Предыдущие части цикла:
1.
Заразные автоматизмы2.
Семьи и кланы3.
Культы4.
Государства с
продолжением Под катом последняя часть:
5.
В литературе можно встретить множество противоречивых определений культуры. В нашем случае культура - это информационная составляющая любого общества. То есть это весь объем накопленных знаний об окружающем мире плюс совокупность всех социальных институтов. Это «нематериальный актив» расы: язык, письменность, научные знания, традиции, нормы общежития, духовные ценности - словом, все, что не передается из поколения в поколение с помощью генов. Культура - это то, что отличает человека от очень умного зверя. Как мы помним, именно благодаря культурам человек стал доминирующим видом на планете.
Изначально культура решала две главные задачи: передачу знаний из поколения в поколение и разрешение противоречий между людьми. Каждое племя имело свою систему воспитания. Детей обучали премудростям жизни во внешнем мире и параллельно объясняли им, как находить компромиссы без помощи каменных топоров.
Уже тогда перед людьми встала основная проблема любой культуры: к достижению совершеннолетия ребенок частично утрачивал внутреннюю свободу, становясь марионеткой старых устоев. В ранних обществах эта проблема была решена с помощью процедуры инициации. У разных народов эта процедура выглядела по-разному, но общим было одно: юноши и девушки проходили серию суровых испытаний духа и тела, в результате которых освобождались от наложенных воспитанием ограничений и обретали собственное «Я». Это не было пустой формальностью (как получение паспорта или 18-й День рождения). Молодой человек был вынужден встретиться сам с собой и победить. Он заново переосмыслял свою жизнь и те знания, что были даны ему в детстве. Его личность полностью перестраивалась. В конце процедуры он «умирал» как ребенок и вновь «рождался» уже как взрослый член племени, способный самостоятельно принимать осмысленные решения. Он придумывал себе новое имя, отражающее его внутреннюю суть, и начинал новую, полностью самостоятельную жизнь.
Если же человек вообще не желал подчиняться устоям, наказание не противоречило свободе: смутьяна попросту изгоняли из племени, и он имел возможность реализовать себя в другом племени или в гордом одиночестве.
Естественная культура действует подобно организму матери: она вынашивает сознание, питает его своими соками - а потом «рожает», выпускает во внешний мир, предоставляя человеку право жить самостоятельно. К сожалению, последние культуры такого типа были варварски уничтожены при завоевании европейцами американского континента.
В ходе конкурентной борьбы победили культуры, имеющие четко оформленную
психовирусную структуру. Для них проблемы человека и его духовного роста совершенно несущественны. Они озабочены лишь тем, чтобы выжить и заразить собой максимальное количество носителей. В обществе-вирусе сознание человека больше не рождается само; его ВЫРАЩИВАЮТ в течение всей жизни.
Вирусная культура не развивает сознание ребенка. Этот сложный процесс требует индивидуального подхода, а централизованная система образования себе такую роскошь позволить не может. Она попросту отодвигает в сторону, подавляет собственное сознание ребенка и начинает выстраивать в его мозгу новую искусственную структуру. Это чужеродное устройство растет и усложняется, отнимая силы и творческую энергию истинного сознания. Развитие истинной личности человека в Системе прекращается, как правило, к 6-8 годам. Именно к этому возрасту ломка ребенка обычно заканчивается победой взрослых.
Люди Системы навсегда остаются детьми
Со стороны их действия могут казаться обдуманными и даже мудрыми. Но это иллюзия. Действия медведей и собак, выполняющих на арене цирка сложнейшие трюки, также кажутся продуманными. Да, их действия действительно продуманы. Но продуманы не ими, а дрессировщиком. Животные знают, что за выполнение определенных движений их наградят едой. Но они не понимают смысла этих движений. Они действуют как автоматы, выполняя чужую волю.
Медведь, умеющий ездить на мотоцикле, гораздо глупее медведя, живущего в лесу. Да, его натаскали смешить публику и ловить на лету вкусные подачки. Но он не умеет сам добывать себе пищу, не умеет принимать решений, не понимает, что его достоинство втоптано в грязь. Люди, создавшие и сбросившие ядерную бомбу, казались себе гениями своего времени. Но они не были даже умными детьми. Их собственный разум остался на уровне начальных классов средней школы. Мальчишки-хулиганы не наигрались в войну. Система-дрессировщик обучила их ядерной физике и предложила сыграть по-крупному…
Обдумайте эту простую мысль. Она объяснит вам множество противоречий в окружающих людях. Существует огромная разница между СОЗНАТЕЛЬНЫМ и АВТОМАТИЧЕСКИМ действием. Большинство ваших знакомых - просто дрессированные дети. Их движениями, мимикой и словами управляют системные алгоритмы. Их истинное сознание включается только в критических ситуациях, когда фальшивая личность, не найдя в своем «инвентарном списке» нужного алгоритма, вынуждена на время уйти в тень. Во время стресса чужеродное устройство теряет контроль над человеком, и вы можете ясно видеть, как «умудренные опытом» взрослые дяди и тети по-детски визжат, плачут, крестятся или зовут маму.
Может показаться, что сейчас на планете существует множество разных культур. Действительно, в разных регионах планеты традиции, нормы и правила отличаются друг от друга. Но при внимательном рассмотрении выясняется, что эти различия поверхностны. При всем многообразии внешних проявлений ядро общественной структуры остается неизменным. На планете фактически господствует одна «сверхкультура», имеющая множество локальных модификаций.
Схематично это можно отобразить так:
Каждая мелкая социальная группа имеет свои, свойственные только ей программы (на схеме помечены маленькими буквами d, e, f, g). Эти программы иногда заставляют носителей конфликтовать с представителями других слоев. Члены одной группы кажутся друг другу «полностью нормальными», «своими людьми». Члены других групп кажутся им «слегка ненормальными». И в то же время существуют программы с более широким охватом. Так, малые группы d и e объединены программой В, а группы f и g - программой С. Расходясь в некоторых мелочах, члены групп d и e будут солидарны друг с другом в более общих вопросах. А вот f и g будут вызывать у них острое отвращение, так как их объединяющим фактором является другая мощная программа. Конфликт В и С отодвинет мелкие дрязги на второй план.
К примеру, рабочий, бандит и интеллигент могут до хрипоты спорить в бане по поводу различий своих мировоззрений. У каждого из них свое отношение к деньгам, к политике, к семье и к власти. Но в то же время, все они - русские. Все они сойдутся на том, что баня - это прекрасно, и что за это стоит выпить. Все они будут с недоверием относиться к мусульманской традиции, не поощряющей принятие алкоголя.
И все-таки даже самые крупные культурные системы (включая пресловутые Восточную и Западную цивилизации) на самом деле ограничены. Разумеется, большая часть человечества этого не замечает. Люди живут так, как жили их предки, и ко всему новому относятся с недоверием. Но продвинутое меньшинство, получившее доступ к реальным или электронным путешествиям сквозь границы, имеет возможность СРАВНИВАТЬ. Песни типа «край родной, навек любимый, где найдешь еще такой?..» больше не вызывают у них восторга. Они на практике убедились, что в мире множество таких «краев», и что любой из них становится «родным», стоит только прожить в нем больше года. Они изучили множество культур и перестали принимать за реальность предрассудки своих предков. Они на своей шкуре убедились, что ни одна из культур не лучше и не хуже другой: общая сумма «плюсов» и «минусов» неизменно оказывается одинаковой (то есть равной нулю). Эти люди вплотную подошли к тому, чтобы стать свободными. И многие из них уже осознали наличие базовых программ (которые на нашей схеме помечены буквой А).
Самыми мощными и опасными являются те программы, которые лежат в основе ВСЕХ локальных структур. Это та самая сверхкультура - универсальный набор общих правил, которым подчиняются все психовирусы. Команды сверхкультуры обладают наивысшим приоритетом; в организме Системы они играют роль генов. Государства, культы, семьи, культуры и заразные привычки могут иметь множество видов и разновидностей. Но все они имеют одинаковые корни, используют одни и те же принципы получения энергии. Все они проходят один и тот же жизненный путь.
Люди редко сознают наличие глобальной Системы. Они переезжают с места на место, разводятся и снова женятся, меняют одно государство на другое, одного бога на другого, одну безумную социальную идею сменяют другой. И редко задаются вопросом: а почему вообще надо строить свои личные отношения по правилам, которые придумал кто-то другой? Почему вообще существует какая-то власть? Почему нигде человек не имеет права отказаться от «услуг» государства и не платить налогов? Почему он вообще должен в кого-то верить и кому-то поклоняться? Почему вообще кто-то посторонний (будь то тиран или подавляющее большинство населения) считает себя вправе управлять его поступками и строем мысли? И почему нигде, абсолютно НИГДЕ не скрыться от этого ощущения предопределенности и искусственности всего происходящего?
Поскольку базовые программы сверхкультуры охватывают всю планету, они автоматически воспринимаются людьми не как социальные условности, а как объективная реальность, не подлежащая изменению. Людям попросту не с чем сравнивать. На планете не осталось мест, не зараженных Системой. Последние жизнеспособные самобытные общества были уничтожены сотни лет назад. Остались только «резервации» наиболее отсталых, полудиких племён.
В этом первая серьезная трудность на пути к освобождению. Через телевидение, учебники, через речи окружающих Система постоянно кричит вам: «Я - реальность! Я была всегда! Без меня ты - ничто! В мире нет другого пути кроме моего! Нет правды кроме моей правды! Нет реальности кроме той, что постигла моя наука и записали мои пророки! Все, кто считает иначе - аутисты и шизофреники! Сдайся и стань нормальным! Сдайся и вернись назад, а то пропадешь!»
Вам потребуется слаженная работа разума и интуиции, чтобы ясно понять:
Система ограничена; она имела начало - а значит, когда-нибудь ей придет конец;
даже самые «общие» и «универсальные» законы - не сама реальность, а лишь ее однобокое описание;
даже самые общепринятые и незыблемые правила поведения - не более чем социальные условности, которые могут быть изменены;
за пределами запретов, норм и правил этого общества лежит целый мир Непознанного;
кроме той колеи, что для вас проложила Система, существует бесчисленное множество других путей, которые можете проложить вы сами;
все преграды на пути к Настоящей Жизни находятся в вашей голове; чтобы осуществить свои мечты, вам придется разрушить внутри себя все запреты этого общества.
Надо признать, что психовирусные культуры в своих бесконечных конфликтах вывели человечество на достаточно высокий уровень науки и техники. Но сейчас их потенциал исчерпан, и они превратились в главный тормоз дальнейшего развития. Для решения следующих эволюционных задач - освоения Космоса, обретения реального бессмертия и т.п. - носители психовирусных культур не подходят. Нужны люди иного типа - психически взрослые, свободные, автономно мыслящие, видящие Вселенную сквозь фильтры телескопов, а не через призму тысячелетних предрассудков, жадности и местечковых суеверий.
Космическое дитя - Человечество - выросло и готово сделать свой первый шаг. Настала пора отказаться от «погремушек» старых ценностей, «колыбельных сказок» религии, «вредных советов» старой няньки-культуры. Настала пора перестать «писаться под себя и грызть ногти» в «мыльных операх» бесконечных культурно-обусловленных конфликтов.
Отделить зёрна от плевел: вырезать из культур всё реально полезное, объективно ценное, и взрастить на нём новое Древо Познания. А психовирусное наследие (те самые «глюки культуры») выкорчевать под самое основание и безжалостно выкинуть на свалку Истории, где уже валяются каннибализм, человеческие жертвоприношения, физическое рабство, право первой ночи и множество других «добрых старых традиций».
И, совершив этот глобальный культуроцид… Очищенным, обновлённым… СДЕЛАТЬ ШАГ!