О фильме Олеси Фокиной "Избранник", показанном ВГТРК

Dec 10, 2014 00:00



Дата обновления: 10.12.2014
О фильме Олеси Фокиной "Избранник", показанном ВГТРК

Виктория Шохина

ПОСЛЕ долгих перипетий и сложных рокировок фильм Олеси Фокиной "Избранник" мы наконец увидели.

Первая его часть, "Вложение цели", и вторая, "Математик", прошли 10 февраля, третья - "Осень патриарха" - 11 февраля. Фильм этот стоял в сетке вещания канала 4 декабря 1998 года, но по просьбе Александра Солженицына был снят буквально в последнюю минуту.

Название фильма воспринимается в контексте эпиграфа к нему: "Все были в тревоге и не понимали друг друга; всякий думал, что в нем одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что - добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе (...) В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. /.../ Все и все погибало /.../ Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса".

Это последний сон Родиона Раскольникова, уже на каторге. Возможно, последний барьер перед его очищением, перед воскресением Лазаря, так сказать (согласно распространенной интерпретации). С другой стороны, это и развитие его же любимой идеи о разных человеческих разрядах: первый разряд - "материал", люди обыкновенные, "они и обязаны быть послушными". Второй разряд - немногие необыкновенные люди, избранные; такой человек, "если ему надо для своей идеи перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь /.../, то он внутри себя, по совести, может /.../ дать себе решение перешагнуть /.../ и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует". Вот путеводная нота этого фильма об Александре Солженицыне.

"Вложение цели" - так определяет сам Солженицын свою судьбу, так обозначает исполнение через себя замысла Божьего.

От "Узла" Сокурова и от сериала "Жизнь Солженицына", снятого НТВ, фильм "Избранник" отличается прежде всего тем, что режиссер не следовал воле своего героя и показывал его не только изнутри, но и извне.

Люди знаменитые часто фильтруют свои биографии. Случай Солженицына отличается от прочих подобных случаев главным образом тем, что он сильно пережал, излагая свою версию происходившего с ним и вокруг него в книгах "Бодался теленок с дубом" и "Угодило зернышко промеж двух жерновов". Книги эти настолько страстны и пристрастны, что закономерна потребность в ревизии. Любой нормальный читатель увидит в солженицынской версии собственной жизни много такого, что автор на самом деле предпочел бы скрыть, затушевать и т.п. Или, по крайней мере, не собирался выставлять на обозрение. Сокуров, что называется, поверил своему герою на слово, попадая в мощное поле его воздействия. Поэтому "Узел" однообразен, в центре - герой, все прочее - круги по воде. "Жизнь Солженицына" Леонида Парфенова со товарищи гораздо интереснее за счет исторической полифонии (см. об этом: "НГ" от 11.12.98.).

Олеся Фокина выбрала третий путь. В "Избраннике" линия жизни Солженицына властно пересекает линии жизни других людей. И порой не самым счастливым для них образом.

Здесь, в отличие от двух предыдущих фильмов, присутствует, например, первая жена героя, Наталья Решетовская, которая не только разводилась с ним, но и помогала ему - печатала его рукописи, тот же "Архипелаг ГУЛАГ". Есть здесь и любопытный с точки зрения женской психологии комментарий второй жены, Натальи Дмитриевны, которая объясняет, что первая жена, Наталья Алексеевна, не понимала, что живет с великим человеком...

Присутствует и тень Елизаветы Дмитриевны Воронянской - Кью, как звали ее близкие. Есть такой женский тип, который всегда ищет и находит гениев и служит гению истово. Прочитав в "Новом мире" про Ивана Денисовича, Кью написала автору восторженное письмо, и автор не поленился, поехал в Ленинград, разыскал ее - человека, готового служить. "Я любил прийти в эту щель, отдохнуть, перекусить, позабавиться, наблюдая перепады настроений..." - воспоминания Солженицына читает Валерий Приемыхов.

У гения болели ноги, рассказывает Зоя Томашевская, и Кью, скопив денег, купила для него ковер, отослала подарок почтой. По почте же получила его обратно с холодно-назидательным письмом: "Всякий подарок пытается формировать нашу жизнь и сознание и влиять на нашу волю. Вот почему я вообще их отвергаю. Очень не люблю". Ответ безутешной Кью: "Выкупаю дары своего сердца, шваркнутые мне в физиономию"... Но "поди загаси светильник, рассердись на солнце! И останешься вотьмах..." ("Станьте солнцем, - говорил Порфирий Петрович Раскольникову. - Солнцу прежде всего надо быть солнцем").

Лейтмотив фильма - песня слепой девушки: "Спи, моя радость, усни". Солженицын сидит, полуприкрыв глаза, и тогда возникают как бы очертания его главных тем - война, расстрелы, энкавэдэшник с наганом, колючая проволока, трупы... трупы...

Рукопись "Архипелага ГУЛАГ" Солженицын переправил на Запад, а экземпляры, остававшиеся в Советском Союзе, велел уничтожить. Кью, объясняет Зоя Томашевская, не могла, это было для нее нечто личное, "как часть своей жизни". "Да обманула она!" - с неподражаемыми (раскольниковскими) интонациями произносит Приемыхов фразу из "Теленка".

После пяти дней допросов в КГБ пожилая женщина, с больными ногами, рассказала о тайнике, а потом повесилась. Точные обстоятельства ее смерти, впрочем, до сих пор неизвестны; неизвестно, где ее могила - на запрос авторов фильма ФСБ промолчала... Лошади в реке... "Лошади умеют плавать. Но не хорошо, не далеко".

Рассказывает в фильме Зоя Томашевская и о своей матери - Ирине Медведевой-Томашевской. Именно она объявила когда-то громко: Шолохов - вор, а "Тихий Дон" написал есаул Федор Крюков... Женщина сильная и властная, Ирина Томашевская тем не менее попала под обаяние и влияние Солженицына, подчинилась ему. После обысков она 27 октября 73-го года покончила жизнь самоубийством. А в 74-м высланный на Запад Солженицын опубликовал со своим предисловием работу Медведевой-Томашевской "Стремя "Тихого Дона" под именем "литератора Д.". И заказал по ней панихиду в женевской церкви...

Другой сюжет, вряд ли понравившийся Солженицыну, связан с Варламом Шаламовым. Цитируется знаменитое письмо, в котором Шаламов называет Солженицына "дельцом". И еще вот это: "Запрещаю писателю Солженицыну знакомиться с моим архивом". Когда-то Шаламов попросил отнести в "Новый мир" его "Колымские рассказы" и стихи. Солженицын стихи передал (Твардовскому они не показались), а рассказы почему-то так и не показал...

Участвующий в фильме Жорж Нива говорит, что спор между Шаламовым и Солженицыным - это "главный спор нашего XX века". Потому что для Шаламова - лагерь только растление, а для Солженицына - путь восхождения духа. "Мажорный писатель" - так определяет Солженицына Нива. "Оптимист".

И наконец, тема "Нового мира". Несколько раз возникает фотография - у гроба Твардовского Владимир Лакшин, Мария Илларионовна Твардовская, Александр Солженицын... "Можно гибнуть по-разному. "Новый мир" погиб без красоты... на коленях", - считает герой. Но он же сказал однажды с ледяным спокойствием: "Нехай умирает, кто дурной..." Так оно и случилось. Дурные гибли, умный выживал. "Как ты мудро ведешь меня, Господи"...

"Я смолчал" - это про 1968 год. "С этого момента дополнительный груз на моих плечах".

Еще узелок: генерал Петр Григоренко, выйдя из психушки, вступился за "Новый мир" и написал Солженицыну жесткое письмо, объясняя, что без Твардовского и без "Нового мира" ему вырваться не удалось бы...

"Матрена, - читает автор свой знаменитый рассказ, - смешная, по-глупому работала на других бесплатно". Матренами он любовался с дистанции.

Солженицын, заговоривший о ГУЛАГе, был не единственным и не первым. "Математика меня спасла", - обронил он как-то. "Быть может, это и разгадка его точной судьбы", - комментируют авторы фильма.

Вот он на Западе. Стоит на крыльце вместе с другом - Генрихом Беллем. Лихие, настойчивые синкопы "Битлов": "You don"t know how lucky you are boys / Back in the U.S.S.R" - неожиданный саунтрек для такого фильма. Он заставляет вскинуться, сосредоточиться, посмотреть на ситуацию сквозь наслоения мифа.

"Жаждущим правды он оставил единственный завет: жить не по лжи! За эту роскошь платили сполна: мордовскими лагерями, психушками... Тогда казалось: не напрасно", - голос за кадром.

Кадр, повторяющийся не единожды: лауреат Нобелевской премии во фраке, в черной машине - барин.

Закольцовывается тема подарков: режиссер Фокина дарит герою букетик его любимых ландышей - он возвращает подарок, как вернул когда-то ковер Воронянской. Фокина просит сварить картошку, как он делает это обычно. Видно, однако, что отношения между героем и режиссером уже идут вразнос: "Олеся! Вы невозможный человек... Я хочу жить, а не сниматься". Картошку варить не захотел, чтобы не выглядеть позером. Меж тем в сокуровском "Узле" долго изображал творческий процесс...

В последней части самый щемящий момент - рассказ Ермолая Солженицына про брата Митю, сына Натальи Дмитриевны от первого брака: "Митя был для меня богом... Митю я любил, как никого в жизни не любил".

Солженицын вернулся. "Я ощущаю себя сейчас, что я живу среди своих". Вскоре Фокиной: "Соберите все. Мы рассчитались с вами..."

Контрапункт: линия людей обыкновенных и линия людей необыкновенных. Закрытые ворота дома в Троице-Лыкове. Рука тянется к звонку и замирает. Он вернулся, но мы не узнали друг друга.

Избранник.

© elibrary.com.ua

Постоянный адрес данной публикации:
https://elibrary.com.ua/m/articles/view/О-фильме-Олеси-Фокиной-Избранник-показанном-ВГТРК?ysclid=lolodlmoei829391838

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):
О фильме Олеси Фокиной "Избранник", показанном ВГТРК // Киев: Библиотека Украины (ELIBRARY.COM.UA). Дата обновления: 10.12.2014. URL: https://elibrary.com.ua/m/articles/view/О-фильме-Олеси-Фокиной-Избранник-показанном-ВГТРК (дата обращения: 05.11.2023).

Оригинал: elibrary.com.ua
Скриншот

Томашевская Зоя, Фокина Олеся, Нива Жорж, Солженицын Александр, невидимки, Шиповальников Виктор, фильмы, Шиповальников Алексей, elibrary, Зернышко, Воронянская Елизавета, видео, Сокуров Александр, Медведева Ирина, Рязань, Солженицын Ермолай, Шиповальникова Елизавета, Архипелаг ГУЛАГ

Previous post Next post
Up