Соловки. Святители и карбасы.

Aug 31, 2009 23:00





Есть стихи Павла Шубина на поморском диалекте, ставшие известной песней с музыкой Сергея Никитина.

Есть город матросов,
ночных контрабасов,
мохнатых барбосов
и старых карбасов;
зюйдвесток каляных
на вантах наклонных,
в ветрах окаянных,
рассолом калёных.

Ложатся там хмары
на снежные горы,
там в бурю сквозь бары
проходят поморы.
И снится мне вешка,
снегов поваляшка
и с волчьей побежкой
собачья упряжка...

«Бары» в данном контексте - это поперечные песчаные отмели. Остальное понятно по смыслу. Но меня интересовали в этом тексте «карбасы».
Их словарное определение было историческим и для нашего времени ничего не давало: «парусно-гребные суда древнерусского образца для речного и морского прибрежного плавания. Карбас легок и поворотлив на ходу; распространен на Севере до наших дней. Морские карбаса были с палубой».

Мне удалось сфотографировать современный карбас. Отличия от катера большей частью количественные: катер может перевести от дюжины до сотен пассажиров (примерно 490 пассажиров перевез однажды беломорский катер «Василий Косяков», рассчитанный на 150 мест), а карбас может взять пару пассажиров…



Впрочем, не все согласны, что это карбас, некоторые считают, что это дора - посудина поболее карбаса.
А главное отличие карбаса от поморских шняк - это выраженный транец. Карбасы были больше для промысла, брали много людей и груза.
Шняки брали как раз 2-3 пассажира. Однако в отличие от карбаса шняка предназначена для длительного плавания, на ней есть кухня и спальня. Шняки до сих пор остались на Белом море, хотя я их не видел. Всюду катера. И лишь иногда заплывает на Соловки из Москвы круизный корабль "Белинский".

Вода у поморов - период времени (около 12 часов), в продолжение которого совершается морской прилив и отлив. Таким образом, в сутках две воды. Замечая состояние воды во время прибрежных поездок, поморы определяют употребленное на поездки время. На палой воде вышли, а туда на другой сухой стали. То есть на поездку употребили 15 часов. Примерно как моя короткая поездка с Соловков на Кузова и обратно. Отсюда и продолжительность выезда в море на промыслы определяется словами: одна вода, две воды, на одну воду, на две воды.

Направление движения воды во время приливов и отливов примечается рыбаком во время установки орудий лова. Отсюда выражения: на палую воду, на прибылую воду, т.е. невод ставится с таким расчетом, чтобы вход для идущей всегда вкось течения рыбы был направлен по течению воды в период времени от воды до воды.

Какая бывает вода? Вода большая. Вода утренняя. Вода вольная. Вода впёрла (так говорится, когда после малой воды начинается прилив). Вода денная. Вода зажила (всякое движение воды в заводях, произведенное искусственным путем - плотами, лодками). Вода залёдная. Вода кроткая. Вода малая. Вода полная. Вода вечерняя. Вода ночная...

Соловецкий монастырь всегда имел свою флотилию. Ныне, как и прежде, перевоз припасов с побережья и доставку паломников осуществляют монастырские катера «Святитель Николай» «Святитель Филипп» и «Святой Анзер» и самоходные баржи «Преподобный Зосима» и «Голгофа». За нашим «Василием Косяковым» шел отправившийся одновременно монастырский катер, но под конец отстал. Для трудников этот катер тоже бесплатен. Я не решился им воспользоваться, так как не работал на монастырь, хотя и можно было попробовать.

Огромные чайки - в два раза больше ворон - неизменно сопровождают катера, потому что их всегда кормят хлебом, что делать очень приятно. Они так ловко ловят на лету угощение! А если хлеб падает в воду, то чайки не ленятся спуститься и подобрать с волны.



На фотографии я иллюстрирую другую песню про Север - «Снегири» Высоцкого: «Тишина, только чайки, как молнии; пустотой мы их кормим из рук».
А всякие мои попытки кормить поморников из руки хлебом кончались неудачей до самой обратной дороги, когда, наконец, одна чайка не испугалась и взяла у меня с руки кусок горбушки.

Черника сошла в середине августа, голубки мне досталось два-три десятка ягод, да и то на Кузовах. С горя иногда отправлял в рот воронику, которой брезговал в Хибинах, и попробовал дёрен шведский - красные ягоды, которые считаются несъедобными. Однако их в избытки ели викинги перед боями, с той же целью, что и грибы - и не умирали. Вот я решился откушать.

А вечерами читал книгу о чудесах основателей соловецких. Книга была не моя, так что сейчас процитировать не возьмусь.
Но смысл в том, что чудеса были для них нормой жизни и посмертного существования. Экскурсоводы рассказывают только об одном из чудес, когда Савватий, уединено живший на Соловках, пожаловался Богу, что не желает умирать без причастия. Почти сразу он увидел на берегу появившийся карбас с пресной водой, доплыл на нем в Сороку (ныне Беломорск), где «случайно» встретился с иеромонахом, который шел из Астрахани в Мурманск. Тот его и причастил. А 27 сентября 1435 года Савватий отошел в вечность. И благоухание от него распространялось уже в первый день после его смерти.

А чудеса у них были на каждом шагу. И даже лагерники рассказали о посещении их каждым из трех первосвятителей. Причем Зосима утешал сразу целый барак.

Словно светильники, явитесь всесветлые воочию океана-моря, преподобные отцы Зосима, Савватий и Герман.

И даже в военных передрягах, которые угрожали Соловкам, чудится участие святителей. Трижды шведы приплывали на Белое море, чтобы напасть на Соловки, но непогода мешала им приблизиться. Причем однажды они полгода жили на Немецком Кузове, ожидая своего часа, но уплыли ни с чем.

А когда приплыли англичане во время Крымской войны, то птицы гадили на их корабли. А монахи сумели сделать с набережной всего два выстрела, так и то ядром пробили английский корабль ниже ватерлинии.

Тем зовем вас, радуйтесь преподобные отцы наши Зосима, Савватий и Герман.



Преподобные отцы, великие заступники и скорые услышатели молитв, угодники Божие и чудотворцы Зосима, Савватий и Герман! Не забудьте, как обещали, посещать чада ваши! Так как, отойдя от нас телом, духом с нами пребываете. Молим вас, преподобные...

философия

Previous post Next post
Up