Откатал 3-й сезон по зимникам на одной Шеви-Ниве. Честно говоря, сам удивляюсь: у иных это изделие и в городе на первом сезоне ломается. Однако, факты - вещь упрямая: жива, тарахтелка! Интересно, сколько ещё протянет?..
Под катом - фотки и немного теории - вдруг кому интересно.
1. Идеальный зимник. При такой видимости можно идти 100, заранее сбрасывая (но не тормозя!) перед поворотами:
2. Ледяной весенний зимник, подтаявший в оттепель и вновь замёрзший. Скачиваем шины до 1.5, едем медленно и печально, не вихляя рулём и не тормозя:
3. Перемёт. Блокируем дифференциал, разгоняемся и гребём всеми четырьмя, стараясь не увязнуть в колее. Не хватило мощи - стоим и ждём подмоги, подготовив буксировочный трос:
4. Трос берём не штатный, а более мощный, на 5 и более тонн. И всё равно рвётся (на фото - порванный три раза трос-рекордсмен):
5. Заарканить трактор на трудном участке - редкая удача!
6. А бывает и вот так:
7. Если буран не унимается, пути вперёд и назад отрезаны, можно зарулить на придорожное нефтяное месторождение. Добрые люди пустят погреться и по спутнику дадут знать близким, что Вы живы:
Обещал ещё теорию, но в процессе написания выяснил, что всё, что хотел написать, уже практически слово в слово добрые люди написали
здесь. Единственное, с чем не согласен - что якобы в НАО никто друг другу на дороге не помогает (это чушь: за всё время лично я был послан по адресу только один раз, да и то в страшный буран молодым водителем грузовика в состоянии аффекта). Будем считать, автору просто не повезло. В остальном же всё верно:
Автор: Леонид Миндель
ЧТО ТАКОЕ ЗИМНИК
Для многих регионов России зимние дороги или зимники являются единственным средством сообщения с удаленными населенными пунктами. Связанно это с тем, что тундра и заболоченное редколесье российского Севера в теплый сезон является не преодолимым препятствием для колесной техники.
Обычно зимники начинают функционировать в ноябре и движение на них продолжается вплоть до мая, пока почва окончательно не отмерзает. Так происходит и в Ямало-Ненецком Автономном Округе, с небольшой поправкой. В апреле начинаются сильные бураны и дорожные работы на зимниках прекращаются. В связи с этим в апреле движение по зимникам запрещено.
Часть зимников ведомственные, и имеют ограничение на передвижение частного транспорта. На многих из них установлены шлагбаумы и контрольно-пропускные пункты. Поскольку строятся и обслуживаются такие дороги силами частных компаний (обычно нефтяными или газовыми) то хозяева имеют полное право ограничивать движение на них. Но частная техника все же ездит по этим дорогам, правда далеко не каждый автомобиль способен передвигаться по снежным магистралям, это под силу только внедорожникам. Дело в том, что как бы хорошо не следили за состоянием зимника, после каждого снегопада хорошо утрамбованная дорога превращается в участок спортивного бездорожья. Поверхность зимника обычно находится ниже уровня окружающего снежного покрова. И снегопады или сильный ветер очень быстро засыпают дорогу делая ее совершенно неотличимой от окружающих снежных полей. После каждого снегопада на зимники выходит большое количество дорожной техники, в основном это трактора К-700 (Кировец), они тащат за собой специальные волокуши, которые в зависимости от формы расчищают либо трамбуют снег. Для удобства работы техники, а также для транспорта передвигающегося по не расчищенному зимнику дорога маркируется специальными вешками снабженными светоотражающими лентами. Благодаря им даже заметенная дорога легко читается и полноприводная техника может передвигаться без угрозы сбиться с пути.
Длинна зимних дорог варьируется от десятков до сотен километров. На протяженных зимниках через каждые пятьдесят-сто километров сооружаются базы дорожной техники из которых машины ежедневно выходят на работы по поддержанию зимника. Нередко на таких базах устраиваются пункты отдыха водителей, состоящие из нескольких теплушек. Там можно переночевать, поесть и произвести легкий текущий ремонт. Также на этих базах имеется радиосвязь и водители автомобилей передвигающихся по зимнику отмечаются в специальных журналах учета движения транспорта, также аналогичные журналы в обязательном порядке имеются на пропускных пунктах расположенных на въездах-выездах зимников. Северный край суров, непогода и морозы, постоянные спутники суровой зимы, иногда в считанные минуты способны превратить спокойное передвижение по зимнику в битву за жизнь, а посему очень важно знать местоположение участников движения в любой момент времени. Чем больше на трассе автобаз и пунктов отдыха, тем легче вычислить местоположения автомобиля попавшего в беду.
Движение по зимникам обычно осуществляется в темное время суток. В свете фар белая дорога обретает рельеф за счет игры света и тени, днем же напротив дорога сливается с окружающим снегом и можно легко сползти на рыхлую обочину.
Особенности зимних дорог
Снег - самое сложное и непредсказуемое покрытие из всех существующих. Дело не столько в том, что ровный покров скрадывает рельеф и маскирует бугры и канавы, основная его опасность в другом. Японские ученые плотно занимающиеся изучением свойств снега насчитали в России около семидесяти(!) его разновидностей. В зависимости от температуры и плотности снежный покров способен менять свои свойства до противоположных. Так, например, при температурах близких к нулю по Цельсию, снег очень липкий и тяжелый, при этом его коэффициент сопротивления качению настолько высок, что не уступает рыхлому сухому песку. При снижении температуры свойства снега меняются. Минус десять-двадцать градусов в купе с высокой влажностью, свойственной для таких температур, превращают его в "манную крупу", снег смерзается в небольшие гранулы и становиться серьезным препятствием для колесной техники, машины буксуют на ровном месте - им не за что зацепиться. При температурах ниже минус тридцати влага вымерзает, снег снова меняет свои свойства теперь это мельчайшая снежная пыль. Утрамбованная сильным северным ветром она выглядит как настоящее шоссе, взрослый человек легко передвигается по ней, даже не оставляя следов. Но кажущаяся твердость обманчива, стоит только провернуть колесо, как снег расступается и машина провалившись оказывается обездвижена, практически без шансов выбраться самостоятельно. Но это еще не все сюрпризы которые нам преподносит снег. При смене температур образуется наст. Чем чаще прыгает ртуть термометра, тем больше слоев наста намерзает. Снегопады и перемены погоды превращают снежный покров в слоенный пирог. Обычно наст не настолько толст чтобы выдержать вес автомобиля, поэтому подламывается, автомобиль оказывается в ситуации парохода скованного льдами. Единственная возможность выбраться из такой западни - продалбливать наст вокруг машины и вытаскивать ее обратно на твердое место.
Большую опасность при передвижении по тундре представляют сильные северные ветры. Дело в том, что при строительстве зимних дорог в тундре, магистраль прокладывается по возвышенностям, там суше и быстрее промерзает грунт, но в это и проблема, так как дорога в результате открыта всем ветрам и шквальный ветер, а он на Севере обычное явление, поднимает снег и метет его через дорогу. Во-первых образуются переметы мешающие передвижению, а во-вторых видимость падает до нескольких метров, что делает передвижение на скорости (требуемое для прохождения переметов) невозможным. Но останавливаться тоже нельзя - стоящая машина моментально оказывается заметенной снегом. В случае если вы не можете продолжать движение следует остаться в машине и дожидаться помощи, если о вашем передвижении по зимнику известно дорожным службам или дождавшись конца метели идти за помощью. Ни в коем случае не следует отправляться пешком в метель это опасно для жизни.
Техника, передвигающаяся по зимникам
В основном это полноприводные грузовые автомобили, Уралы и КамАЗы. Часто встречается гусеничная техника, она представляет наибольшую опасность для легкового транспорта. Во время движения в кабине гусеничного вездехода очень шумно и водители пользуются противошумными наушниками. Светотехника таких аппаратов также оставляет желать много лучшего, а скорость они развивают весьма порядочную, поэтому существует немалый шанс, что вас просто не заметят, особенно если ваш автомобиль светлого цвета и фары залеплены снегом. Во время прошлогодней автомобильной экспедиции в Нарьян-Мар мы едва не погибли из-за того, что поздно сообразили, что несущийся на наш стоящий автомобиль вездеход не собирается сворачивать в сторону. В последний момент мы успели отъехать. Увидев свет фар (до этого наша машина была обращена к вездеходу боковой стороной), ГТТ остановился и выпрыгнувший из кабины водитель обратился к нам со следующим вопросом: "Парни, вы откуда тут взялись?". Он просто не заметил белый Defender на белом снегу.
На зимниках Ямало-Ненецкого Автономного Округа нередко можно встретить хантов и представителей других малых народностей Севера. Обычно они передвигаются на снегоходах, всем маркам предпочитают отечественный "Буран", за его ремонтопригодность и неприхотливость в отношении топлива. За снегоходами они почти всегда таскают самодельные прицепы (большие фанерные короба) с мороженной рыбой или... пассажирами. Обычное явление на зимнике "Буран" в прицепе которого сидят этак человек шесть. Обычно такие прицепы существенно выступают за габариты самого снегохода и не оснащены габаритными огнями. Поэтому при встрече с таким транспортным средством на ночном зимнике следует быть предельно внимательным.
Легковой транспорт встречается крайне редко, обычно такие машины идут в сцепке с грузовиками или тракторами, или же проехав самостоятельно твердый расчищенный участок останавливаются у перемета и ожидают попутный вездеход, чтобы прицепившись к нему пройти гиблый участок.
Хотелось бы немного рассказать о отношениях между водителями на зимних дорогах. В прошлом году, путешествуя по зимникам Ненецкого округа я был немало удивлен тем, что участники движения совсем не помогают друг другу. Потом я понял, что основная причина такого отношения кроется в том, что львиная доля водителей - гастарбайтеры из ближайшей заграницы. Север для них лишь место куда они приехали за "длинным рублем", поэтому и ведут они себя соответственно: человек - человеку конкурент (читай волк). В этом году проехав несколько тысяч километров по зимникам ЯНАО я в первую очередь обратил внимание на то, что здесь люди ведут себя совершенно иначе. Нормальным явлением считается остановиться у встречной машины и расспросить друг - друга о том в каком состоянии дорога дальше, много ли машин прошло и т.п., ну а уж помочь вытащить засевший автомобиль или оказать любую иную требуемую помощь - закон. Приятно осознавать, что в Тюменской области люди еще не разучились помогать друг - другу.
Правила движения по зимним дорогам
Передвигаясь по зимним дорогам следует соблюдать все правила дорожного движения. Особое внимание стоит обращать на знаки дорожного движения, поверьте уж где-где, а на зимниках они установлены далеко не просто так. Есть такое выражение "Правила дорожного движения написаны кровью", так вот особенно оно актуально на таких дорогах как зимники. Поэтому настоятельно рекомендую следовать их рекомендациям. Также на зимниках существуют и свои собственные правила, например, на подъеме преимущество имеет автомобиль двигающийся вверх. И если вы, подъехав к спуску, увидели машину подъезжающую снизу, остановитесь, оставив место для маневра на выезде и подождите пока встречный автомобиль закончит подъем и минует вас, только после этого продолжайте движение. Ведь подняться по скользкой заснеженной дороге далеко не просто особенно большегрузному автомобилю и если из-за того что вы, не подумав выехали ему навстречу он потеряет ход, то может возникнуть довольно опасная ситуация, в которой грузовик, становившийся на склоне может опрокинуться сдавая назад.
Также не в коем случае не следует пить за рулем. Понимаю, дорога дальняя, едем медленно, машин мало, почему бы и не выпить? Я скажу почему. Управление автомобилем в сложных дорожных условиях уже само по себе серьезное испытание и не каждый водитель в состоянии справиться с управлением автомобилем даже будучи абсолютно трезвым и сосредоточенным, не говоря уже о пьяном. Если правила дорожного движение и мой комментарий не убедили вас, то добавлю, что на выездах с зимних дорог обычно дежурят экипажи ГИБДД, поджидая как раз таких любителей езды на веселе. И тогда не стоит рассчитывать на снисхождение. Еще один интересный факт: инспектора ДПС Ямало-Ненецкого Автономного Округа в своем большинстве мзду не берут, поэтому придется отвечать по закону.
Практические советы
Езда по зимним дорогам требует определенных навыков. Главное правило, не выезжать за ограничительные вешки или если их нет, не съезжать с утрамбованного полотна. Стоит одному колесу машины зацепить мягкий снег как машину моментально стаскивает с дороги и она проваливается. Выбраться без посторонней помощи очень трудно. Даже если на машине установлена лебедка это мало что меняет так как зацепить крюк в тундре совершенно не за что. Поэтому передвигаться по зимникам в одиночку не следует, движение на северных дорогах нельзя назвать интенсивным, так что можно провести несколько часов в ожидании помощи. Так же большую опасность представляют ледяные переправы. Не смотря на то, что их обычно специально намораживают для того, чтобы они выдерживали вес тяжелого транспорта, на них случаются каверны, нередко водители тяжелой большегрузной техники не обращают внимания на знаки у переправ с ограничением тоннажа и грузные машины проламывают колесами лед. Поэтому если ледовая переправа не просматривается под снегом или из-за неровностей рельефа, лучше не пожалеть пары минут, выйти из машины и внимательно осмотреть место где вы собираетесь проехать, поверьте это может сэкономить вам не мало времени и нервов. Если на переправе посреди дороги торчит вешка это значит, что лед в этом месте проломлен и проезжать близ этого места не следует.
Также выезжая на зимник вы должны понимать, что расход топлива в сложных дорожных условиях возрастает многократно, поэтому стоит им запастись, ведь в суровых условиях русского Севера горючие - жизнь. Даже если вы рассчитываете провести в дороге пару часов в машине должен быть запас воды и пищи, это как раз тот случай, когда береженного Бог бережет. В машине обязательно должна быть хорошая лопата и надежный буксировочный трос. Совсем не лишними будут лыжи или снегоступы.
Если зимник сильно заметен снегом, имеет смысл приспустить ведущие колеса, пятно контакта возрастет, а сопротивление качению напротив уменьшиться, машина будет меньше буксовать и лучше управляться. Если ваша машина все же сползла с дороги в рыхлый снег, не торопитесь переключать передачи и давить на газ. Для начала стоит выйти из машины и посмотреть насколько глубоко она провалилась, поверьте снаружи это видно гораздо лучше чем изнутри. Перед тем как вы сядете обратно и попробуете выехать стоит обкопать машину, удалив снег из под мостов и днища. Независимо от того, пытаетесь ли вы выехать самостоятельно или машину выдергивают на тросу, выбираться надо обратно, по своей же колее, это самый простой и действенный способ. При движении по зимнику покрытому свежевыпавшим снегом и при прохождении переметов старайтесь не допускать пробуксовки колес, если чувствуете, что машина теряет ход а до конца заснеженного участка еще далеко, лучше остановиться, аккуратно сдать назад, выйти из машины и померить глубину снежного покрова. Дальше принимать решение уже исходя из ситуации. Никогда не ленитесь выйти и посмотреть, это занимает не много времени, гораздо больше уходит на ликвидацию последствий необдуманных действий.
Подготовка автомобиля для движения по зимним дорогам и бездорожью
За последний год я провел несколько экстремальных автоэкспедиций в том числе три зимние. Во время этих путешествий нам пришлось проехать несколько тысяч километров по зимним дорогам и без таковых, поэтому наши машины были соответствующим образом подготовлены. Имея опыт доведения автомобилей для экстремальной эксплуатации а также учитывая постоянный интерес читателя к технической подготовке внедорожников хочу немного рассказать о том как из стандартного полноприводного автомобиля построить "проходимца" который способен легко передвигаться по зимнему бездорожью.
Основным гарантом высокой проходимости являются специальные грязевые колеса большой размерности с глубоким протектором. По мнению джип-клуба "Тундра" из Нового Уренгоя для зимних дорог Ямало-Ненецкого Автономного Округа лучше всего подходит американская резина Super Swamper Irok размерностью 38*14 дюймов. Для достижения максимального эффекта давление в колесах понижают до 0.3-0.5 атмосферы. Для того чтобы поставить такие колеса на автомобиль требуются небольшая модификация кузова (лифт и резка крыльев) и существенные изменения в подвеске и трансмиссии, с помощью лифт-комплекта, других пружин или рессор или специальных проставок увеличиваются ходы подвески и сам автомобиль становиться значительно выше. Поскольку колеса большего размера увеличивают нагрузку на трансмиссию автомобиля изменяются передаточные числа (посредством установки других главных пар в мосты).
Обвес также претерпевает серьезные изменения. На место штатных бамперов устанавливаются специальные силовые конструкции способные выдержать удар о ледяной бруствер или дерево. На автомобиль устанавливается как минимум одна лебедка с электрическим, гидравлическим или механическим приводом. Воздухозабор во избежание гидроудара двигателя при прохождении бродов выводиться на крышу автомобиля. Для бесперебойной работы двигателя в условиях низких температур устанавливается автономная печка (работающая на основном топливе автомобиля) для подогрева охлаждающей жидкости. Также для поддержания комфортной температуры автономная печка устанавливается в салон автомобиля.
На машину устанавливается дополнительная светотехника, для обеспечения достаточного обзора в условиях плохой видимости. Также в машину устанавливается комплект оборудования для спутниковой навигации, и радиосвязь.
Перед путешествием каждый автомобиль снабжается максимально полным комплектом наиболее важных запасных частей, полным набором инструмента, комплектом внедорожного оборудования, включающим в себя рывковый буксировочный трос, высокий реечный домкрат, удлинитель лебедочного троса, корозащитную стропу для лебежения, трапы для прохождения ледовых трещин. Также каждая машина комплектуется канистрами для того чтобы суммарный запас хода по бездорожью был не менее пятисот километров.
Только после этого внедорожник можно считать готовым к дальним путешествиям по зимним дорогам.
Все описанное выше является профессиональной подготовкой и совсем не обязательно, а за частую и не нужно для движения по зимникам. Главное четко рассчитывать свои силы и возможности автомобиля. Управляя машиной с умом и осторожностью вы имеете все шансы проехать по зимнику на совершенно стандартном полноприводном автомобиле. А если и случаться какие-нибудь непредвиденные трудности вам всегда помогут водители проезжающих автомобилей. Помочь ближнему - закон для Сибири и дай Бог, чтобы так и было впредь.
Удачи на дорогах.