[...]
Я готов был лопнуть от гордости. Здесь, в Америке, я представляю себя в аудиториях такими словами: «Меня зовут Левон Сюрмелян, и я - гордый армянин...» Моим студентам запоминается «гордый армянин».
Иные стремятся последовать моему примеру и быть гордыми. Я был гордым и в Ереване - на каком-то спешно созванном собрании в Доме писателей. Какой-то поэт вскочил и задал вопрос: «Если вы такой хороший армянин, почему не пишете по-армянски, почему пишете по-английски?» «Это попросту разделение труда,- ответил я.- Вы пишете по-армянски, а я - по-английски, и оба мы служим одной и той же цели. Я приехал сюда с английской рукописью армянского национального героического эпоса «Давид Сасунский» и прошу, чтобы кто-либо из присутствующих писателей сказал мне, что как армянин он лучше, чем я». Я не сказал, что начал работать над новой книгой - «Яблоки бессмертия», книгой армянских сказок на английском языке, которые, подобно сасунскому эпосу, были изданы в Америке и Англии в качестве классических армянских произведений, и шефство над этими изданиями взяло на себя ЮНЕСКО.
[...]
Армения, страна камней...
Но, дамы и господа, я хотел бы сказать миру:
Армения построила свою государственность на этих скалах, и радости жизни здесь представляются более сладкими, когда мы вспоминаем наше горькое прошлое. Эти скалы сверкают в лучах армянской мечты, и повсюду - это мечта всех людей. Разрозненные, разбросанные по всему миру, мы остаемся одной нацией, и не имеет значения, где живут некоторые из нас, и на каком языке мы говорим, эта земля зовет, влечет, притягивает нас, и сегодня Мать-Армения - не печальная женщина, сидящая на руинах, а гигантская социалистическая кузница. Повсюду электропровода. Это уже не Азия, это - Европа. Тот армянин, который теряет национальное самосознание, перестает быть человеком, как бы он ни говорил: я не хочу помнить, я теперь американец, француз, англичанин... Я жалею его, даже если он преуспевает в своем деле.
Спюрк - армянская диаспора - вбирает в себя треть нации; переживших геноцид и их потомков. Мы потеряли два миллиона людей в первой мировой войне и из-за нее. Теперь армянской диаспоре угрожает «белый геноцид» - полная ассимиляция в различных чужеземных и чужеродных культурах. Спюрк постепенно тает. Спюрк располагает великими дарованиями, огромным запасом человеческих сил, который растрачивается втуне. В Спюрке многие армяне ведут героический образ жизни. Мы - армяне сложной закваски и ведем борьбу во имя того, чтобы остаться армянами хотя бы по духу. Дамы и господа, я хотел бы сказать миру: я принес вам весть-мы не являемся исчезающей нацией. Мы будем жить. Армения будет жить вечно.
Память армянина - сокровищница и хранительница армянской мечты - бескомпромиссной, нескончаемой борьбы во имя свободы, причем свободы, должен сказать вам, не только для нас, а для всех людей. Армения все еще держит в руке сасунский меч, а сасунский меч разит во имя всего человечества. И мы будем жить, но будем жить не в колониях. И мы знаем - эта борьба, которую мы ведем в Соединенных Штатах, Южной Америке, на Среднем Востоке, во Франции, Англии, Греции и повсюду во имя сохранения нашей самобытной культуры, эта борьба со всеми своими обязательствами - закончится для нас поражением, но эта борьба является своеобразной победой и придает нашей жизни творческий стимул, придает ей глубину и многообразие.
Мы - интернациональный народ. Говорим на многих языках. И по сложившейся многовековой традиции мы являемся связующим звеном между Европой и Азией, между Западом и Востоком, между Севером и Югом. Армянин - это человек классического окошка истории. В его душе издревле гнездится раздвоенность, напряженность, породившая очень много прекрасных вещей. Эта внутренняя напряженность имеет свою положительную сторону и превращает армянина в творческую личность и прирожденного поэта, в своего рода прирожденного художника. Благодаря этой внутренней напряженности армянин подвижен, осмотрителен; без нее он стал бы вариться в собственном соку, закоснел бы. Спюрк, в конце концов, обречен и, по-моему, единственной панацеей является репатриация. У Спюрка есть своя динамика, и в изгнанничестве есть и страдание, и величие.
[...]
отрывки из книги Л.З. Сюрмеляна "К Вам обращаюсь, дамы и господа!"