Дата обновления: 10.12.2014
О фильме Олеси Фокиной "Избранник", показанном ВГТРК
Виктория Шохина
ПОСЛЕ долгих перипетий и сложных рокировок фильм Олеси Фокиной "Избранник" мы наконец увидели.
Первая его часть, "Вложение цели", и вторая, "Математик", прошли 10 февраля, третья - "Осень патриарха" - 11 февраля. Фильм этот стоял в сетке вещания канала 4 декабря 1998 года, но по просьбе Александра Солженицына был снят буквально в последнюю минуту.
Название фильма воспринимается в контексте эпиграфа к нему: "Все были в тревоге и не понимали друг друга; всякий думал, что в нем одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что - добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе (...) В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. /.../ Все и все погибало /.../ Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса".
Это последний сон Родиона Раскольникова, уже на каторге. Возможно, последний барьер перед его очищением, перед воскресением Лазаря, так сказать (согласно распространенной интерпретации). С другой стороны, это и развитие его же любимой идеи о разных человеческих разрядах: первый разряд - "материал", люди обыкновенные, "они и обязаны быть послушными". Второй разряд - немногие необыкновенные люди, избранные; такой человек, "если ему надо для своей идеи перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь /.../, то он внутри себя, по совести, может /.../ дать себе решение перешагнуть /.../ и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует". Вот путеводная нота этого фильма об Александре Солженицыне.
"Вложение цели" - так определяет сам Солженицын свою судьбу, так обозначает исполнение через себя замысла Божьего.
От "Узла" Сокурова и от сериала "Жизнь Солженицына", снятого НТВ, фильм "Избранник" отличается прежде всего тем, что режиссер не следовал воле своего героя и показывал его не только изнутри, но и извне.
Люди знаменитые часто фильтруют свои биографии. Случай Солженицына отличается от прочих подобных случаев главным образом тем, что он сильно пережал, излагая свою версию происходившего с ним и вокруг него в книгах "Бодался теленок с дубом" и "Угодило зернышко промеж двух жерновов". Книги эти настолько страстны и пристрастны, что закономерна потребность в ревизии. Любой нормальный читатель увидит в солженицынской версии собственной жизни много такого, что автор на самом деле предпочел бы скрыть, затушевать и т.п. Или, по крайней мере, не собирался выставлять на обозрение. Сокуров, что называется, поверил своему герою на слово, попадая в мощное поле его воздействия. Поэтому "Узел" однообразен, в центре - герой, все прочее - круги по воде. "Жизнь Солженицына" Леонида Парфенова со товарищи гораздо интереснее за счет исторической полифонии (см. об этом: "НГ" от 11.12.98.).
Олеся Фокина выбрала третий путь. В "Избраннике" линия жизни Солженицына властно пересекает линии жизни других людей. И порой не самым счастливым для них образом.
Здесь, в отличие от двух предыдущих фильмов, присутствует, например, первая жена героя, Наталья Решетовская, которая не только разводилась с ним, но и помогала ему - печатала его рукописи, тот же "Архипелаг ГУЛАГ". Есть здесь и любопытный с точки зрения женской психологии комментарий второй жены, Натальи Дмитриевны, которая объясняет, что первая жена, Наталья Алексеевна, не понимала, что живет с великим человеком...
Присутствует и тень Елизаветы Дмитриевны Воронянской - Кью, как звали ее близкие. Есть такой женский тип, который всегда ищет и находит гениев и служит гению истово. Прочитав в "Новом мире" про Ивана Денисовича, Кью написала автору восторженное письмо, и автор не поленился, поехал в Ленинград, разыскал ее - человека, готового служить. "Я любил прийти в эту щель, отдохнуть, перекусить, позабавиться, наблюдая перепады настроений..." - воспоминания Солженицына читает Валерий Приемыхов.
У гения болели ноги, рассказывает Зоя Томашевская, и Кью, скопив денег, купила для него ковер, отослала подарок почтой. По почте же получила его обратно с холодно-назидательным письмом: "Всякий подарок пытается формировать нашу жизнь и сознание и влиять на нашу волю. Вот почему я вообще их отвергаю. Очень не люблю". Ответ безутешной Кью: "Выкупаю дары своего сердца, шваркнутые мне в физиономию"... Но "поди загаси светильник, рассердись на солнце! И останешься вотьмах..." ("Станьте солнцем, - говорил Порфирий Петрович Раскольникову. - Солнцу прежде всего надо быть солнцем").
Лейтмотив фильма - песня слепой девушки: "Спи, моя радость, усни". Солженицын сидит, полуприкрыв глаза, и тогда возникают как бы очертания его главных тем - война, расстрелы, энкавэдэшник с наганом, колючая проволока, трупы... трупы...
Рукопись "Архипелага ГУЛАГ" Солженицын переправил на Запад, а экземпляры, остававшиеся в Советском Союзе, велел уничтожить. Кью, объясняет Зоя Томашевская, не могла, это было для нее нечто личное, "как часть своей жизни". "Да обманула она!" - с неподражаемыми (раскольниковскими) интонациями произносит Приемыхов фразу из "Теленка".
После пяти дней допросов в КГБ пожилая женщина, с больными ногами, рассказала о тайнике, а потом повесилась. Точные обстоятельства ее смерти, впрочем, до сих пор неизвестны; неизвестно, где ее могила - на запрос авторов фильма ФСБ промолчала... Лошади в реке... "Лошади умеют плавать. Но не хорошо, не далеко".
Рассказывает в фильме Зоя Томашевская и о своей матери - Ирине Медведевой-Томашевской. Именно она объявила когда-то громко: Шолохов - вор, а "Тихий Дон" написал есаул Федор Крюков... Женщина сильная и властная, Ирина Томашевская тем не менее попала под обаяние и влияние Солженицына, подчинилась ему. После обысков она 27 октября 73-го года покончила жизнь самоубийством. А в 74-м высланный на Запад Солженицын опубликовал со своим предисловием работу Медведевой-Томашевской "Стремя "Тихого Дона" под именем "литератора Д.". И заказал по ней панихиду в женевской церкви...
Другой сюжет, вряд ли понравившийся Солженицыну, связан с Варламом Шаламовым. Цитируется знаменитое письмо, в котором Шаламов называет Солженицына "дельцом". И еще вот это: "Запрещаю писателю Солженицыну знакомиться с моим архивом". Когда-то Шаламов попросил отнести в "Новый мир" его "Колымские рассказы" и стихи. Солженицын стихи передал (Твардовскому они не показались), а рассказы почему-то так и не показал...
Участвующий в фильме Жорж Нива говорит, что спор между Шаламовым и Солженицыным - это "главный спор нашего XX века". Потому что для Шаламова - лагерь только растление, а для Солженицына - путь восхождения духа. "Мажорный писатель" - так определяет Солженицына Нива. "Оптимист".
И наконец, тема "Нового мира". Несколько раз возникает фотография - у гроба Твардовского Владимир Лакшин, Мария Илларионовна Твардовская, Александр Солженицын... "Можно гибнуть по-разному. "Новый мир" погиб без красоты... на коленях", - считает герой. Но он же сказал однажды с ледяным спокойствием: "Нехай умирает, кто дурной..." Так оно и случилось. Дурные гибли, умный выживал. "Как ты мудро ведешь меня, Господи"...
"Я смолчал" - это про 1968 год. "С этого момента дополнительный груз на моих плечах".
Еще узелок: генерал Петр Григоренко, выйдя из психушки, вступился за "Новый мир" и написал Солженицыну жесткое письмо, объясняя, что без Твардовского и без "Нового мира" ему вырваться не удалось бы...
"Матрена, - читает автор свой знаменитый рассказ, - смешная, по-глупому работала на других бесплатно". Матренами он любовался с дистанции.
Солженицын, заговоривший о ГУЛАГе, был не единственным и не первым. "Математика меня спасла", - обронил он как-то. "Быть может, это и разгадка его точной судьбы", - комментируют авторы фильма.
Вот он на Западе. Стоит на крыльце вместе с другом - Генрихом Беллем. Лихие, настойчивые синкопы "Битлов": "You don"t know how lucky you are boys / Back in the U.S.S.R" - неожиданный саунтрек для такого фильма. Он заставляет вскинуться, сосредоточиться, посмотреть на ситуацию сквозь наслоения мифа.
"Жаждущим правды он оставил единственный завет: жить не по лжи! За эту роскошь платили сполна: мордовскими лагерями, психушками... Тогда казалось: не напрасно", - голос за кадром.
Кадр, повторяющийся не единожды: лауреат Нобелевской премии во фраке, в черной машине - барин.
Закольцовывается тема подарков: режиссер Фокина дарит герою букетик его любимых ландышей - он возвращает подарок, как вернул когда-то ковер Воронянской. Фокина просит сварить картошку, как он делает это обычно. Видно, однако, что отношения между героем и режиссером уже идут вразнос: "Олеся! Вы невозможный человек... Я хочу жить, а не сниматься". Картошку варить не захотел, чтобы не выглядеть позером. Меж тем в сокуровском "Узле" долго изображал творческий процесс...
В последней части самый щемящий момент - рассказ Ермолая Солженицына про брата Митю, сына Натальи Дмитриевны от первого брака: "Митя был для меня богом... Митю я любил, как никого в жизни не любил".
Солженицын вернулся. "Я ощущаю себя сейчас, что я живу среди своих". Вскоре Фокиной: "Соберите все. Мы рассчитались с вами..."
Контрапункт: линия людей обыкновенных и линия людей необыкновенных. Закрытые ворота дома в Троице-Лыкове. Рука тянется к звонку и замирает. Он вернулся, но мы не узнали друг друга.
Избранник.
© elibrary.com.ua
Постоянный адрес данной публикации:
https://elibrary.com.ua/m/articles/view/О-фильме-Олеси-Фокиной-Избранник-показанном-ВГТРК?ysclid=lolodlmoei829391838 Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):
О фильме Олеси Фокиной "Избранник", показанном ВГТРК // Киев: Библиотека Украины (ELIBRARY.COM.UA). Дата обновления: 10.12.2014. URL:
https://elibrary.com.ua/m/articles/view/О-фильме-Олеси-Фокиной-Избранник-показанном-ВГТРК (дата обращения: 05.11.2023).
Оригинал:
elibrary.com.uaСкриншот