Негр-чапаевец

Oct 17, 2010 01:46


Эпиграф:
"Выступает Чапаев перед красноармейцами:
-- Бойцы! К нам в дивизию прибыло пополнение! Взвод папуасов... Говорят, они белых ненавидят..."

"Чапаевский" анекдот.
Решил упомянуть про, пожалуй, единственного в истории Гражданской войны чернокожего красноармейца, да ещё и связанного с картиной первого советского кино -- а это уже связано с моей задумкой.

В Красной Армии служили самые разные интернационалисты -- вплоть до норвежцев и персов. Был даже один негр. Откуда? Естественно, из цирка. Цирка в городе Верном (ныне --- Алма-Ата). А пошёл служить за революцию он... к самому Чапаеву!
Впрочем, обо всё по порядку.
В книге Евгении Чапаевой "Мой неизвестный Чапаев" (чья историческая ценность, впрочем, под сомнением) про него пишется так:

"Вообще в дивизии у Чапаева было очень много иностранцев. Венгры, латыши, китайцы, японцы, поляки, чехи и даже негры. Сохранился снимок чапаевца-негра по имени Джоник".

Ну, за японцев не скажу, а вот негр действительно был. Правда, звали его по-другому -- Кадар (Кадор) Бен-Салим. Он был сенегальцем, в молодости работал в Марокко матросом, потом уличным акробатом, а впоследствие попал в марроканский цирк. Вместе с группой товарищей-циркачей он участвовал в цирковых гастролях, в 1912 году приехал в Россию, а в 1916 году попал в город Верный.
Почему же сенегальца Кадара (или Кадора -- кому как больше нравится) называли Джоником? Очевидно, здесь один из тех нередких случаев, когда иностранцев со сложными именами, русские красноармейцы называли другим именем. Такое наиболее часто было с латышами, австро-венграми, немцами и югославами. Наиболее яркий пример здесь -- будённовский конник, серб-кавалерист Дундич, чьё имя было Тома, но в России он известен по литературному псевдониму Олеко, а красные так и вовсе называли его Иван.
Итак, как же чернокожий циркач попал в Красную Армию?
www.vernoye-almaty.kz/a-z/x1.shtml

Читая воспоминания старейшего циркового артиста А.И.Сосина, находим любопытные страницы из жизни нашего города времени революции и гражданской войны, о необычных приключениях негра-циркача Кадора. <...>
     Еще в 1916 году в Москву из Марокко приехала большая труппа прыгунов. Номер их состоял из сложных пирамид и партерных прыжков. Во время революции труппа рассеялась, а двое артистов араб Чиво и негр Кадор оказались в цирке Сосина. В Верном Кадор освоил номер «Аргентинское танго», но переподготовка в новое амплуа шла трудно. И однажды он заявил Александру Иосифовичу: хватит с меня танцев, пойду на фронт, там русские большевики за свободу бьются, для всех угнетенных и для негров…
Спустя время он явился в цирк в полной красноармейской форме. Артисты встретили героя так радостно, что парень расплакался. В кругу друзей Кадор рассказал, как он воевал с белоказаками. В самый разгар боя его красная рота отступала. У Кадора подвернулась нога, он не мог бежать, а белые уже приближались. Негр повалился на землю подле разбитого снарядами зарядного ящика и притворился мертвым. Вдруг он услышал, как совсем близко остановились казаки.
Этот, верно, давно лежит тут. Гляди, как почернел! - сказал один беляк другому.
- Загнил уже, точно! - буркнул второй.
     Кадор не понял, что казаки говорят о нем, и приподнялся, чтобы посмотреть на мертвеца. А белые, увидев, что «черный труп» зашевелился, а потом и приподнялся на локте, будто собирался встать на ноги, дико закричали и бросились прочь. Кадор, все еще не понимая, что происходит, заковылял им вслед. В этот момент беляки оглянулись и обомлели от ужаса: «черный труп» двигался за ними. Казаки припустились бежать сильнее. В штабе они доложили, что видели на поле брани воскресшего из мертвых.
     Военачальник приказал разыскать «красного дьяволенка» - и приказ был исполнен. «Покойник», оказалось, свободно говорит по-французски и по-английски, весьма умен и изворотлив. Было решено его оставить при штабе порученцем. Но через несколько дней красные перешли в наступление и надо было опять спасать ноги.
- Догоняй нас! - услышал он слова начальника штаба.
Но лошадь несла Кадора в другом направлении, туда, где слышалось мощное «ура» красных…

Вот такая история, как Кадар спасся от казаков-анненковцев. А вскоре Кадар вскоре вернулся в цирк боксёром. Позже он попал из цирка в кино.
К слову сказать, у Чапаева тоже были интересные взаимоотношения именно с цирком. Советский цирковой артист Вадимов вспоминал в журнале "Советский цирк" за 1957 год о том, как он со своей театральной труппой переехал в январе 1919 года в  Уральск и как Чапаев потом помогал ему с организацией циркового дела, ради чего даже одолжил свою лошадь (которой, по утверждениям всяких умников, у Чапаева не было, так как, де, он ездил исключительно на автомобиле).
Впрочем, об увлечении Чапаева цирковым делом, как Чапаев отдал своего коня для цирка и как при нём бойцы, почти как в анекдоте, распивали спирт из снарядной гильзы, вы сами можете прочесть в этих воспоминаниях.
www.ruscircus.ru/sc-november57/chapaev571

Часть 2

Эпиграф:
"Как говорил Ленин, важнейшим из искусств для нас являются кино и цирк!.. Сейчас это совпало"

В начале 20-х Кадар переехал в Тифлисский цирк, где выступал боксёром под псевдонимом Том Джексон. К 1922 году уже вышла в свет замечательная детская книга Павла Бляхина "Красные дьяволята", изданная небывалым по тем временам тиражом -- её автор написал для сына, когда ехал по направлению в Баку в старом разбитом поезде. Времени хватало, и он сочинил повесть про маленьких "дьяволят". В 1922 году состоялась и первая публичная читка книги в Клубе комсомольской молодёжи. Автору, посоветовали экранизировать повесть и он показал её режиссёру Ивану Перестиани. Тому идея понравилась и тогда начали подыскивать актёров.
Главные герои нашлись в Тифлисском цирке -- 22-летний Паша Есиковский был клоуном Пач-Пач, эквилибристом, чечётником, в общем - артистом-универсалом. В том числе он выступал в конной группе, исполнявшей номер "Джигиты", поэтому в седле держался превосходно. Сыгравшая Дуню 17-летняя София Жозеффи была проволочной эквилибристкой. В книге один из героев -- китайчонок, но подходящего мальчишку-китайца в Баку, как ни странно, не нашли и, поэтому заменили на молодого парня-негра, которого и сыграл наш Кадар Бен-Салим. Фильм вышел в ноябре 1923 года и сразу приобрёл просто грандиознейший успех. Продолжением "Дьяволят" стала целая серия картин: "Савур-могила", "Преступление княжны Ширванской", "Наказание княжны Ширванской", "Иллан-Дилли". Фильм показывался во многих городах СССР и попал даже в Горки к Ленину.
Об этом можно прочесть в том же журнале "Советский цирк"
www.ruscircus.ru/artis234
Из него вы можете узнать, что съёмки в кино были сопряжены с опасность для жизни (в отличие от цирка, здесь для трюков страховок не было), что актёров принял сам Луначарский, а знаменитые ивано-вознесенские ткачи, с которыми Кадор служил в одной дивизии, после просмотра фильма послали троице героев красное знамя. В честь этого события был даже учреждён значок "За знамя ивановских ткачей". Есиковский, снявшийся после в нескольких картинах, но после четырёх лет съёмок вернувшийся в цирк, с которым неоднократно ездил на заграничные и общесоюзные гастроли, носил этот значок и изображал на манеже дьяволёнка Мишу до самой своей благополучной смерти в 1961 году.
Софья Львовна Жозеффи в цирк не вернулась, но сохранила о нём благодарные воспоминания до конца своей так же благополучной жизни. Она успела сняться в нескольких десятков картин, после чего вышла на заслуженную пенсию.
Что до самого Кадара, то позже он снялся ещё в нескольких фильмах, наиболее известным из которых стала картина "Черная кожа" (1931). Вскоре он, однако, вернулся в цирк, и продолжил свою артистическую карьеру. Дальнейшая его судьба неизвестна - по одним сведениям, выехал за границу, по другим, поселился под Ташкентом.
Кстати, если вы думаете, что негр с винтовкой посреди Украины (там происходило действие фильма) -- это самый чудной момент картины, то ошибаетесь В кинофильм вошёл отрывок хроники, в котором показана летящая в атаку красная кавалькада в странных пилотках. Это так называемые "красные гусары" -- конники Интернационального кавалерийского полка, сформированного в 1918 году в украинских частях на основе австро-венгерских интернационалистов. носили они форму венгерских гусар, включавшую красные пилотки -- за них кавалеристов и прозвали "красными гусарами" -- друзья, -- "красными дьяволами" -- враги. Об основной истории красных гусар можно узнать из мемуар одного из бойцов полка, Рудольфа Гарашина:
militera.lib.ru/memo/russian/garashin_r/index.html
Вот такой Интернационал.



Кадр из фильма "Красные дьяволята". Кадар слева.

P.S. В ряде нынешних публикаций встречается утверждение, что в Одесской ЧК якобы работал некий негр Джексон, выписанного пытать арестованных из самой Москвы. Авторитетно заявляем, что всё это ложь и провокация деникинского Освага, а никакого негра Джексона в Одесской ЧК не было. Арестованных в Одесской ЧК пытали совершенно другие люди.

Восточный фронт, революционное творчество, интернационалисты, курьёзы гражданки

Previous post Next post
Up