Чёрный квадрат боевых искусств

Mar 23, 2009 11:56

На прошедших выходных я был в Таллине на семинаре Миранды Саарентаус (6 дан). Этот семинар не дал мне ничего нового в плане айкидо, но жизненного опыта прибавил порядком.

Когда-то... не стану скрывать: это было всего год назад - я мечтал о прекрасных уке. Чутких, прекраснодушных, откликающихся на движение тори, как яндекс на запрос. Чтобы не было на татами бодливых сволочей, мешающих творить, тормозящих движение, становящихся раком - людей, которых легче убить, чем сделать технику.
Хочешь посмешить бога - скажи ему о своих мечтах.
Сперва был Кисинтай, затем эстонские клубы... Я увидел айкидок, живущих по моей мечте.
Господа, это вызывает мистическую дрожь.
За время семинара три человека сбежали от меня в обиде горькой, как просроченный чили. Я не козлил, не блокировал движения - я просто не падал, когда не было воздействия. Это так естественно... Но именно это вызвало жуткую ненависть со стороны моих партнёров. Когда я уставал от этой ненависти, я начинал прыгать и ложиться на татами сам. Разницы никто не замечал.
Одно из упражнений заключалось в следующем: нужно было завести руки партнёра за спину и крепко держать. Партнёр высвобождается, перекидывает мою руку через себя... Хорошее, полезное, дельное упражнение. Я держал по-настоящему. Джентльмен, с которым я стоял в паре, барахтался, потом попытался меня ударить и сказал: "Ну мы же не враги! Зачем ты мне мешаешь?". Спорить было глупо. Я стал сам перекидывать свою руку через него. Знаете, что меня потрясло? Он так напрягался и нагибался вперёд, что мне было трудно это сделать. Он мешал мне сделать за него его же работу.
Джентльмены, делающие котэ-гаэши двумя пальцами...
...не уходящие с линии атаки...
...поднимающие руки где угодно, но не по центральной линии...
Список можно продолжать до бесконечности. У большинства из этих людей хакамы. Это первые-вторые кю, у некоторых даны.
Один из джентльменов впал в изменённое состояние психики, когда не смог сделать на мне никкё. Кто не в курсе - это страшный болевой контроль, от которого кажется, будто из запястья выдёргивают связки и нервы. Я вежливо протянул этому джентльмену руку, уложил ему на плечо. Когда не получилось, спросил, что я могу ещё сделать. Сперва он потребовал, чтобы я дал больше силы, потом сказал, что я не туда ориентировал свой локоть. Я не шучу! Возможно, он будет отрицать это, но тогда я ещё раз уложу руку ему на плечо и попрошу сделать никкё. Когда мы поменялись, он вдруг вырвал руку и бросился от меня прочь. Я решительно атаковал и выполнил приём, хоть это и почти невозможно в такой ситуации. Он зашипел, чтобы я не ломал ему руку, что суть техники совсем не в этом, что я совершенно ничего не понимаю в айкидо. Больше он не давал мне ни единого шанса: выдёргивал руку и отпрыгивал. Потом вообще сбежал.
Вот что я думаю обо всём этом. Дрессированные уке полезны на начальных уровнях: 5-6 кю. Да, айкидо сложное искусство, его невозможно понять, когда партнёр стоит насмерть как на Курской дуге или норовит продать твою почку в страны третьего мира. Но потом - добро пожаловать в реальный мир. Иначе - "Лебединое озеро". Цирк "Дивные хакамы и дрессированные уке".
Мягкость техники появляется, когда против тебя великан под два метра. Когда иккё получится, лишь если обойдёшь его доты и дзоты, вкопанные в татами линии Маннергейма. Когда тот же великан хватает тебя за руку и дёргает на себя, шихо-наге ты сделаешь, лишь зная анатомию, зная, как работают суставы и мышцы, зная линии без силы, по которым надо идти. Если техника получается всегда, ты не знаешь, где правда. Ты можешь работать руками в стиле "чешу граблями задницу", но партнёр всё равно прыгнет и ляжет. Он обязан это сделать.
Отдельно скажу о работе уке. Один из эстонских джентльменов сказал, что я неправильно делаю ирими-наге, потому что ему неудобно падать. Это уже вторая ласточка. Первым был юный джентльмен из Кисинтая (ему не нравились мои дзё-наге). Ребята! Суть движений уке в том, чтобы сохранить вашу жизнь и здоровье. Дать возможность контратаковать. Не более и не менее. Дзюдоист или джитсер не станут делать "удобных" бросков под ваши тараканы. Они постараются сломать вас. Да, я избегаю на татами калечащих движений. При ирими-наге я не использую опасных скручиваний шеи. Я не придерживаю за шиворот летящего на кайтен-наге уке. Повреждения от таких бросков накапливаются и плохо себя скажут в старости. Но! Вы обязаны уметь падать в таких условиях. Если вам подбивают центр, чувствуйте, в каком направлении это происходит. Вы должны падать не куда привычно, а куда безопасно. Если вас атакуют с ножом или палкой, прыгайте не "чтоб красиво", а так, чтоб палка не оказалась у вас в местах анатомии, о которых не упоминают в присутствии благородных леди.
Кстати о благородных леди. Что вы скажете о шестом дане, который не может выполнить технику на девушке с пятым кю? Объясняет это тем, что - "ты слишком жёсткая для женщины"? Это Миранда сказала моей жене. То есть, приём не получился даже не потому, что уке неправильно что-то делал, а потому что уке плохой. Принесите другого уке, этот негодный. Мастеру с шестым даном не подходит.
Да, Констанция не подарок. Но за то время, что мы общаемся, она многому научилась. Я знаю, что она не стала бы мешать сэнсею сделать технику. Год назад - вполне, сейчас нет. Но и падать без веской причины ей незачем. Что происходило, я понял, когда мы с женой делали в паре другую технику. Миранда подошла к нам продемонстрировать своё искусство. Прошу прощения у тех, кто не практикует айкидо: вам, наверное, многое непонятно. Для остальных вкратце обрисую ситуацию.
Техника - кайтен-наге. Вернее, упражнение на тему кайтен-наге. Миранда тянет руку Констанции вниз и начинает второй рукой давить ей на шею. Констанция в недоумении: что делать? Чуть-чуть постояв, она совершает "вежливость-укеми". Потом Миранда подходит ко мне и делает технику уже на мне. Я немного знаю кайтен. На шею давить бесполезно: надо ещё и затягивать второй рукой и всём корпусом, а Миранда после первого рывка совершенно об этой руке забывает. Можно эту руку оторвать, можно выйти Миранде за спину. Я смещаюсь корпусом под той рукой, что на шее, выхожу в боевую позицию и выжидательно смотрю на Миранду. Потом тоже делаю кувырок вежливости.
Если это упражнение - оно бесполезно и даже вредно. Миранда привыкла, что уке безропотно наклоняется от лёгкого прикосновения и не работает ни со второй рукой, ни с корпусом. В чём смысл этого балета? Масонские церемонии? "Чёрный квадрат" боевых искусств?
Никкё на мне Миранда также не сделала. Мой учитель - делает. И многие другие делают. Потому что никкё для них - не средство повышения духовности, а действенный болевой контроль.
Я рад, что в моём клубе неидеальные уке. Я рад, что у нас есть джитсеры и дзюдоисты - это не даёт оторваться от реальности. Айкидо работает. Мне приходилось проводить айкидошные контроли в спарринге против джитсеров. Да, людям, которые много лет борются на татами, я пока проигрываю. Но при этом вижу, насколько действенны принципы, которым нас обучают. Главное, не замыкаться в мирке иллюзий.
Моя техника несовершенна - и это здорово.
Её есть куда развивать.

Статьи о БИ

Previous post Next post
Up