Из интереса поискал в интернете, кто же первый додумался обозначать уровень учеников цветными поясами. Оказывается, это был Микиносукэ Кавайси - основатель французской федерации дзюдо.
Если говорить очень упрощённо, то до Кавайси японцы изо всех сил пытались научить европейцев своим боевым искусствам, но ничего не выходило. Широкоглазые варвары разбегались через несколько месяцев занятий. Кавайси же был гениальным знатоком европейской психологии. Он допёр, что менталитет желтоволосых обезьян требует значков, эмблем, нашивок и прочей атрибутики, а авторитет учителя и понятие пути им до церемониальных фонариков. Кавайси покрасил верёвки и тем обрёл вечную любовь европейцев. Благодаря цветным поясам не нужно было тратить годы на получение заветного черного пояса. За полгода-год человек получал желтый, оранжевый, зелёный пояс и мог начинать этим гордиться.
Хребтом чувствую, что это миф, порождающий мифы... Жутко интересно, как же Кавайси до этого додумался: ведь в европейских боевых искусствах нет цветных трусов, тапочек и прочей дешёвой атрибутики. Да, есть спортивные разряды, но, во-первых они на форму одежды не влияют, а во-вторых спорт и искусство - вещи очень разные. Скажем, балет - это искусство и уровень балерины не определяется цветом пачки.
Японская культура сама по себе не могла породить идею цветного пояса. Не потому, что люди Востока такие мудрые, просветлённые и гармоничные - нет, этого бы просто не позволили комплексы и подавленные страхи потомков самураев. Боязнь выделиться, стремление быть "средним-средним", нужда в одобрении своего круга - всё это работает против идеи степеней и ступеней.
Если почитать японские легенды, вырисовывается следующая идеология: лучше быть лузером и сдохнуть согласно предписаниям своего круга, под одобрительное "жаление" коллег и начальника, чем оказаться героем-победителем, одиночкой, отвечающим только за себя. Естественно, столкнувшись с европейским укладом жизни, японцы пережили культурный шок. А тут ещё крушение рыцарства, революция Мэйдзи, переход Японии на капиталистический путь развития, в котором не обошлось без пословицы "заставь дурака богу молиться..."
Далее, думаю, произошло следующее. У японцев очень развиты понятия "свой-чужой" ("сото-учи"). Европейцы, приходившие учиться традиционным боевым искусствам, естественно, не могли быть "своими" и обучаться так же хорошо, как "свои". Кавайси, как и его коллеги-сэнсеи, создал у себя в голове образ некоего монстра, западного человека - алчного до атрибутики, хвастливого и неумного. Это примирило его с учениками, позволило хоть так, в извращённой форме, но принять их. Именно этому вымышленному "человеку запада" предназначалась градация цветных поясов. Европейцы же увидели в ней некое чудачество, экзотическую особенность Востока со всей его мистикой и тайнами. Стереотип нахлестнулся на стереотип и вот вам чудо: для европейца пояса - дань дурацким традициям Востока, для азиата - уступка суетливому западному уму.
А на деле они не нужны ни тем, ни другим.
Если хотите, я расскажу разные истории о цветных поясах, происходившие со мной и моими знакомыми.