МАКС-2013 - Ту-144Д

Oct 06, 2013 16:36



Сегодня расскажу вам о самолёте-легенде гражданской авиации - Ту-144. Этот самолёт является первым в мире сверхзвуковым авиалайнером, который использовался авиакомпаниями для коммерческих перевозок. К сожалению приходится говорить о нём, как и его собрате "Конкорде" в прошедшем времени, поскольку времена сверхзвуковых пассажирских полётов уже закончились. Ту-144 и "Конкорд" по своим конструктивным и технологическим решениям намного опередили своё время. В канун Нового года исполнится 45 лет со времени первого полёта этого уникального самолёта.

1. Представленный на авиасалоне Ту-144Д с бортовым номером СССР-77115, является последним серийно произведённым самолётом этого типа и имеет налёт всего 39 часов. В 2005 году его целиком продали на металлолом, но усилиями благотворительного фонда самолёт был не только спасён от распила, но и реставрирован.


2. На МАКС-2013 Ту-144 находился в восточной части экспозиции, а Airbus A380 в западном части. Есть у меня такая мысля, что если поставить их рядом, то выражаясь автомобильной терминологией, получится что-то типа двухэтажного автобуса и спортивного автомобиля. Очень уж стремительно и мощно выглядит сверхзвуковой лайнер - огромные двигатели и тонкий стремительный фюзеляж...


3. Характерной особенностью Ту-144 является опускающаяся, хорошо остекленная носовая часть фюзеляжа перед пилотской кабиной, что обеспечивало хороший обзор на больших взлетно-посадочных углах атаки. Также на этом фото хорошо видно уникальное конструктивное решения самолёта - убирающееся переднее горизонтальное оперение. Увидев зрителей бродящих под фюзеляжем этого красавца, я, естественно, побежал искать лазейку, чтобы и самому взглянуть поближе.


4. Заходим со стороны газона и свободно проходим ближе. Самолёты Ту-144 начали пассажирские перевозки 1 ноября 1977 года в направлении Москва - Алма-Ата.1 июня 1978 года, всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации, «Аэрофлот» прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы. Непосредственным поводом для прекращения пассажирских полетов послужила катастрофа опытного экземпляра Ту-144Д.


5. В таком ракурсе носовая часть немного похожа на ракету, которая установлена на стартовом столе, но это самолёт. :)
Хорошо видна ниша для передней стойки шасси.


6. А вот и сама передняя стойка огромной высоты. Такой высокой её сделали для улучшения взлётно-посадочных характеристик, поскольку крыло имеет относительно малое удлинение и требуется увеличить угол атаки для сокращения дистанции взлёта. Но даже несмотря на это длина разбега составляла 2930 метров, а длина пробега - 2570 метров.


7. Основные стойки шасси разместили под мотогондолами, с уборкой их внутрь между воздушными каналами двигателей, в результате в основных стойках шасси использовались восьмиколёсные тележки с колесами сравнительно небольшого диаметра


8. По всей задней кромке крыла размещались элевоны, состоявшие из четырех секций на каждом полукрыле. Конструкция крыла многолонжеронная, с мощной работающей обшивкой из сплошных плит, выполненных из алюминиевых сплавов, центральная часть крыла и элевоны изготовлялись из титановых сплавов. Секции элевонов приводились в действие двумя необратимыми бустерами. Под крылом крупными буквами написана страна-производитель самолёта.


9. Буквально на несколько минут выглянуло солнце и позволило сделать этот кадр (увеличится по клику). На фото видны разные типы облаков, но этот самолёт в полёте всегда находился над облаками, поскольку в крейсерском режиме он мог летал в стратосфере на высоте до 20 километров.



10. Крупным планом хвостовая часть и специальный костыль для защиты от касания ВПП при взлёте-посадке. Руль направления  отклонялся с помощью необратимых бустеров и состоял из двух, независящих друг от друга, секций. На верхней секции тяги с левой стороны, а на нижней - с правой. При реставрации была восстановлена оригинальная раскраска и регистрационный номер. Насчёт дверки не уверен, но возможно это багажный отсек.


11. На самолёте Ту-144Д установлены 4 огромных одновальных турбореактивных двигателя РД-36-51, в отличии от НК-144, которые устанавливались на первых сериях. Взлётная тяга каждого - 20000 кгс. Крейсерская скорость полёта составляла около двух скоростей звука.


12. Сопла двигателей крупным планом. РД-36-51А - первый в мире двигатель предназначенный для осуществления длительного сверхзвукового полета без использования форсажной камеры.


13. Пришло время сказать до свиданья этому замечательному самолёту. Надеюсь ещё когда-то побывать внутри!


При подготовке использованы текстовые материалы с сайтов: http://ru.wikipedia.org и http://airwar.ru. Фото сделаны мной на авиасалоне МАКС-2013.

МАКС-2013, самолёт, Россия, мои фото, авиация, Ту-144, Туполев, СССР

Previous post Next post
Up