше время. Я вспомнил, что он меня разбудил за несколько минут до будильника, а ещё я слышал его вечером, но посчитал, что он доносится от какого-то аттракциона в парке. Это был паровозный гудок...
Спешу обрадовать читателей - я не спятил. Это действительно гудел паровоз. Помните я рассказывал про железную дорогу, которую мы пересекали 11 раз? Так вот, по ней, кажется два раза в неделю, ходит ретро-поезд с настоящим паровозом, но с современными вагонами.
Паровоз в Сортавале
А вот до парка Рускеала и обратно ежедневно ходит всамделишный - не только с паровозом, но и с пульмановскими вагонами, правда, не 1910-х годов, а конца 50-х - начала 60-х. Помните повесть Аркадия Гайдара «Судьба барабанщика»? Так вот, описанный там мягкий вагон и есть советский пульман.
Мы, к сожалению, этого поезда не видели (только паровоз) и на нём не ездили, так что фотографии надёрганы из интернета, а на них dolce vita и декаданс то ли 1910-х, то ли 1950-х годов. Аж завидно стало, так что не успев закрыть один гештальт, я открыл другой - хочу съездить в Рускеалу на этом поезде. Да и Сортавалу не помешает посмотреть как следует.
Рускеальский экспресс
Интерьеры купе II класса. Видно, тут особо не заморачивались - переделали вагон Тверского вагонзавода.
Вагон III класса
Купе вагона I класса.
Вагон-ресторан
Вот такие роскошь, декаданс и разложение.
Кстати, не помешает рассказать о Сортавале. Территория нынешнего города Сортавала издавна была населена людьми, о чём свидетельствуют археологические находки каменного и железного
вековв близ Нукутталахти (остров Риеккала), эпохи викингов в Хернемяки и Хелюля. В городище Паасо с конца I тысячелетия существовало укреплённое поселение. Так что люди, причём, именно оседлые земледельцы, жили тут очень давно.
Первое упоминание острова в русских источниках содержится в Писцовой книге Водской пятины 1500 года, где на острове Риеккала перечислены Никольская церковь - центр Никольского Сердобольского погоста Корельского уезда, а также поселения Попов Берег (скорее всего - двор священника) и Ригола (Риеккала). Селения на острове и в дальнейшем упоминаются в шведских переписных списках, например, в Списке податных домов 1590 года уже под своим карельским названием Papilan randa упоминается Попов Берег с населением 13 дворов, там же указана и Риеккала, самое большое поселение Никольского Сердобольского погоста с населением 30 дворов.
Первое упоминание о поселении встречается в русско-шведском пограничном соглашении 1468 года: «Не должно наносить никакого вреда в Сортевала». Самым ранним источником, регистрирующим этот топоним на русском языке, является «Переписная окладная книга Вотской пятины» 1500 года, где имеется запись: «В Сердовольском же погосте волости монастырские. Волость Спасская Валаамского монастыря в Сердоволе…». Ко времени первого письменного упоминания (XV век) на острове Риеккалансари сформировался центр Николо-Сердовольского погоста Корельской земли.
В 1617 году, согласно Столбовскому мирному договору, Сердовольский погост отошёл к Швеции.
В 1632 году неподалёку от погоста по указу короля Густава II Адольфа было основано селение Сордавалла (швед. Sordavalla), получившее статус города в 1646 году.
В январе 1705 года, в ходе Северной войны, Сордавалла была на три дня захвачена русскими войсками, перешедшими по льду Ладожское озеро.
По Ништадтскому мирному договору 1721 года, вся Старая Финляндия (и Сордавалла в том числе) отошла к России. На отвоёванной территории была образована Выборгская провинция, а Сордавалла была переименована в Сердоболь.
Во время Северной войны город подвергся сильному разрушению и вновь получил статус города только в 1783 году, в ходе губернской реформы Екатерины II Великой. В ходе этой реформы летом 1783 года Выборгская губерния была преобразована в Выборгское наместничество (без изменения территории).
В 1811 году Выборгская губерния вошла в состав Великого княжества Финляндского (в 1809 году вошедшего в состав Российской империи). Сердоболь был центром Сердобольского уезда, одного из 9 уездов губернии.
В 1873 году была построена каменная церковь во имя апостолов Петра и Павла (ныне - Никольская), в 1881 году открылась учительская семинария, в 1888 году - духовная семинария.
В 1881 году была запущена фабрика по производству мебели, при которой был организован лесопильный завод.
В конце XIX века имелось срочное пароходное сообщение с Санкт-Петербургом, Шлиссельбургом и Валаамом. Жителей было 1336, преимущественно финны. Имелась также финская учительская семинария, низшее ремесленное училище и 1 школа, женская гимназия и мужской лицей, 1 лютеранская и 2 православные церкви (из последних одна XVII века); этнографический музей в здании ратуши. Торговля была незначительна; через Сердоболь вывозился в Россию камень, добываемый у северного берега Ладожского озера, верстах в 8 от города находились ломки чёрного и серо-чёрного сиенито-гранита, гранита и мрамора.
В ноябре 1893 года было завершено строительство 139-км ветки Антреа - Сердоболь (части железной дороги Выборг-Йоэнсуу) - в Сердоболь была проложена железная дорога.
Примерно в 1900 году в городе начал работать машиностроительный завод. Именно он, вероятно, был реорганизован в верфь Sortavalan Telakka ja Konepaja Oy, строительство производственных корпусов которой в Сердобольском уезде упоминается в 1916 году.
В 1901 году, по проекту архитектора Ю. Аренберга, было построено здание мужского лицея, в 1911 году - здание женской школы. В 1908 году в городе открылась торгово-промышленная школа.
В 1918 году, когда Великое княжество Финляндское стало независимой страной Финляндией, Сердоболь был переименован в Сортавалу. В Выборгской губернии Финляндии он был одним из 6 городов.
В 1920 году в Сортавалу из Хельсинки было перемещено Управление Православной церкви Финляндии, в 1931 году был построен комплекс зданий Управления по проекту архитектора Ю. Вийсте.
После окончания советско-финской войны 1939-1940 г., согласно Московскому договору, город был передан СССР и вошёл в состав новообразованной Карело-Финской ССР. Город стал центром созданного Сортавальского района. В Сортавальский район прибывали переселенцы из Ленинграда и других промышленных центров, рабочие и колхозники с Украины, из Белоруссии, Чувашии, Мордовии, Вологодской и других областей СССР.
В августе 1941 года, с началом войны между Германией (в союзе с Финляндией) и СССР, финны вернули контроль над городом и удерживали его до сентября 1944 года. После завершения 19 сентября 1944 года Советско-финской войны 1941-1944 годов согласно заключённому Московскому перемирию было восстановлено действие Московского договора 1940 года - Сортавала снова отошла к СССР.
В мае 1945 года в Сортавалу прибыл первый эшелон колхозников Сортавальского района, возвращённых из Вологодской области, куда они были эвакуированы в 1941 году.
В 1944 году в городе были восстановлены фанерный и рыбный заводы, суконная фабрика.
Герб города Сортавала
В 1958-1998 годы действовал Сортавальский мебельно-лыжный комбинат. У меня лыжи этого комбината в коридоре до сих пор стоят - рука не поднимается выбросить. Мама на них каталась, я катался - семейная реликвия, как ни крути.
31 октября 1958 года Сортавала утратила статус города республиканского подчинения и была включена в Сортавальский район.
В 1963-1972 годах в состав Сортавалы входил рабочий посёлок Хелюля.
С 1970 года Сортавала - самостоятельная административно-территориальная единица, Сортавальскому городскому совету были подчинены поселковые и сельские советы посёлков Валаам, Вяртсиля, Заозёрный, Кааламо, Пуйккола, Рускеала, Хаапалампи и Хелюля.
В 1990 году Сортавале был присвоен статус исторического города России.
Сейчас в Сортавале проживает 18600 человек. Город живёт торговлей лесом, изготовлением мебели и туризмом, причём, на взгляд заезжего отдыхающего, не бедствует. Заметно, что город приводят в порядок, а что привели в порядке поддерживают и это хорошо.
Однако, нас ждал Валаам. Так что мы быстро проглотили омлет и топа-топа-топа. Идти нам было около получаса, ибо короткой дороги мы тогда не знали, а спросить у Яндекса не догадались. И хорошо, что не догадались, если честно, ибо попутно смогли осмотреть многие достопримечательности Сортавалы.
По дороге мы встретили:
Здание Банка северных стран 1913 года постройки, выполненное архитектором Уно Ульбергом в мрачноватом и тяжеловесном стиле северного модерна. Сейчас в здании свила гнездо Почта России. Это серое мрачноватое здание под черепичной крышей.
И его конструктивистский и жизнерадостно-белый сосед - дом Туркама. Построен в 1937 году архитектором Эрки Хуттуненом. Нетипичное для финской архитектуры того времени вообще и для Сортавалы, в частности, здание. Во-первых, ярко-белое, во-вторых с настенной живописью, в третьих, с лоджиями, в четвёртых, в модном тогда в Европе стиле функционализма. Это сейчас лоджией и кошку не удивить, а для тогдашней финской глубинки это стало откровением и потрясением основ. Жаль только, что войну лоджии не пережили, как и фрески. Те, что мы видим - новодел. Но получилось хорошо.
Здание Банка северных стран (серый) и дом Туркама (белый)
Здание акционерного общества Riutta 1938 г постройки. Архитектор Фердинанд Салокангас создал его в мрачном и тяжеловесном стиле финского конструктивизма. Лоджии вполне возможно позаимствованы у дома Туркама. Так что не Аалто единым жива финская архитектура, да-с.
Здание акционерного общества Riutta Фотография Виктора Касаткина
Церковь святого Николая Чудотворца. Построена в 1873 году по проекту архитектора Николая Павловича Гребенко. Со строительством связана почти анекдотическая история. Дело в том, что городу Сортавала позарез требовалась православная церковь вместимостью, минимум, 250 человек и, в обязательном порядке, каменная. А Финляндское Духовное правление требуемой суммой не располагало. В смысле, денег было кот наплакал. Добрать недостающие средства с прихожан тоже не представлялось возможным. Следовательно, нужно было кровь из носу родить спонсора или, как тогда говорили мецената.
На счастье Духовного правления в городе Санкт-Петербурге жил и процветал купец 1-ой гильдии Григорий Петрович Елисеев. Да-да, тот самый, который, вместе с братьями, человек и магазин. И случилось же его степенству именно в этот момент по-крупному выиграть в лотерею.
Григорий Петрович расценил свалившиеся на голову лёгкие деньги, как нехорошее предзнаменование - ещё удачу в торговых делах заберут! Следовательно, во избежание, следует немедленно от них избавиться, но как? Вариант «пропить», из-за строгого старообрядческого воспитания фигуранта, даже не рассматривался.
И тут Финляндсое Духовное правление, здрасьте! Так что ситуация разрешилась ко всеобщему удовольствию. Его степенство душеполезным образом избавился от жгущих ляжку денег, Духовное правление изыскало средства на строительство церкви и избежало крайне неприятного и череватого безрадостными последствиями разговора со Священным Синодом, а город Сортавала приобрёл выигранную в лотерею церковь. Насколько мне известно, единственную в России.
Церковь св. Николая Чудотворца
Библейский дом. Он же Типография. Построен в 1914 году по проекту архитектора Вяйнё Леандера в стиле псевдоготики. По назначению, как ни странно, типография Лютеранского духовного общества. С 1940 года и по сей день - тоже типография. Стабильность - признак мастерства.
Библейский дом
А ещё нам попались премилые образцы деревянного зодчества конца XIX - начала XX века, построенные в петербургском или, если угодно, северном дачном стиле, столь популярном на рубеже веков. Жаль, что сфотографировать их как следует не удалось - они, как и положено уважающим себя дачам, умело прячутся в зелени.
Премилый деревянный дом конца XIX - начала XX века
Ещё один среди серебристых плакучих ив.
Дом купца Ивана Ситкойнена, изначально доходный дом, а нынче городская Администрация Сортавалы. Построен в 1907 году по проекту архитектора Пааво Уотилы в стиле северного модерна для потомка русских ренегатов, перешедших в лютеранство и оставшихся под властью шведского короля после того, как эти земли отошли к Швеции по Столбовскому мирному договору. Когда-то Ситкойнены звались Сидоровыми.
Дом купца Ивана Ситойнена
Дом Леандера. Построен в 1905 году по проекту трёх архитекторов: Элиеля Сааринена, Германа Гезелиуса и Армаса Линдгрена. Заказчиком выступил Национальный Акционерный банк в лице брата Элиеля Сааринена - Ханнес. Что вы, никакой семейственности и кумовства - просто банку нужны были лучшие, верно? Получилось, правда, хорошо, но по-фински сурово, мрачно и псевдо-готично.
Дом Леандера
Пожарное депо с каланчой. Построено в 1888 году по проекту архитектора Ивара Аминоффа. Как бы не самое старое деревянное здание в Сортавале, дожившее до наших дней.
Пожарное депо с каланчой
Сквер Кирова с фонтаном и скамейкой влюблённых. Скамейку сфотографировать не догадался, хотя проходил мимо три раза, так что пришлось ограбить интернет. И фонтан, и скамейка довольно милые и забавные. Судите сами:
Скамейка влюблённых. Кошка с собакой, как символ семейной жизни. Умилило.
Фонтан. Его щёлкнуть я догадался
Памятник рунопевцу Петри Шемейкки. Вообще-то есть официальное мнение, что образ рунопевца является собирательным, но местные в неё не верят и считают, что это памятник именно Петри Шемейкки, жившему в этих местах с 1821 по 1915 год, т.е. всю свою немаленькую жизнь. Кстати, ведь именно в Сортавале был записан национальный карельский эпос Калевала.
Забегая вперёд скажу, что Приладожье и Прионежье это просто заповедник народных эпосов. В Сортавале и окрестностях в 19 веке ещё помнили Калевалу, а на острове Кижи - русские былины. Да-да, именно там восстали из небытия Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Святогор, Микула Селянинович, Владимир Красно Солнышко, Забава Путятична, Соловей Разбойник, Садко-купец. Можете представить без них русскую культуру? Я - нет!
Так что Петри Шемейкки и другие хранители народной памяти сполна заслужили свой памятник. Один только вопрос меня мучит: отчего нет памятника русским сказителям - жителям острова Кижи, сохранившим для нас наш героический эпос? А ведь они известны поимённо, но памятником им стал лишь могильный крест старшего из них на кижском кладбище... Да и память Павла Николаевича Рыбникова, записавшего былины тоже не помешало бы увековечить!
А памятник Петри Шемейкки работы скульптора Алпо Сайло был установлен 20 июня 1935 года к столетию первого издания эпоса «Калевала», в сквере, планировка которого была выполнена архитектором Уно Ульбергом.
Памятник рунопевцу Петри Шемейкки
За памятником рунопевцу в конце сквера пряталось ещё одно примечательное здание - отделение Центрального банка Финляндии, а ныне отделение Центробанка России. Свято место пусто не бывает, да.
Здание построено в 1915 году по проекту архитектора Уно Уллберга. Этот достойный господин, похоже, вообще специализировался на банках. Из пяти имевшихся при Финляндии в Сортавале банков, три построены им.
А ещё херра Уллберг был явно неравнодушен к родным скалам и мрачным аспектам северной готики, северного классицизма и северного романтизма. Отмотайте этот опус вверх и посмотрите на здание Банка северных стран, чтобы убедиться.
Тут же - в здании Центробанка херра Уллберг превзошёл самого себя. Архитектурные элементы итальянского палаццо эпохи Квадроченто, выполненные из серого сортавальского гранита - квинтэссенция сурового финского романтизма! В самый раз для государственного «присутствия» - почему-то мне захотелось употребить именно это устаревшее название госучреждения. И ещё, это здание у меня чётко ассоциируется с логовом Главного Буржуина из сказки Аркадия Гайдара «Мальчиш-Кибальчиш». Вот такой выверт сознания.
Здание Банка Финляндии/Центробанка России
Но мы уже пришли. Вот причал и с него видны две, точнее, две с половиной достопримечательности: Карельский мост, кафе Сердоболь и Народная школа, точнее, виднеющаяся за деревьями крыша последней.
Надо всё же рассказать о каждом. Начнём, пожалуй, с моста.
Карельский мост был спроектирован датской инженерной конторой «Christiani & Nielsen» в 1930- 1931 гг. Мост длинной в 220 м и шириной 11 м хорошо вписался в общий облик города. Честно говоря, при первом взгляде на него я подумал, что это детище 70-х годов. Характерные пилоны опор, достаточно элегантный силуэт, даже некоторая неизбежная тяжеловесность балочных железобетонных мостов его не портит, поди ж ты...
Построили мост к трёхсотлетию основания города и сдали в эксплуатацию в юбилейном 1932 году. Это был первый в Финляндии мост, включённый в уличную сеть, да ещё и самый длинный в Суоми.
Однако, время шло, нагрузки увеличивались и не рассчитанный на это мост стал трещать. К 2011 году стало понятно, что надо предпринимать что-то радикальное, а то ой. И мост закрыли на реконструкцию и усиление. В 2013 году работы закончились и мост получил несколько иные, но сохраняющие прежнюю идею очертания. Совсем сохранить архитектурные идеи изначального проекта не вышло - сопромат не наэтосамишь, но люди старались и вышло хорошо.
Надо сказать несколько слов и про Народную школу, чья крыша виднеется за деревьями. Построена она была в 1929 году архитектором Юрьё Васкиненым , который строил, в основном, церкви и часовни. Одна из них расположена в Сортавале, на территории старого финского кладбища. Это Кладбищенская капелла или Карельская Евангелическо-Лютеранская Церковь. Сама школа построена в стиле неоклассицизм, пришедшего в противовес модерну и потому фасады её решены строго и с минимумом декора.
Карельский мост и крыша Народной школы
Вот тут хорошо виден изначальный вид Карельского моста (по состоянию на 1934 год) и Народная школа. Видите насколько бережно подошли к архитектурному решению моста при реконструкции и насколько строго и с минимальным декором решён фасад школы?
Карельский мост и Народная школа в 1934 году
Кафе Сердоболь. Когда построено и кто архитектор я в этих ваших энторнетах не нашёл, так что вынужден включить режим чукчи - что вижу, то пою. На первый взгляд, здание в стиле нео(или ново?)русского конструктивизма с примесью современного средиземноморского стиля лучше смотрелось бы в Крыму. Но это на первый взгляд. Мы ждали наш «Метеор» минут сорок и у меня хватило времени рассмотреть здание как следует. Так вот, в солнечную погоду оно совершенно не вызывает отвращения и даже неплохо вписывается в весьма эклектичный ансамбль сортавальской набережной. И сквер вокруг кафе, выполненный в модном в Карелии стиле: много, очень много гранита и валунов, стриженная трава, редкие деревья (желательно, берёзки) и минимализм во всём очень хорошо сочетается с архитектурным решением здания. Об озере я и не говорю.
Откровением для меня стали фотографии зимнего пейзаже этого кафе и его окрестностей. Оказывается, средиземноморский конструктивизм в русском исполнении прекрасно сочетается с карельскими сугробами и замёрзшей Ладогой. И выглядит всё как бы не лучше, чем летом. Весной и осенью тоже хорошо. Словом, неизвестный мне архитектор отлично сделал свою работу и, при случае, я бы с удовольствием пожал ему руку.
Кафе Сердоболь и кусок Камня Желаний
Вот что мы увидели в Сортавале. Немало, но осталось ещё много: несколько интереснейших музеев, в т.ч. и военный, прекрасный пейзажный парк, немало отличных образцов финской и русской архитектуры, господствующая над городом гора Кухавуори, опять же с парком . А ведь ещё есть и окрестности, полные и архитектурных и природных достопримечательностей. И есть Ладожские шхеры, являющиеся уникальным природным объектом.
Словом, как сказано в одном очень старом анекдоте, «хоть тушкой, хоть чучелом, но ехать надо». И от того мы с Павлом Валерьевичем вынашиваем коварный план подбить на следующее лето наш водоплавающий туристический коллектив на поход по Ладожским шхерам, а в качестве культурной программы - Сортовала и окрестности. А я ещё хочу покататься на ретро-поезде. Заранее предвкушаю, как мы, громыхая берцами, сияя камуфляжем и двухнедельной щетиной, воняя костром ввалимся в декаденскую роскошь ретро-экспресса Сортавала-Рускеала.
P.S. Разумеется, я слегка слукавил. Фотографии сделаны не за один раз, а за четыре: во время пути на причал и обратно в день приезда и в день поездки на Валаам. Именно потому состояние неба и освещённость на фотографиях отличаются.
P.P.S. Что же касается Валаама, то пост про него ещё будет. Большой пост!