В детстве сказка Оскара Уайльда
"Мальчик-звезда" вызывала у меня отвращение. Персонажи - безумные куклы-садисты, сюжет скачет как белка по роялю... Изуверская, нечеловеческая мораль насаждается с неадекватной жестокостью.
На самом деле всё не так. История, рассказанная в сказке, кошмарна, но вполне логична. Просто нужно вглядеться попристальней и понять, что же произошло на самом деле.
Click to view
Начинается сказка с салонной беседы зверей о погоде. Мороз на дворе небывалый: горный водопад замёрз на лету, сосновые ветки обледенели настолько, что ломаются от прикосновения. Сквозь замёрзший бор пробираются два лесоруба. Их шкала жизненных ценностей явно повреждена - в лесу ночь, они успели провалиться в овраг, забрести в болото, заблудиться, но при этом им не приходит в голову бросить вязанки хвороста и спасать собственные жизни. Есть во всем этом налёт некой сюрреалистичности. Где торжествующая лошадка? Где чинное спокойствие? Почему лесорубы вместо того, чтобы нормально, по-человечески заготавливать дрова, глухой ночью собирают хворост? Ответ прост: они жертвы. Только человек, рискующий жизнью ради вязанки хвороста, способен вырастить мальчика-звезду.
И вот завязка сюжета. С неба падает звезда. Лесорубы со всех ног спешат к месту её падения, но вместо золотого слитка находят завёрнутого в золотой плащ ребёнка с янтарным ожерельем на шее. Один из лесорубов усыновляет мальчика-звезду. Его жена против, но шантаж и манипуляции делают своё дело, младенец обретает семью.
Проходит десять лет. Мальчик вырастает красивым, порочным и жестоким. Другие дети преклоняются перед ним. Они позволяют ему издеваться над собой, но не потому, что мальчик-звезда силён или обладает острым умом - он красив. Описываемый мир - мечта нарцисса. Ценится то, над чем герой не властен, к чему он не приложил никаких трудов... Что ж, телевидения в те времена ещё не было. Лесорубу некого винить в неправильном воспитании ребёнка.
Однажды в деревню забредает нищенка - мать мальчика-звезды. Она узнаёт золотой плащ и ожерелье, которые были на младенце, и рассказывает, что родила мальчика ночью в лесу, а потом разбойники похитили его и оставили умирать в снегу.
Стоп!
С этого момента повествование летит кувырком. Очевидные вещи перестают быть таковыми и на первый план выходят неприметные, на первый взгляд совершенно неважные детали.
Дело в том, что история нищенки не выдерживает ни малейшей критики. Что это за разбойники, которые шатаются по лесу в лютый мороз? Они похищают ребёнка - явно из небедной семьи, судя по одежде, - но не пытаются взять за него выкуп, а оставляют умирать в снегу, даже не подумав забрать ценные вещи. Где логика?
Теперь задумаемся о женщине. Ночь. Лютый мороз. Её только что ограбили - значит, ни лошади, ни саней у неё нет, и рассчитывать она может только на свои ноги. Ближайший населённый пункт - то самое селение, откуда родом лесорубы. После ограбления она должна была прийти туда или замёрзнуть в снегу. Придя в селение, уже на следующий день она знала бы о найдёныше. В деревнях развлечений мало, о ребёнке-звезде наверняка судачила вся округа. Будь лесоруб один, тайну ещё можно было скрыть. Но их двое.
Отсюда вывод: женщина врёт. Не было разбойников. Не было десятилетия поисков по всему миру. Было преднамеренное убийство. Золотой плащ - это не пелёнки, это взрослая одежда. Его оставил убийца, чья совесть не окончательно умерла, убийца, который не смог бросить ребёнка, не дав тому ни единого шанса.
Зачем женщине из благородной семьи убивать собственного ребёнка? Я вижу единственное объяснение: адюльтер. Мальчика нельзя было выдать за плод брачной связи. Муж женщины или импотент или по генотипу сильно отличается от ребёнка.
Ответ на вопрос "кто он?" появится, когда мы рассмотрим появление героя в его родном городе.
Итак, уродливая нищенка навязывается к мальчику с родством. Он её отвергает. Это естественно. Не станет нормальный десятилетний ребёнок уходить из семьи, от друзей, с незнакомым человеком! Наказывать за это - бессмысленное изуверство. Потом, не забывайте: мальчик-звезда нарцисс. Поговорив с незнакомкой, он обнаруживает, что стал кошмарным уродцем - точь-в-точь как она. Что, думаете, он станет копаться в себе и искать, где и в чём плохо себя повёл? Я вас умоляю! Естественно, во всём виновата нищенка.
За своей матерью мальчик-звезда отправился с единственной целью: мстить. Позже мы увидим, что у превращения героя были вполне объяснимые причины, не связанные с его моральным обликом.
В странствиях прошли три года. Три года герой скитался, страдая от жестокости мира. Его ненавидели, презирали, издевались над ним. Нужно быть очень наивным или очень лицемерным человеком, чтобы предположить будто такое обхождение может в ком-либо пробудить милосердие. Лишь любовь рождает любовь. Ненависть ведёт к ненависти. До города, откуда родом его родители, наш нарцисс добрался законченным чудовищем.
Вглядимся же попристальней в этот город. Сразу это в глаза не бросается, однако в городе царит безначалие. Королевский дворец пуст, нет даже регента. Когда мальчик-звезда мистическим образом преображается, его мгновенно признают правителем, а ведь так не бывает. Старая власть, пусть даже временная, никогда не сдаст позиций без борьбы. Народные беспорядки, повстанцы, дерущиеся с личной гвардией узурпатора, казни, разоблачения, убийства - всего этого не было. Такое ощущение, что город законсервирован в своём безвластии. Тем не менее, кто-то следит за порядком, назначает стражу у ворот.
Кто же он, этот неуловимый гений?
Ответ на это даёт сцена со стражниками. Смотрите: к воротам подходит уродливый побирушка, которого стражники гонят взашей. Поднимается шум, появляется начальник стражи. И - чудо! - исключительно из любви к злодеяниям он собирается продать нашего героя в рабство. Тратит уйму сил и времени, чтобы уязвить незнакомого ему человека. Вдумайтесь: это ведь надо или самому отвести мальчишку на рынок рабов, торчать там, пока не купят, или послать кого-то из подчинённых, следить, чтобы тот не забрёл в бордель, чтобы деньги обратно принёс. И всё ради нескольких медяков. Очень, очень трудолюбивый и бескорыстный злодей. Ему просто повезло, что рядом случайно оказался старый колдун!
Повезло ли?
Случайно ли?
Я не верю в случайности и бессмысленный садизм. Стражники знали, кто придёт к воротам. Знали, кого звать в этом случае. "Чаша сладкого вина" - сленг работорговцев. Колдун-ливиец понимал, что мальчик-звезда рано или поздно появится у ворот. Терпеливо ждал, стражу подкармливал. И дождался наконец.
Но зачем ему мальчик-звезда?
Вспомним важный момент из истории государств. Власть невозможна без регалий. Короны, скипетры, гербы - хоть что-нибудь!.. О трёх золотых монетах, которые разыскивал мальчик-звезда, нам почти ничего не известно. Да, за ними охотятся ливийский колдун и прокажённый. Собранные вместе, монеты снимают проклятье с города - тот обретает правителя. Похоже, именно они придают легитимность власти. И найти их может лишь тот, в чьих жилах течёт кровь правителей.
Теперь у нас есть всё, чтобы восстановить последовательность событий.
Итак, есть некий восточный город, в котором власть передаётся по мужской линии от отца к сыну. Символом власти являются три волшебные монеты. Так получилось, что наследников мужского пола не осталось. Единственную наследницу выдали за богатого и могущественного волшебника из Ливии. Это был династический брак, о любви и речи не шло. Естественно, девушка заскучала.
И вот тут на сцене появляется белокожий синеглазый блондин, авантюрист. Они не могли не встретиться. Кто знает, была ли это просто интрижка или глубокое чувство?.. Как бы там ни было, кончилось всё плачевно: обнаружив, что беременна, девушка запаниковала - беременность следовало скрыть, а от ребёнка избавиться, потому что выдать мальчика за сына ливийца было нереально.
Возможно, бедняжка и не планировала убивать ребёнка, а собиралась отдать его кому-нибудь на воспитание. Получилось как получилось. Завёрнутый в золотой плащ, ребёнок замерзал в снегу, где его и нашли лесорубы.
Преступление не помогло. Правда выплыла наружу. Гнев волшебника был страшен; неверная жена и любовник наверняка погибли бы, но женщине удалось спрятать в лесу королевские регалии. Без них законность власти ливийца была под большим вопросом. Ни пытки, ни уговоры не помогли, священное золото как в воду кануло. Тогда колдун решился на шантаж. Он проклял любовников и заодно их ребёнка. Снять проклятие можно было лишь в обмен на монеты.
Мальчика-звезду проклятие настигло, когда его нашла и узнала мать. Не случись этого, он прожил бы спокойную и скучную жизнь в горном селении. А так ему пришлось идти в родной город, где его поджидал колдун. Узнать мальчишку было несложно: ливиец хорошо представлял, какие изменения во внешности вызывает его заклятье.
Звезде предстояло найти монеты. Обхождение колдуна с нашим героем вызывает много вопросов. Почему колдун три раза использовал одну и ту же проигрышную стратегию? Что за странная угроза "триста плетей и навсегда останешься у меня в рабстве"? То есть, раньше рабство - это так, хиханьки были? Зачем надо было завязывать глаза, чтобы отвести мальчика в темницу? Почему мальчик-звезда даже не пытался бежать от колдуна, хотя спокойно мог это сделать? Каким образом он мог продолжать поиски, получив в один день сто плетей, а в другой - триста? И то и другое для ребёнка тринадцати лет попросту смертельно.
Ответ прост. Не было угроз, не было побоев и бессмысленного садизма. Колдун и мальчик-звезда заключили соглашение. Что мог предложить ливиец тринадцатилетнему озлобленному нарциссу? Прежнюю прекрасную внешность и месть. Много мести. Из сада с чёрными маками ходы вели в королевский дворец, где и жил сам колдун. Там же обитали уродливая нищенка и прокажённый. Отсюда и повязка на глаза: ливиец не хотел, чтобы герой раньше времени встретился с родителями.
Теперь рассмотрим подробнее четвёртое действующее лицо сказки. Авантюриста, удачливого любовника, отца мальчика-звезды. Прокажённого. Если верить морали, которую якобы декларирует сказка, мальчик-звезда проникся состраданием к совершенно чужому человеку, уродливому прокажённому нищему. Чужие нужды он поставил превыше собственного здоровья и жизни. Естественно, эта версия не выдерживает ни малейшей критики.
Если нарциссу предложить выбор: "вот тот человек умрёт или на тебя сядет пушинка", он доходчиво объяснит вам, почему эта пушинка обрушит мироздание. Он пожалуется на слабость здоровья, укажет на необходимость содержать мир в чистоте, приведёт тысячу доводов в пользу смерти всех людей, кроме него. Прожжёного нарцисса не купишь на манипуляцию типа "же не манж па сис жур". Опять же: золотая монета для нищего бесполезна. Её или отберут, или обвинят того в краже и всё равно отберут.
Не было красивой истории о самопожертвовании и милосердии. Увидев мальчишку с сокровищем, прокажённый просто отобрал золото. Отобрал силой или сыграл на его фобиях. Если вспомнить трепетное отношение мальчика-звезды к красоте, его страх перед проказой (а проказа здорово уродует тело), несложно представить, как он реагировал, когда прокажённый взялся его обыскивать. Колдуна же ситуация устраивала: ему всё равно от кого получить монеты. Именно поэтому, узнав, что у мальчика-звезды нет монеты белого золота, он на следующий день послал того за жёлтой монетой, а не белой, что было бы логично и естественно.
Колдун и прокажённый пали жертвой собственной неосведомлённости. Не знали они, как действует магия реликвий. Больной разумом, забитый нарцисс тоже этого не знал. Золото и кровь - толпа вознесла его на трон не рассуждая, и никто уже ничего не мог поделать.
Я не зря настаивал на том, что власть в городе передаётся по мужской линии. Вы не задавались вопросом: вот стоят прекрасные король и королева, лучатся славой и величием, а корону надевают на тринадцатилетнего пацана с поломанной психикой? Всё просто: он единственный, у кого есть реальные права на трон. В жилах бывшей нищенки течёт правильная кровь, но она женщина. Бывший прокажённый - отец мальчика-звезды, но он никто.
Вспомните загадочную паузу, когда мальчишка умолял простить его, а родители молчали - вас это не насторожило? Эта пауза лишь на первый взгляд выглядит садистским желанием насладиться унижением ребёнка. На самом деле мать и отец видели, кто стоит перед ними. Маленькое чудовище, потерявшее человеческий облик от побоев и жестокости окружающих. Но был ли у них выбор? Признать мальчика-звезду королём - значит избавиться от проклятья. Воспротивиться этому - обречь себя на жуткую смерть.
Вспомним заключительные слова сказки:
"Но правил он недолго. Слишком велики были его муки, слишком тяжкому подвергся он испытанию - и спустя три года он умер. А преемник его был тираном"
Это пропагандистская ложь. Мальчик-звезда не умер. Ему понадобилось три года, чтобы исчезли люди, более-менее сдерживавшие его природные наклонности. Когда их не стало, он начал править, как подсказывало ему сердце.
Власть не развращает человека, она даёт ему раскрыться.