Поминание заложных покойников.

May 16, 2013 06:20

Уже несколько дней хожу вокруг этой темы кругами. С одной стороны поднимать ее необходимо. В традиции этому уделяли большое внимание. В 17 веке это дело считалось необходимым, важным и это делалось повсеместно с участием царя и патриарха. Одно дело, когда речь идет о местечковом обряде, другое дело, когда это было повсеместно, для меня это знак, что за таким действом скрывается нечто важное для жизни и благополучия.

Сейчас же все как-то поутихло. Хотя, Родительские дни и сейчас есть, и даже их в календаре выделяют в качестве выходного, но многие ли из моих ровесников и людей помоложе о них что-то знают? В моей жизни само понятие "родительский день" возникло наверное в студенческие годы, не раньше. Может просто бабушки с дедушками живы были, но раньше я и не слышала о них.

А уж о Семике, о том, что существует специальный день в году для поминания людей, умерших не своей смертью, так вообще вот недавно узнала. Хотя про существование праздника Семик я узнала на занятиях по кукле Семик и Семичиха года три, но и тогда говорилось лишь о праздничном смысле этого дня.

Наверняка жители мест, где традиция более жива (вроде Армавира), могут мне сказать, что дело-то известное, и они знают о Семике, и поминают таких покойников. Вопрос в том, кто они ТАКИЕ покойники. Я перед Пасхой была на кладбище, и благодаря тому, что стала смотреть тему "заложных" покойников, увидела по датам на могилах, что все перепутано и все смешано. Не задумываются теперь, что значит СВОЯ смерть, а что НЕ СВОЯ.

Почему поднимать эту тему необходимо? Потому что слишком часто я встречаю случаи, когда жизнь семьи сильно меняется после того, как в ней возникает "заложный" покойник (именно в том смысле, в каком это понимали веке в 17). Потому что это имеет отношение к дальнейшему благополучию семьи, рода и не на одно колено. И потому что через месяц настанет время, когда можно будет напряжение в этом семейном узле, если не окончательно распустить, то значительно ослабить.

С другой стороны, если человек не вырос внутри определенной культуры отношения к смерти (и жизни соответственно), человеку современного общества, где тема смерти табуирована, где не все понятно, что делать, если человек умер спокойно, в своей постели, дожив до глубокой старости, воспринять тему "заложных" покойников непросто. Я сама к ней подбиралась (точнее меня к ней подводили ТАМ) долго.

Началось все с тренинга "3 перехода: рождение, свадьба, смерть". Вообще тренинг оказался удивительным, самым долгоиграющим, он завершился больше месяца назад, а участницы до сих пор мне отписываются время от времени. Очень много чего поднимается. Потому я и об итогах тут не писала, потому что еще рано итоги подводить. И вот в конце тренинга, когда мы говорили о похоронном обряде, я тему особенных покойников просто сливаю. Сначала обещала кратенький конспект, потом вообще просто ссылки на этнографию кинула. Одним словом, о существовании понятия "заложных" покойников я узнала, а смотреть туда не хотела.

Ну и как всегда в таких случаях бывает, не хочешь смотреть добровольно, обставим все так, что сама еще и еще рыть будешь. Ну и сейчас сижу, вот, разбираюсь. И про свою и не свою смерть, и про жизненную силу, отпущенную каждому на его век, и про то как она перекрывается, и как это сказывается на силе рода, и как род исчезает. Совершенно не праздный интерес у меня к этой теме появился.

А в итоге, как я вижу, сводится все к семейной системе. Любители системных расстановок поймут. Суть в том, что если какой-то человек вычеркнут из семьи, о нем не говорят, о нем забыли, то он начнет о себе напоминать тем, что кто-то из живущих будет жить не свою жизнь, а "за того парня". Вот отрывки из книги Анн Анселин Шутценбергер "СИНДРОМ ПРЕДКОВ. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы"
http://www.psy-analyst.ru/autoref/3schut8.asp

С другой стороны, хоронить умершего не своей смертью, так, словно он обычный покойник (а сейчас таких половина кладбища), это закрывать глаза на метки, которые говорят о том, что в семье не все ладно, что есть те, о ком забыли, и о которых нужно помнить и поминать. И для этого и есть Семик.

Так кто же такие эти "заложные" покойники? Считалось, что каждому человеку выделена доля, часть силы рода. Когда человек умирает своей смертью, т.е. в старости полностью реализовав силу, которая ему отпущена, эта сила высвобождалась для остальных членов семьи. Перераспределение этой высвободившейся силы, его доли, символически происходит на поминках, когда все участники едят по три ложки кутьи из одной миски.
Т.е. появлялась сила на то, чтобы приходили новые члены семьи, чтобы жить поживать и добра наживать
И поэтому, если старик живет очень долго, говорят, что "он чужой век заедает".

Если же человек не умер в старости, то его жизненная сила осталась нерастраченной. Считали, что таких земля не принимает, что теперь душа этого человека останется неупокоенной столько лет, сколько он не дожил до окончания своего века. Именно такие покойники превращаются в мертвяков, русалок, кикимор и т.п. нечисть. Таких покойников не хоронили, а топили в болоте, заваливали камнями в оврагах и т.п. гиблых местах. И только по настоянию церкви их стали хоронить, но за оградой. Народ же активно выкапывал таких покойников из могил и таки утаскивали их в болота и овраги, потому что считали, что земля таких не примет и за свое осквернение ответит неурожаем.
Но церковь настаивала, и до 18 века просуществовало положение "ни вашим, ни нашим"
Обычно в течение года их не хоронили, а свозили в специальные помещения, называвшиеся убогими домами, божедомками, скудельницами, и только в Семик с отпеванием погребали в землю. (В 17-м веке при семицких погребениях в Москве всегда присутствовали царь и патриарх.) В конце XVIII в. убогие дома перестали существовать, обнаруженных мертвецов сразу же хоронили в специально отведенных для этого местах, но традиционная панихида по ним в Семик сохранилась. Впоследствии поминание в церкви умерших неестественной смертью было перенесено на Троицкую субботу. http://traditio-ru.org/wiki/Семик

Т.е. "заложных" начали сразу предавать земле и граница между "чистыми" и "нечистыми" покойниками оказалась размытой, в результате перестали обращать внимание на маркеры, говорящие о том, что с родом что-то не так. Одно дело, когда в семье слишком уж много не погребенных и это повод задуматься и принять какие-то меры и другое дело "мы тоже были у своих на кладбище" (хотя в уходящем роду большинство покойников не могли бы быть похоронены как все).
Ну и в результате более спокойное отношение к исчезнувшим. В поколении наших мам и бабушек аборты были весьма распространены. А это все - "заложные".
Итак, кого относили к заложным? Выкидыши (потому я и аборты отношу сюда), мертворожденные, умершие в младенчестве, умершие в результате трагического случая, от болезней не старыми, опойцы (из-за алкогольного или наркотического опьянения), самоубийцы, проклятые, погибшие в войнах и погребенные в одной могиле, умершие без покаяния, казненные преступники...
Что делать, чтобы сила рода вернулась от них? Поминать. Помнить. Помнить о том, что они были, приходили эти души. Поминая их мы возвращаем в род ту силу, которая была выделена им. А поминать нужно весело. Так как жизнь должна окружать, побеждать смерть.
http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4170.htm

А так же помнить о неблаговидных поступках внутри рода. Потому что много "заложных" в семье объясняли родовым проклятием или порчей. И то и другое просто так не совершалось. Для этого нужна была причина.
Так что скелеты из шкафов полезно время от времени доставать и перетряхивать, Семик - хорошее время для этого, вторая половина июня, все растет все цветет, жизнь природы в самой буйной поре, потому вспомнить все, а потом закрыть это дело радостным весельем, так как это время молодежных гуляний - самое оно.

"Во время "вселенской панихиды", совершавшейся над могилой, крестьяне кидали на нее яйца и деньги, а после службы бросались печеными яйцами друг в друга."
" Здесь же или поблизости после панихиды обычно устраивали праздничные гуляния, сопровождавшиеся "дурачествами и беспутствами", ярмарки, на которых в Вятской губ. продавали, главным образом, свистульки и детские игрушки. Для вятского празднования характерны игра на свистящих инструментах - дудках, пищалях и пр., детские катания глиняных "шарышей" (шары)."
Свистульки хорошо отгоняют злых духов, очищая пространство.

Обережье, "Заложные" покойники, Семья, Традиции

Previous post Next post
Up