Виновна ли «русская культура» в войне?

Apr 18, 2022 04:57


В среде русско-украинской интеллигенции не утихают споры о том, является ли глубинной подоплёкой и настоящей причиной текущей войны русская культура, в которой якобы заложены (или не заложены) стремление к раболепию перед тиранами, жажда покорения вольных народов и прочие гнусные вещи. Соответственно, идёт полемика о том, надо ли «отменять русскую культуру» в глобальном информационном пространстве, запрещать всем (или не всем) русским исполнителям концерты за рубежом, изымать из школьных программ все (или не все) произведения русских классиков и т.п.

Меня, признаться, этот дискурс русофилии/фобии сильно раздражал задолго до войны. Я никогда в него не встревал, считая частным случаем бытового идиотизма. Но теперь у глупости появилась реальная возможность повлиять на реальность в дурную сторону, отчего может пострадать множество хороших людей, а человечество - стать значительно беднее. Потому придётся таки объяснять, что 2 + 2 = 4…



1. Что такое «культура»?

Открываем Википедию, смотрим определение: КУЛЬТУРА.

Читаем:

Многообразие существующих в мире философских и научных определений культуры не позволяет сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета культуры и требует более чёткой и узкой его конкретизации[1]: Культура понимается как…

- «Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей»[2]
- «Исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (БСЭ);
- «Совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. М. Лотман);
- «Вся совокупность небиологических проявлений человека»[3];
- «Культуру, в том числе наиболее блистательные и впечатляющие её проявления в виде ритуальных и религиозных служб, можно интерпретировать как иерархическую систему приспособлений и устройств для отслеживания параметров среды» (Э. О. Уилсон);

- В антропологии под культурой понимают «общепринятые представления, проявляющиеся в действиях и артефактах, которые характеризуют то или иное общество. … Культура, таким образом, - это абстракция, то есть образец, которому подчиняются значения, придаваемые одному и тому же действию или объекту разными членами общества. … мы можем также отождествить „культуру“ со степенью единства конвенционализированного поведения членов общества.» (Роберт Рэдфилд, 1941[4]; цит. по: Беккер, 2018[5])

То есть, единого четкого понятия нет. Каждый понимает под ним, что хочет. Скажу честно: я ненавижу такие термины, не считаю их терминами вообще, и ни в интеллектуальной, ни в повседневной речи стараюсь не употреблять. 90% всех споров на самом деле ведутся не по существу, а из-за различного понимания людьми одних и тех же слов.

На этом можно было бы и завершить разбор, объявив весь дискурс демагогией, а его участников - софистами, но проблему это не решит. Придётся-таки ввести чёткие термины и разобрать вопрос по существу.

Введём 2 уточняющих термина:

«Материальная культура». То есть, культура в антропологическом понимании. Технологии, способы производства, производственные отношения - всё то, что выделяет людей из природы, позволяет влиять на природу, преобразовывать мир, строить своё благополучие и т.п.

Мемофонд. Совокупность мемов (мыслей, понятий, идей), циркулирующих между членами общества. Мемы постоянно находятся в дарвиновской конкурентной борьбе друг с другом, из которой и проистекает эволюция идей, ценностей, норм и прочих «духовных скреп».

Материальное и информационное постоянно влияют друг на друга. Марксисты называли это «базисом и надстройкой» общества, но ошибались, считая «надстройку» вторичной (понятие репликаторов тогда ещё не было открыто). Потому во избежание спекуляций будем говорить по-своему.

2. Что такое «русская культура»?

Попробуем определить эту ужасно токсичную русскую культуру в обеих ипостасях культуры.

Материальная культура, то есть, образ жизни, безусловно, влияет на образ мыслей людей. У нас в институте целую лекцию читали «о влиянии рискового земледелия на менталитет древнерусского крестьянства». Доказывали, например, что неумение работать по-капиталистически (то есть, регулярно и четко, как часы) и склонность к авральной работе происходят именно оттуда.

Но вот беда: менталитет не наследуется через гены. И со сменой образа жизни меняются те мысли, что были его производными. Рисковое земледелие закончилось много веков назад. Советский союз со своим социалистическим раздолбайством умер 32 года назад. Растёт уже второе поколение, не знавшее ни социалистической уравниловки, ни крестьянской общины.

Это обычные горожане, сидящие за тайваньским компьютером в американском Интернете, носящие китайские и европейские шмотки, ходящие в Макдональдс, ездящие на авто по тем же правилам, что и везде в мире. Что-то в их материальном окружении, конечно, производится в России (водка, нефть и газ, уран, УАЗ «Патриот» и Яндекс-карты, например), но никакой уникальности в них нет: это просто аналоги стандартных общепринятых вещей.

«Русские» люди так же сидят в метро, тупят в офисах, водят автобусы, самолёты и комбайны, как и «нерусские» поляки, латыши, немцы и арабы. Более того, русская «элита» сидит строго в интерьерах иностранного производства, ведёт подчёркнуто западный образ жизни. Из «исконно русского» руками можно пощупать разве что хохлому, матрёшки и прочие товары для туристов. Ах да, забыл: ещё фенотропил ;)

Констатируем очевидный факт: В области материального никакой особенной «русской культуры» попросту НЕТ. Есть общемировая техническая культура, рядовыми носителями которой являются и жители России.

Перейдём к мемофонду.

Начнём с базы. Русский язык.

Является ли он уникально удобным носителем для имперской идеи? Скромно умолчу про себя… Мой знакомый по переписке - старый советский офицер - сидит сейчас в отряде Теробороны где-то под Черниговом и борется с имперской идеей не словом, а делом. В отряде - 100% русскоязычных. И все как один ненавидят имперскую идею, фашиZм и всё, что с ними связано. Все в школе проходили одних и тех же классиков. Все вышли из СССР.

Кого чаще встретишь на антивоенном митинге в России - малограмотного ПТУшника, или студента серьёзного ВУЗа с углублённым изучением культуры? Вопрос риторический. Сетевые апологеты «руZZкого мира» за редким исключением делают по 3 ошибки в предложении. Глубокое знание и чувство русского языка - удел «либералов и прочих нацпредателей».

Фиксируем факт: Русский язык НЕ является ни гарантией, ни предпосылкой принятия имперской идеи. Бороться с ним, ограничивать его - бессмысленно, вредно и оскорбительно для русскоязычных борцов с имперской идеей.

Следующий уровень фундаментальности - «русская классическая литература». Якобы, «формирует рабский менталитет, на который имперская идея ложится, как родная». А иначе «зачем бы классиков преподавали в школе»?

Начну с вопроса «зачем в школе». Затем, что это была СОВЕТСКАЯ школа. Целью которой было доказать, что до 1917 г все жили в угнетении, а после 1917 пошли в Светлое Будущее. Соответственно, «классиками» дореволюционного времени были назначены тогдашние бунтари против царской системы, а «классиками соцреализма» - воспевалы новой советской реальности. Писатели-охранители царской России были преданы забвению, писатели-бунтари времен СССР - преданы запрету и стали диссидентами.

Ирония в том, что по факту царская Россия была такой же мерзкой империей, как впоследствии Совок, и большинство бунтарей того времени, признанных Совком «классиками», по факту как раз были очень хорошими ребятами. Даже социалисты того времени были по нынешним временам образцом чистоты и интеллектуальной честности - просто у них еще не было перед глазами печального опыта Совка. А большинство «русских классиков» вообще представляли редкий случай предательства паразитической элитой своих интересов в пользу интеллектуальной честности. Именно это и сделало их столь популярными во всём мире.

Представьте, что завтра Абрамович напишет роман о том, как русский олигархат делает грязные деньги, раскритикует Путина и Ко, расскажет о собственных грехах, откажется от состояния, призовёт мир к борьбе с тираниями и умрёт в одиночестве на железнодорожной станции. Не представляется? А это всего лишь бородатый дед Лев Толстой - граф, элита элит, белая кость, голубая кровь. Что, вам в школе не сказали, что он был идеологом анархизма? Ах, какое упущение!..

Дальше позволю себе лишь несколько цитат классиков:

«Для меня безумие, преступность войны, особенно в последнее время, когда я писал и потому много думал о войне, так ясны, что кроме этого безумия и преступности ничего не могу в ней видеть». (Л.Н. Толстой)

Мы добрых граждан позабавим
И у позорного столпа
Кишкой последнего попа
Последнего царя удавим. (А.С. Пушкин)

«Посмотришь вокруг себя на то, что делается теперь, и испытываешь ужас уже не перед ужасами войны, а перед тем, что ужаснее всех ужасов, - перед сознанием бессилия человеческого разума». (Л.Н. Толстой)

Так называемые правящие классы не могут оставаться долго без войны. Без войны они скучают, праздность утомляет, раздражает их, они не знают, для чего живут, едят друг друга, стараются наговорить друг другу побольше неприятностей, по возможности безнаказанно, и лучшие из них изо всех сил стараются, чтобы не надоесть друг другу и себе самим. Но приходит война, овладевает всеми, захватывает, и общее несчастье связывает всех. (А.П. Чехов)

«Всё это неестественное, лихорадочное, горячечное, безумное возбуждение, охватившее теперь праздные верхние слои русского общества, есть только признак сознания преступности совершаемого дела. Все эти наглые, лживые речи о преданности, обожании монарха, о готовности жертвовать жизнью (надо бы сказать чужой, а не своей), все эти ОБЕЩАНИЯ ОТСТАИВАНИЯ ГРУДЬЮ ЧУЖОЙ ЗЕМЛИ, все эти бессмысленные благословения друг друга разными стягами и безобразными иконами, все эти молебны, все эти приготовления простынь и бинтов, все эти отряды сестер милосердия, все эти жертвы на флот и Красный Крест, отдаваемые тому правительству, прямая обязанность которого в том, чтобы, имея возможность собирать с народа сколько ему нужно денег, объявив войну, завести нужный флот и нужные средства перевязки раненых, все эти славянские напыщенные, бессмысленные и кощунственные молитвы, про произнесение которых в разных городах газеты сообщают, как про важную новость, все эти шествия, требования гимна, крики «ура», вся эта ужасная, отчаянная, не боящаяся обличения, потому что всеобщая, газетная ложь, всё это одурение и озверение, в котором находится теперь русское общество и которое передается понемногу и массам, - всё это есть только признак сознания преступности того ужасного дела, которое делается». (Л.Н. Толстой)

Убедились, что все русские классики - ваши братья по духу? А зря:

«Дикая мысль, что война есть бич для человечества. Напротив, самая полезная вещь. Один только вид войны ненавистен и действительно пагубен: это война междоусобная, братоубийственная. Она мертвит и разлагает государство, продолжается всегда слишком долго и озверяет народ на целые столетия. Но политическая, международная война приносит лишь одну пользу, во всех отношениях, а потому совершенно необходима». (Ф.М. Достоевский)

Значит ли это, что мудака и игромана Достоевского надо «отменить», а хороших Толстого, Пушкина и Чехова оставить? Или всё-таки лучше оставить всех, чтобы дети видели, как безумие может скрываться под маской гениальности? Вопрос риторический.

Делаем вывод: Русская классическая литература» содержит большой пласт осмысления имперской идеи, её деконструкции и методов борьбы с ней. При очень большом желании можно найти у отдельных авторов поддержку и воспевание имперской идеи - что при грамотном преподавании только усилит антиимперскую «прививку».

Далее. Советский период. Казалось бы, о чём говорить? Совок он и есть Совок. Декоммунизация и дело с концом.

Просто «Обитаемый остров» Стругацких.
«Диктатор» Сергея Снегова.
«МЫ» Замятина.
«Атлант расправил плечи» Айн Рэнд.
«Убить Дракона», «Кин-Дза-Дза», «Город Зеро».

Просто одни из лучших антиимперских и антивоенных произведений века, без которых лично я не стал бы собой. Отменяем?..

И, наконец, современность. Просто две ссылки:

https://telegraf.plus/interesno/eti-znamenitosti-vystupili-protiv-vojny-s-ukrainoj-no-ostalis-v-rossii-i-stali-obektom-travli/

https://telegraf.plus/interesno/eti-znamenitosti-za-rossiju-v-vojne-s-ukrainoj-chto-skazali-baskov-kipelov-sukachev-i-drugie-ranshe-i-sejchas/

Должны ли смелые люди из первого списка, поставившие себя под удар за свою честную позицию, быть отменены за действия мудаков и соглашателей из второго списка? Или стоит дать возможность их мемам побороться за русскоязычный мемофонд с латинскими буквами Z и V? Вопрос риторический…

Понимаю мысли украинцев: «У меня вчера во двор от русского мира подарочек прилетел, 5 убитых, 10 раненых, из них 3 детей. Да сгорите вы все синим пламенем со своей культурой, имперские ублюдки!»

Справедливо. Но на днях в Москве арестовали чувака с книгой «война и Мир», а чуть раньше девушку, певшую «Пусть всегда будет солнце». А автор(ка) моего любимого мюзикла «Последнее Испытание» сейчас в Белграде, чтобы не сесть за свою антивоенную позицию. А известный рэпер Оксимирон собирает стадионы по миру и перечисляет деньги на помощь Украине. Как и многие, многие другие деятели русской культуры.

Скажу крамольную мысль: вы с русской культурой сейчас по одну сторону фронта.

3. А кто есть враг?

Вот теперь, исключив невиновных, давайте локализуем врага. Которого надо отменить и стереть в порошок. Локализуем опухоль.

В Википедии создали отдельную страницу для термина «Рашизм» https://en.wikipedia.org/wiki/Rashism, но она, конечно, требует серьёзной доработки.

На самом деле, рашизм, конечно, создал не Дугин. Его появление - кривая калька с истории появления гитлеровского фашизма. После крушения СССР некоторые слои населения оказались не у дел, и возник запрос на реваншистские настроения. Я писал об этом в статье У Свободы недетское злое лицо. Люди, не сумевшие перестроиться, искали виноватых вовне, и создавали спрос на ксенофобскую просоветскую и проимперскую литературу и кино.

Первой ласточкой и несомненным шедевром рашизма был пресловутый «Брат-2» (который после начала войны стали крутить по всем кинотеатрам по новой). Там уже были все элементы: описание «загнивающего бездуховного Запада» и русская идея, воплощённая в киллере, убивающем людей за неописанную абстрактную «правду», которую предлагается каждому додумать самому (но подразумевается, что правда в том, что «не брат ты мне, гнида черножопая»). Шедевр органично лёг на политическую операцию «Преемник», в ходе которой за учинённые ФСБ РФ теракты была уничтожена Ичкерия, а Борис Ельцин, имевший рейтинг в 4%, получил через Вову Путина 52,94% на выборах. Народ заглотил наживку.

Потом, уже при Путине, за государственный счёт были созданы различные фонды «поддержки патриотических писателей». Профессиональные лжецы вроде Николая Старикова получили карт-бланш. В любом книжном ларьке РЖД вы могли найти широкий выбор «исторических» романов о том, как хорош был Берия, недопонят Сталин и коварно ЦРУ, «развалившее СССР». Кроме псевдоистории народу скармливалась и псевдофантастика о разного рода «попаданцах», где имперская идея проводилась красной нитью. Тогда всё это подавалось, как частная инициатива «снизу», и мало кто трубил тревогу. Умнейшие видели, понимали, но дальше бесконечных «срачей» в ЖЖ с сотнями комментариев накал борьбы не заходил.

Телевидение стало рупором рашизма тоже не вдруг. Началось всё с уничтожения НТВ, посмевшего поднять вопрос о роли ФСБ в терактах 1999 г. После захвата НТВ градус фашизации общества повышался плавно и очень профессионально - так, что абсолютное большинство просто не почувствовало, как вплывает в эту новую реальность.

Первым этапом было привитие телеаудитории цинизма. Мысли о том, что всё в мире продаётся и покупается, ничего настоящего нет. Здесь свою роль сыграли на отлично «системные либералы» класса Ксении Собчак с её «Домом». Циничный дискурс, с одной стороны, сделал аудиторию «толстокожей», неспособной к эмпатии. С другой - вызвал потребность в чём-то «настоящем», «великом». На роль которого и была предложена имперская реваншистская идея. Вначале через «ментовские» сериалы, а потом и прямым текстом госпропагандистов.

Рамки безумия раздвигались очень медленно, очень выверенно. Ещё в 2013 году антиукраинские действия РФ приходилось скрывать от собственного большинства. Сейчас любая проукраинская позиция под запретом. Это был долгий путь деконструкции образа «братского народа» и превращения украинцев в «нацистов и угрозу России». Серьёзная системная работа по слому сознания, которую ещё предстоит изучить в деталях, описать научно и закрепить запрет на неё законодательно во всех свободных странах мира.

Параллельно велась работа и в Интернете. Совершенствовались технологии ботоферм, выборочной цензуры, слежки за несогласными гражданами. Эти технологии проиграли протестному движению под предводительством Алексея Навального в 2011 году, благодаря чему миллионы «сетевых хомячков» выпали из поля пропаганды и сейчас являются противниками войны. Фактически, сейчас в России сосуществуют два разных народа - «люди телевизора» и «люди Сети», различающиеся ментально примерно как немцы 1939 и 2022 года соответственно.

И если говорить о реальном информационном враге, то, безусловно, ВЕСЬ контент российских прогосударственных каналов таковым является. Лично я осознал опасность на раннем этапе и убедил всё своё окружение «выкинуть ящик на помойку», когда это ещё не было модным. Результат - вполне вменяемое окружение даже в российских условиях. Пропаганда всё равно доходит до людей через спекуляции окружающих и Интернет, но разрушающее действие в разы меньше. Тёмная магия кроется именно в ежедневном, регулярном просмотре телеканалов или слушании их в «фоновом» режиме.

Причём профессионализм их достиг такой степени, что я в целях изучения слушаю их «информационные передачи» в наушниках - даже мою видавшую виды жену они вводят в шоковое состояние, заставляют сомневаться в своём разуме и не спать потом всю ночь. Вопрос «закрывать ли их вещание вне страны» для меня не стоит. Безусловно, закрывать. Оставить только в Интернете с пометкой «18+» - для изучения в спокойной обстановке тем, кому действительно нужно. Это никакая не «русская культура», а боевая пропаганда, оружие массового поражения. Граф Толстой, братья Стругацкие и Высоцкий при виде этого кошмара ушли бы в длительный запой, а потом дружно записались в полк «Азов», не найдя слов для достойного описания этого гадства.

Что касается Интернета, всех этих «ватных пабликов», то здесь я всецело поддерживаю решение президента Зеленского разблокировать доступ к ФСБшному «Вконтакте». В сетевом формате сообщество свободных людей всегда победит пропаганду, главная сила которой - в отсутствии альтернатив.

Остался последний штрих. Красно Солнышко наше, Владимир Владимирович Путин. Воплощение «русского мира» из питерской подворотни. Главный антифашист всея планеты. Запретивший труды Гитлера. Запретивший законодательно сравнивать СССР и фашистскую Германию. Наверное, он-то и есть эталонный носитель той самой «русской идеи», «воплощение чаяний российского глубинного народа» и что там ещё говорят о нём неумные пропагандисты? Наверное, он говорит исключительно цитатами русских классиков, перемежая для убедительности цитатами Св. Писания?

И опять «в молоко». Великий «борец с нацизмом» попросту переиначивает тексты Гитлера и Геббельса, заменяя где надо «Германию» на «Россию». А все «антинацистские» цензурные запреты созданы лишь для того, чтобы скрыть этот факт от малограмотного обывателя!

Не верите? В сети полно анализа на эту тему, я не хочу раздувать и без того разросшийся текст статьи. В принципе, достаточно прочитать «Майн Кампф», чтобы понять логику Путина по всем вопросам, начиная с демократии и заканчивая геополитикой. Только антисемитизмом Володя не страдает, в отличие от учителя. Роль евреев у него занимают украинцы. В антизападной риторике, в "борьбе с нацпредателями" и оправдании территориальных захватов - тупая копипаста, дословно.

И опять тот же вопрос. Отменяем Гитлера? Или так: отменяем Гитлера вслед за Путиным? Скроем от себя и будущих поколений истинную природу нацизма, сведём её к образам брутальных немцев на мотоциклах в аутентичных касках и нашивках со свастиками? Чтобы внуки победивших (несомненно) в войне украинцев тоже «смогли повторить»?..

Кстати, в качестве части какой культуры отменять Путина с Гитлером? Русской? Немецкой? Индоевропейской? Или всё-таки признаем, что имперство - глобальная болезнь цивилизации, и лучший путь борьбы с ней - знать врага в лицо?

На этой философской ноте заканчиваю статью о «вине русской культуры в развязывании войны в Украине».

Думай-те.

Теория Системы, Украина, Типология заразы, Соцпрограммирование

Previous post Next post
Up