Третий день мы планировали легким: подустали после двух суток сплошных переездов, жары и нервных поисков места прибытия. От Центрального автовокзала (куда нас любезно довезла Джета) каждые полчаса отходят маршрутки в маленький городок Редуэци (минут 30 - 40). Там мы хотели потоптаться и заодно увидеть монастырь Богдана, затем прокатиться на пригородной маршрутке 30 км до монастыря Путна, который называют румынским Иерусалимом, он расположен почти на самой границе Румынии и Украины.
Давно замечено, что провидение подкидывает симпатичным ему героям всякие невинные радости, приятные встречи и знаменательные случайные знакомства.
Так и здесь, в милейшем Редуэци, как-то жестами изобразив вопрос «где нам найти маршрутку на Путну», мы наткнулись на немолодого уже дядечку. По пути к остановке он завел с нами беседу (не спрашивайте, на каком языке), в ходе которой выяснилось, что в ближайшем (км. 12 - 15) от Редуэци селе Городник он с женой и братом содержит этнографический музей. Прелесть этой находки ещё и том, что частный музей расположен практически на пути в Путну (отворотка с трассы и пешком км. 2 (Horodnic de Jos)). Конечно же мы согласились посмотреть его музей, куда и поехали на автобусе. Два с лишним км. шли по традиционному селу Буковины (жара, кстати, спала, слава Богу), наблюдая аистиные гнезда, дома, крытые лемехом, солярные знаки, на которые нам указывал Димитрий (так звали нашего попутчика), резные ворота, в общем, это была настоящая экскурсия.
Проходящие, проезжающие на лошадях и велосипедах мужчины в шляпах раскланивались с нашим попутчиком, усмехались и женщины, показывая на нас, четырех дам нездешнего вида - всё это нам напомнило фильм «Безымянная звезда».
И каково же было наше потрясение, когда мы узнали, что Димитрий - учитель астрономии здешней школы, и что в доме его есть самодельная обсерватория!! Это надо же было встретить в Румынии пожилого (уже ставшего профессором) Марина Мирою! Фильма Димитрий Олейник не смотрел, но вежливо покивал в ответ на наши восторги.
Итак, мы в музее. Он прекрасен своей подлинностью (другой бы сказал аутентичностью), богатством коллекции и, главное, органичной связью экспозиции с внешним миром, настоящей жизнью буковинского села. Каждый «экспонат», кажется, только что использовался по прямому назначению: из него пили, ели, им пряли, в нём качали, их надевали.
(традиционная черная керамика)
Потом уже, побродив по буковинским селам, мы поняли, что традиция жива, что те же самые, «музейные» предметы обихода можно встретить во дворе, в доме, на столе.
Прекрасны резные ворота Буковины!
О каждом предмете, детали Димитрий нам рассказывал (повторяю, обоюдное незнание языков помогало нам забыть о языковом барьере). Традиционные костюмы нам напомнили гуцульские, Димитрий объяснил, что гуцулы переняли традицию, первоначально зародившуюся именно здесь, в Буковине. Кстати, после, уже в обсерватории, нам была прочитана лекция о происхождении румын (даки, затем победившие их римляне, затем славяне, гунны, сарматы и варвары). Конечно же, мы посмотрели в самодельную трубу и увидели ведь пятна на солнце (правда, звезды Мона не нашли)!
Чудесная женщина - жена Димитрия, сварила нам кофе, и пошли мы к обсерватории, в которой при выключенном свете наблюдали картину звездного неба.
Всё это было здорово, я всячески рекомендую туристам заглянуть в этот чудный музей в селе Городник. Кстати, Димитрий коллекционирует настенные календари.
В довершении картины при выходе из села на Женю было совершено фольклорное нападение: беззубая полусумасшедшая бабка с клюкой схватила её крепкими крючковатыми пальцами за шею, требуя воды, Причем не ясно, шутила она или всерьез угрожала, скорее всего, и то и другое. Мы, конечно, отбились и, довольные Приключением, поскакали к микробусу на Путну.
Маршрутка (макситакси) на Путну подошла быстро, и покатили мы себе дальше под удивленными взглядами местных крестьян. Транспорт в Румынии - отдельная «песня», которую я ещё пропою после, сейчас скажу только, что в переполненной машине (мы и ещё часть пассажиров ехали стоя) была настежь открыта дверь, а водитель всю дорогу не выпускал из руки телефон, опасно маневрируя на сельской трассе. Ну, вот мы и доехали до монастыря, который, как это часто бывает в Румынии, расположен на окраине большого села, у подножия гор.
Мы узнали, когда отправляется машина назад, что я всячески рекомендую делать, ибо расписания обратного движения мы не встречали в конечных пунктах нигде, а выезжать из монастырей бывает непросто. Путна - большущий и красивейший монастырь, с огромными земельными угодьями (они от любопытных глаз отгорожены плотным забором). Церковь очень красива, хоть и не расписана снаружи, а монастырь (1481 год) - первый, основанный Стефаном Великим (там же он и покоится).
(Сюда ставят свечи)
В Путне находится один из самых значительных в стране музеев древнего искусства, наше внимание привлекли вышивки на религиозные сюжеты и огромное тканое полотно «Успение Богородицы». К сожалению, как я уже писала, интерьеры снимать нельзя практически нигде, за этим следят. Покатили мы обратно в Редуэц, там потопали по историческому центру (городок, кстати, очень приятный, застроен, в основном, в той же модернистской стилистике, что и закарпатские города).
Нашли и древний монастырь Богдана (с Никольской церковью), которая нам также очень понравилась. Это первая каменная культовая постройка в Молдове основана около 1360 года в знак благодарения Богу за победу в сражениях, повлекших за собой основание независимого княжества Молдовы.
Росписи строгие, лаконичные, монументальные.
В Редуэце есть и большая синагога, которую я по глупости забыла сфотографировать.
В конце трудового дня покатили домой, в Сучаву. в Лари-хостел , который опять нашли не сразу. Сколько раз замечено, что люди, вопреки ожиданиям, среди частокола окружающих их грабель наступают исключительно на привычные, то есть одни и те же. Так и мы, в который уже раз в многочисленных наших поездках забываем адрес прибежища, в данном случае Лари хостела. Садясь в джип в Редуэци (там практикуется частный извоз за те же деньги, что и общественный), мы вспомнили только два ориентира: номер автобуса, который от Центрального вокзала должен по идее отвезти нас в нужном направлении, и название вокзала, расположенного в километре от хостела.
«Нордгаре (северный вокзал)»! - прокричали мы на четыре голоса водителю джипа, вспоминая, что именно это название упомянула Джета, рассказывая об окрестностях хостела. «Окей», - кивает водитель и резко выворачивает руль после того, как мы на четыре же голоса кричим ему «но, нет, не то», не узнавая местность (потом окажется, что легкомысленная Джета перепутала названия: нам был нужен не Северный, а Южный вокзал). «Ааа???» - водитель не рад, что связался с четырьмя дурами, голосящими все, что угодно, кроме адреса отеля. «Фюнф бус, файф бус, пятый автобус», - кричим мы, и перед лицом шофера мелькают наши растопыренный пятерни. Со стоном он останавливает машину у Центрального вокзала - его-то мы, по крайней мере, опознали. Здесь - новая проблема. Остановка пятого автобуса -вот она, но в какую сторону ехать и где остановка в обратном направлении - понять это, а тем более объяснить проблему прохожим, не получается. Кидаемся к таксисту, начинаем ему что-то толковать. Как известно, нет более жалкого зрелища, чем заполошные бестолковые женщины, нуждающиеся в помощи.
Таксист быстро понял, что мы не знаем адреса, только название отеля, и что расположен он где-то по ходу 5 маршрута автобуса. Сочувствует, кивает, садитесь. Едем и, о чудо, видим табличку «Лари-хостел»! Водитель радуется не меньше нас - получилось! Надо сказать, что мы вообще предпочитали доезжать от центра на такси (10 лей - 100 рублей на четверых), но машину просили останавливать чуть раньше ворот, ибо Джета расстроилась бы от такого транжирства. Ещё в первый день она уговаривала нас звонить ей из города, чтоб забирать нас на своей машине. «Но проблем», - казалось ей и то, что на роуминге мы потеряли бы большую сумму, чем на такси. С этого дня мы старательно заучивали все адреса наших отелей. К слову, в Лари-хостеле мы прожили 5 дней.