О развитии, воспитании, роли коллектива... поучительно и весьма.
Петрановская Людмила - Про познавательную активность: ленивый родитель -- шанс ребенка на нобелевкуМораль очевидна. Не надо никак особо эту самую познавательную активность развивать. Если ребенок живет в богатой, интересной, интригующей среде, а главное -- если самим родителям ВСЕ ИНТЕРЕСНО и они не тупят каждый вечер перед телевизором, то все само прекрасно разовьется. А еслиродители еще ирадуются проявлениям любознательности у ребенка и не отмахиваются от его вопросов, если у них умные и интересные друзья, с которыми они общаются при детях, если у них интересная и любимая работа, о которой они расказывают дома, то все вообще классно. Такая вот чудесная новость для ленивых, но любопытных родителей
Петрановская Людмила - Взвешивая слезу ребенкаПереломным моментом стали исследования и просветительская работа английского психолога Джона Боулби. Он первым сумел убедительно показать, что отношения с родителем, близость, привязанность для ребенка относятся не к разряду «хорошо бы», это буквально вопрос жизни и смерти. Недостаточно ухаживать за телом, у ребенка есть душа, чувства, разум, и все это не может нормально формироваться и развиваться вне глубокой эмоциональной связи с одним, постоянным взрослым.
Петрановская Людмила - Про возраст, время и подснежникиОдна из самых вредоносных формул в воспитании звучит так: «Если ребенка сразу (не) приучишь, то так будет всегда». Не нужно приучать к рукам. Нужно сразу приучать к аккуратности. Не нужно приучать спать с мамой. Нужно сразу приучать оформлять письменные работы правильно. И т. д., и т. п.
Петрановская Людмила - Про подснежники-2Понимаете, дети очень терпимы. Они многое-многое готовы понять и простить. Кроме одного -- безжизненности, скуки, равнодушия.
Например, у моего старшего учительница была жутко темпераментная. Просто караул. Она орала все время, вспыхивала, как порох, носилась по классу, могла наказать, не разобравшись. Но дети ее любили, потому что ей было СТРАСТНО интересно с ними. Она устраивала дискуссии по тем же задачкам из Петерсон, она сама прыгала до потолка, когда они решали что-нибудь особо трудное, она побуждала их думать, говорить, спорить. И ей все прощали. Хотя на почерке она тоже была повернута просто. У нас до сих пор дома ходит патетическое выражение "Где твой наклон?!!" Просто она это так страстно писала, что, казалось, бумага дымится под строчкой :)
Очень мало людей, которые, сохранив интерес к жизни, способны стоически выносить бюрократию и формализм. Это истощает хуже любой работы на две ставки.
Петрановская Людмила - А теперь про нарциссы и про то, из чего состоит "умность"Те способности, которые довольно мало поддаются развитию, развиваем денно и нощно, через "не хочу" и слезы, удваивая, утраивая количество бесплодных усилий. К сожалению, даже не вполне бесплодных, поскольку плоды -- астенизация (истощение) и стойкая ненависть к самому процессу. Дети, от природы к этому способные, решают с интересом первые два-три задания, а потом по принципу "скорей бы отвязаться" еще десять однотипных, не получая при этом ровно ничего к уже полученному. Дети неспособные мучаются почти в равной степени и над первым и над десятым.
Петрановская Людмила - Про МакаренкоТравму беспризорности моржно вылечить красивой, чистой, разумной, простроенной жизнью. Жизнь, организованная Макаренко, была хорошим противоядием хаосу, грязи, беззащитности и безотвественности бродяжей жизни. Неудивительно, что дети в общем и целом с благодарностью принимали этот шанс "вернуться в колею" и довольно быстро адаптировались.
Излечить семейную травму нельзя никаким коллективом. ,Если "не читать истории" современных сирот, поведение и состояние ребенка будут просто непостижимы и работать с ними будет невозможно. Макаренко мог питать иллюзии на этот сче по одной простой причине -- детей с семейной травмой, с искалеченной привязанностью, среди его воспитанников практически не было.
Петрановская Людмила - Про Макаренко-2у Макаренко как раз были все признаки настоящего коллектива. Дети сами принимали решения. Они сами распоряжались деньгами. Они могли не согласиться с мнением заведущего (самого Макаренко) .
С целополаганием тоже все в порядке. Сами работали, и не какие-то там поделки в воспитательных целях мастерили, а пахали не по-детски, на сельском хозяйстве в колонии, а потом аж завод построили и фотоаппараты делали. При это менеджмент тоже был за ними -- и в работе, и в организации быта и развлечений. Потому что от государства им полагался самый мизер, для скучного прозябания впроголодь. И они знали: если хотят жить красиво и интересно, надо впахивать. И, кстати, вовсе не возражали.
Теперь что у нас. В 80-е годы еще можно было найти дд или интернат со своим прусадебным хозяйством и мастерскими. В начале 90-х еще. Потом вдруг оказалось, что это -- эксплуатация детского труда. Все практически запретили и закрыли. Зато куча кружуов. Бисероплетение, блин. Дети лезут на стенку и нюхают морилку. А кто б на их месте не нюхал?
Петрановская Людмила - Про Макаренко-З Лично я, как человек слегонца пристукнутый медиевистикой,
не люблю глобальных ссылок на "первобытно-пещерные" времена и ритуалы,
без конкретной привязки к современной антропологии. Просто в силу
мифологичности наших представлений об этом времени и соответствующей структуре общества и психологии. Аналогии из антропологии (которых в данном случае нет) дают некоторую базу для размышлений, но как показывают недавние около-антропологические байки, принцип неопределенности Гейзенберга легко перебивает все. В общем, лично я предпочитаю выводы без пещерно-первобытных доводов.
Лет до 10 - 12 для ребенка его миром является семья. Самыми значимыми людьми -- родные. Они же авторитеты. Потом ему становится пора переориентироваться на группу сверстников, это просто необходимый этап взросления и подготовки к жизни.
Петрановская
Людмила - Уже не про Макаренко более менее общие рассуждения, послесловие к теме. Наименее интересно, на мой непросвещенный.
Возраст совершеннолетия все отодвигается, детей все
более рьяно охраняют и оберегают, работать запрещено, одним гулять
запрещено, набивать шишки запрещено