Нашествие

Dec 05, 2020 20:02


Бывает, пишу что-то серьёзное и надо перезагрузиться, отдохнуть. Иногда во время отдыха рождаются небольшие рассказы. Я называю их «побочным продуктом». Хотя в последнее время этого «побочного продукта» становится всё больше… Поэтому сегодня предлагаю почитать мой рассказик «Нашествие», надеюсь он вас немного развеселит )



Иллюстрация для привлечения внимания: Созерцание картин Марка Ротко (Часовня).

Любые совпадения - всего лишь совпадения )

Нашествие

Иван не любил апокалипсисы и тех, кто их предвещает. За свои пятьдесят два года он пережил две революции, войну, три экономических кризиса, падение метеорита, Великое наводнение двадцать седьмого и несколько эпидемий. Да и мелких бед было не счесть. Люди его поколения, закалённые всяческими катастрофами, к каждому новому прорицанию относились стоически и с усмешкой - мол, чего только не было на нашем веку, переживём и это. Но Ивана будущее напрягало. Поэтому, когда заговорили о скором нашествии инопланетян, он расстроился. Впрочем, никаких предпосылок к нашествию не было. Инопланетяне вообще себя никак не проявляли и в контакт не вступали, и само их существование до сих пор оставалось под большим вопросом. Тем не менее Иван знал, что если о чём-то заговорили, то оно непременно случится, так уж устроен подлунный мир. Оставалось надеяться, что случится это нескоро, и он ещё успеет худо-бедно пожить.

Днём Иван о грядущем не думал, но вечерами в голову лезли всякие мысли. Например, что, если эти самые инопланетяне окажутся настроены против людей и в итоге захватят планету, превратив уцелевших в рабов? Доживать в рабстве совсем не хотелось. Но иллюзий у Ивана не было. И пока по телику и в Сети спорили о намерениях гипотетических гостей, Иван погружался в созерцание мрачного будущего и острое предчувствие новой беды предательски кололо его измученное горестями сердце. Так, не отдавая себе отчёта, он стал жить под гнётом ещё не случившегося, кренясь к земле и иногда с опаской поглядывая в небо.

Небеса, как назло, этой осенью были хмурые из-за извержения какого-то исландского вулкана, названия которого не выговорить, не запомнить, и бледное пятно низкого уже солнца лишь изредка украшало потускневший пейзаж. К тому же стало холодно как зимой. Пару раз шёл пепельный дождь.



Спеша по утрам на работу, Иван втягивал голову в плечи и смотрел исключительно под ноги. На улице пахло как от костра, залитого водой, многие ходили в респираторах. Но Ивану этот запах нравился - было в нём что-то апокалиптическое, практически явный намёк на скорый финал. Да всё, решительно всё в этой осени говорило о конце человечества! Знаки были повсюду, и Иван их замечал.

Работал Иван в Музее современного искусства, сторожем, хотя сторожить, понятное дело, не приходилось - охрана Музея находилась под надёжным контролем ИИ, который неустанно глядел через камеры и в случае надобности отправлял на проверку роботов. Ивана, скорее, следовало отнести к экспонату, являющему квинтэссенцию современного искусства и ежедневно исполняющему один и тот же перформанс. Иван, разумеется, относился к работе серьёзно и ничего такого не думал, но это не отменяло концептуальности занимаемой должности. Кроме того, никакого современного искусства в музее не было - там выставлялись произведения, созданные в начале XXI века. Просто так назывался тот интересный и переломный для искусства период. «Надломный», - любил говаривать Иван, поскольку именно тогда в душе человеческой что-то окончательно и бесповоротно надломилось.

Мало того, Иван был единственным человеком-работником и потому одиноким - посетители приходили нечасто. Но он их неизменно ждал. С утра Иван важно сидел на посту, поглядывая в старые мониторы. Потом обедал. После около часа дремал. Во второй половине дня он прохаживался полутёмными залами, бубня что-то под нос. В семь Иван отправлялся домой.

Сегодня, совершая послеобеденный моцион, Иван отметил, что запах гари проник и сюда, и искусство теперь по-настоящему воняло. Он криво усмехнулся, поскольку в момент этого умозаключения стоял напротив кучи дерьма, изображённой на двухметровом холсте. Иван не понимал, зачем было такое писать, но это потому, что он, увы, совсем не разбирался в Современном искусстве.

«Интересно, останется ли Музей, когда они прилетят?» - больно ущипнула новая мысль.

И хотя Иван не разбирался, он поторопился признать, что без Музея жизнь его будет пуста. Какое-то время он размышлял о стабильности и дерьме и о том, как они причудливо связаны - не это ли хотел донести прозорливый художник? Впрочем, у Ивана было много времени на рассуждения, и каждый день его посещали новые инсайты - храм искусства к этому располагал.

Завершив свой маршрут, он вернулся на пост, попил чайку и без четверти семь, как обычно, стал собираться домой. И тут в холле возник посетитель.

Иван бросился к нему со всех ног.

Припозднившийся посетитель оказался высоким мужчиной, одетым в защитный плащ и прозрачный гермошлем; на ногах у него были высокие резиновые сапоги, а на руках перчатки. Лицо у незнакомца было бледное, а глаза огромные, чёрные.

Иван, соблюдая дистанцию, остановился в двух метрах и принюхался - запах был необычным, как в детстве после грозы.

«Озон?» - удивился сторож.

- Добрый вечер! - поздоровался посетитель и улыбнулся.

Несмотря на гермошлем, голос его прозвучал звонко - видимо звук выводился через микрофон. Недешёвая экипировка!

- Добрый! - ответил Иван и замялся. - Вообще-то мы уже закрываемся.

- Не может быть! - воскликнул посетитель. - Неужели я не успел?

И тут же взял инициативу в свои руки:

- Может, сделаете исключение? Вы ведь проводите ночи в музее?

- Да… Но следующая только через неделю, в среду.

- К сожалению, я не смогу ждать до среды, - печально вздохнул посетитель. - Среды может и не быть.

Внутри Ивана снова что-то кольнуло.

- У вас что-то случилось? - спросил он вместо «Вам что-то известно?»

Однако посетитель на вопрос не ответил.

- А давайте сделаем вид, что Ночь в музее сегодня? - внезапно предложил он. - Вы мне всё покажете, а я заплачу как за экскурсию для целой группы? Понимаете, я очень тороплюсь - столько ещё нужно успеть посмотреть! Я к вам прямо из «Прадо».

«Ничего себе!» - мысленно изумился Иван.

- Так вы турист?

- Ну да, турист, - кивнул незнакомец.

Иван почесал за ухом и неожиданно для себя согласился:

- В принципе, можно. Только экскурсии у нас проводит виртуальный гид. Я всего лишь сторож.

- Насколько понимаю, вы не просто сторож, - прозорливо заметил посетитель. - Вы, наверное, каждый экспонат тут знаете, разве нет? Не хочу бродить по залам в одиночестве. Ну же, идёмте! Мне приятно будет обсудить искусство с человеком.

- Ладно, - сдался Иван. - Только я не шибко в нём разбираюсь. Но компанию составить могу, если угодно.

- Вот и замечательно! - воскликнул посетитель и завертел головой. - С чего начнём?

Иван указал направо:

- С начала, конечно. Прошу!

Странный любитель современного искусства оказался человеком весьма любопытным, подолгу замирал у каждого экспоната, внимательно слушал гида, а потом неизменно спрашивал:

- А вы что думаете? Как вам такое? Искусство или нет? Вам нравится?

Поначалу Иван повторял свою отговорку про сторожа, но потом втянулся и стал отвечать по делу:

- Что-то нравится, что-то нет, чего-то я просто не понимаю. Трудно понять - времена тогда были другие, благополучные.

- Правда? Мне казалось, благополучных времён не бывает.

- Ну, относительно благополучные, - поправился Иван, - без катастроф, как сейчас.

- Внешних, возможно, - возразил посетитель. - Катастрофа тогда была внутренняя.

Иван задумался.

- Это вы точно подметили, - спустя минуту согласился он. - Художники метались в вечном поиске…

- В поиске чего? Денег? Славы? Бессмертия? Это нормальное состояние для артиста.

- Я не про это… Я хотел сказать о противоречиях, о внутренней борьбе…

- А! Возможно, - кивнул турист.

- Поэтому всё Современное искусство дуалистично. Как Инь и Ян. Обращено и внутрь, и вовне. И соприкосновение с ним заставляет зрителя задуматься, начать внутренний диалог, так сказать. Соглашаться и спорить. Принимать и отторгать. Нравиться оно не должно. Я имею в виду эстетическое наслаждение.

- Вот теперь понятно! - хитро улыбнулся турист. - Не зря я сюда приехал, не зря…

«Странно, что приехал, - между тем размышлял Иван. - И откуда? Не лучший же музей, далеко не лучший…»

Говорили они долго. Иван рассказал про посетившие его озарения - а их, между прочим, было немало. Кажется, посетителю это понравилось больше всей экспозиции.

В конце концов тот внезапно заявил:

- Видите ли, Иван, мне это всё чрезвычайно интересно! Поэтому я наш разговор записал, вы же не против? Буду потом прослушивать. Есть о чём подумать, есть.

Ивану это не понравилось, но виду он не подал, сдержался:

- Как хотите.

И тут посетитель разоткровенничался:

- Видите ли, как только Землю открыли для посещений, я сразу же полетел, одним из первых, чтобы успеть всё посмотреть спокойно, без давки. Думаю, в ближайшие дни у вас будет просто нашествие туристов.

Иван попятился:

- Так вы - инопланетянин?!

- Да. Только не волнуйтесь, пожалуйста! Я совершенно безобидный!

Иван, конечно, не поверил, что тот безобидный (с чего бы?), но виду опять не подал, хотя внутри ужасно перепугался.

- Откуда? - сдавленно выдохнул он. - И почему Землю открыли? Как открыли?

- Издалека, - уклончиво ответил инопланетный турист. - Еще раз прошу, не волнуйтесь! Скажу вам по секрету, хотя скоро это секретом не будет, вы живёте в конце времён. Собственно, поэтому и открыли.

Иван чуть не задохнулся от ужаса, застонал и осел на пол, рядом с лесом глиняных членов.

- Вот же! Я так и знал!

- Разумеется, знали. Вернее, предчувствовали. В таком месте работаете!

- И когда? Сколько ещё осталось? - прямо спросил Иван.

- Недолго, увы. Но точной даты никто не знает. Однако есть наводка, что дата эта зашифрована в «Чёрном полотне». Оно же у вас хранится, верно? Из-за него я сюда и приехал, - признался наконец турист.

- Есть такое, правда. В самом конце экспозиции… - прошептал Иван, и на глаза навернулись слёзы.

- Надо же! Как символично! - заметил турист. - И где конец, простите за игру слов?

- В следующем зале.

- Отлично! Вот и узнаем! - заявил турист и направился в последний зал.

Иван, кое-как поднявшись, спотыкаясь и покачиваясь, направился за ним - нервы бесповоротно сдали.

Прослушав информацию о полотне, турист нахмурился и какое-то время разглядывал его под разными углами. Потом слабо вскрикнул:

- Ну да, конечно!

Вероятно, его тоже посетил инсайт.

- Что? Что там?! Когда?! - не выдержав, закричал Иван.

Турист внезапно расхохотался.

- Не поверите, - чуть не прослезился тот. - Никогда! Ложная тревога! Вот это номер!

Иван непонимающе заморгал:

- Да объясните же, наконец!

- Я просканировал полотно рентгеном. Не переживайте, для вас это неопасно. Там… Там средний палец!

- И что это значит?

- Вам виднее. Но насколько я разбираюсь в вашей символике, это значит «Хрен вам!» или вроде того.

- Вроде того, - согласился Иван.

- Простите за беспокойство! Я немедленно всё улажу и всех заверну. Не будет никакого нашествия.

- А что будет? - ошарашенно спросил Иван.

- Жизнь, - заверил турист.

Ноябрь 2020

рассказ, #фантастика, #рассказ, будущее, Вероника Волынская, фантастическая литература, литература, необычное в искусстве, фантастика, #юмор, #литература

Previous post Next post
Up