РУСЬ ДЕРЕВЯННАЯ. Здания почтово-телеграфной службы

Jan 12, 2023 00:00



История почты

С самых древних времён люди стремились передать информацию своим соседям и соплеменникам. Ещё в каменном веке существовали «письма» - последние известия передавались дымом костров или ударами в сигнальный барабан. О первых специальных гонцах, посланных с известиями, на Руси известно из «Повести временных лет», где говорится: в 885 году «... послал Олег к радимичам, спрашивая...». Этот год принято считать началом истории отечественной почты.

1. Повоз и подводная повинность

С момента своего зарождения почта была неразрывно связана с гужевым транспортом и состоянием дорог. В Киевской Руси в X веке существовал повоз - особая натуральная почтовая повинность населения выставлять лошадей и повозки для княжеских гонцов и давать корм. Впоследствии он был заменён на подводную повинность, по которой каждый из подданных князя был обязан доставлять любую кладь или грамоты в указанный князем пункт. К концу XII века система доставки корреспонденции, прежде всего в целях сбора налогов и объявления важнейших княжеских законов и распоряжений, уже связывала важнейшие русские города и сельские поселения. Частная, купеческая и церковная корреспонденция в то время в России доставлялась в основном через торговых людей и путешественников.

2. Новгородские берестяные грамоты



Особое место в русской истории занимает почта Великого Новгорода XI-XV веков. На сегодняшний день в Новгороде найдено 1050 берестяных грамот, а также одна берестяная грамота-икона. Найдены грамоты были и в других древнерусских городах. Так в Пскове было обнаружено 8 грамот, Торжке - 19, Смоленске - 16 грамот, Твери - 3 грамоты, а в Москве - пять. В Рязани (ныне - село Старая Рязань Спасского района Рязанской область) и Нижнем Новгороде было найдено по одной грамоте. Так же грамоты были обнаружены и на других славянских территориях. Находки более тысячи берестяных писем-грамоток, доставленных по каналам связи, позволяют говорить не только о почти поголовной грамотности новгородцев, но и о существовании у них развитой системы пересылки частной корреспонденции.



3. Ямская гоньба

Последующая история русской почты связана с ямами (ямскими станциями), учрежденными в XIII веке в период Золотой Орды для быстрой связи с окраинами. Первое упоминание о ямской службе связано с татарами. Название «ямщик» происходит от татарского слова «ямчи» - проводник. У завоевателей во времена Чингисхана сложилась чёткая система станций. На этих станциях проезжающие могли менять лошадей. Такая система помогала ханским воинам собирать дань с русского населения.

Ямскими станциями (ямами) стали называться специальные учреждения, обеспечивающие по тем временам устойчивое и быстрое перемещение по стране. На ямских станциях можно было не только переменить лошадей, но и поесть, немного отдохнуть.

После падения Золотой Орды ямская служба получила дальнейшее развитие на Русской земле. К концу XV века вся территория России была покрыта сетью ямских станций. Расстояние между станциями составляло от 40 до 100 вёрст. Это уже была ямская система, которая стала называлась «ямской гоньбой». Тогда же было основано специальное государственное учреждение - Ямской приказ, в обязанности которого входило создание ямских станций, и следить, чтобы «сеть» таких станций работала бесперебойно. Но не по всей России ямские станции строились на средства Ямского приказа. В Сибири этим делом ведал сначала приказ Казанского дворца, а после его ликвидации - Сибирский приказ. На Севере ямы создавались в основном Новгородской четью.

В Русском государстве в XVII-XVIII веках существовала государственная ямская повинность, которая отбывалась всем окрестным населением. Оно было обязано доставлять в определённые пункты лошадей с проводниками. Возникли и профессиональные перевозчики - ямщики. Ямщиков выбирали из местного населения.

С 1665 года началась регулярная доставка международной почты между Москвой, Швецией и Польшей. Возившие в мешках почту ямщики были одеты в особые красные кафтаны с бронзовыми орлами.

На ямском дворе обычно располагались 2-3 избы, конюшня и сараи для фуража. Так выглядел небольшой ям в XIX веке.



Ямская гоньба создавалась, прежде всего, для нужд государственного управления. Поэтому ямы первоначально устраивались на путях, по которым доставляли дипломатическую корреспонденцию. Только государственным ямщикам дозволялось пользоваться поддужными колокольчиками, которые появились в начале XVII века. Звон бубенцов сопровождал как грузовые обозы, так и праздничные выезды. Ямщикам, не имеющим отношения к государственной службе, не разрешалось пользоваться колокольчиками.

Ямская тройка, рожденная ямской гоньбой, признавалась исконно русской национальной принадлежностью, своего рода символом России. По скорости русские ямщицкие экипажи оставляли далеко позади иностранные. Скорость ямщицкой тройки составляла в среднем 20-23 км/ч, а императорская тройка мчалась со скоростью около 30 км/ч.

Американский журналист и путешественник Джордж Кеннан, не раз побывавший в России во вт. пол. XIX века, утверждал, что «русская казенная почта без сомнения, наиболее обширная и лучше всего организованная во всем мире».

В XVIII веке разрешено было передавать содержание ямских станции частным лицам с правом пользоваться прогонными деньгами (платой за проезд по почтовым дорогам).

В середине XVIII века в России было около 45 тысяч ямщиков. С ростом объёмов перевозок на ямах появились дьячки, которые вели книгу записей, и дворники - хозяева постоялых дворов. Вокруг ямского двора со временем вырастали ямские слободы, где селились ямщики.

С развитием железных дорог в России, со вт. пол. XIX века значение ямской службы постепенно падает. Корреспонденцию и грузы выгоднее и быстрее было доставлять поездами. Да и надежнее это было в несколько раз. Ямскую гоньбу начали отменять постепенно - на дорогах идущих вдоль железнодорожных линий, скажем, по Петербургско-Московскому шоссе - с 1857 года. На окраинах страны и в глубинке, куда железные дороги не дошли, ямщики продержались до начала ХХ века. Совсем ушли ямщики с наших дорог с развитием автотранспорта. Так профессия ямщиков постепенно прекратила свое существование. И только в народных песнях и в преданиях остались воспоминания об этой удивительной государевой службе. Многочисленные ямы, стоящие на дорогах превратились в жилые дома, бóльшая часть которых в ХХ веке пошла на слом. Ямские слободы, располагавшиеся вдоль дорог, превращались в обычные деревни и в небольшие сёла…

В центре Новочеркасска Ростовской области, на улице Атаманская сохранилась деревянная постройка бывшей ямской станции.



Она была построена в первой половине XIX века. В ней останавливались во время поездок на Кавказ А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Конюшня и фуражный сарай этого яма, к сожалению, до нас не дошли, но конный двор хорошо сохранился в ямской станции в селе Выра в Гатчинском районе Ленинградской области.

Изначально Выринский ям был полностью деревянным; в 1840 году главное здание станции перестроили в каменное, но некоторые постройки, в частности конюшня, сохранились деревянными.





В 1972 году здесь открылся музей «Дом станционного смотрителя».

Почтовая служба

18 мая 1665 года между приказом Тайных дел и голландцем Яном ван Сведеном был заключен договор об организации в России почты по образцу европейской. Отличие этой почты от ямской гоньбы заключалось в том, что ямская гоньба могла быстро доставить одну важную депешу по конкретному адресу, почта ходила более медленнее, но регулярнее, к её отправке можно было собрать большое количество писем и отправить каждое из них в строго определенное время в любую точку вдоль почтовой линии. С 1699 года в Сибири начало входить в практику назначение почтарей из числа служилых людей и боярских детей. Если ямщики везли почту только от стана к стану, то почтари везли её уже от города до города и сдавали её местным таможенным начальникам.

Государственным Указом от 1698 года было установлено постоянное почтовое сообщение от Москвы во все сибирские города, включая даже отдалённые, такие как Якутск или Нерчинск.

В 1837 году впервые в истории России почту из Санкт-Петербурга в Павловск перевезли новым «чудо-транспортом» - железной дорогой. С этого времени сначала в пригородах Санкт-Петербурга, а затем между Петербургом и Москвой стала действовать железнодорожная почта, которая очень быстро заняла важнейшее место в доставке корреспонденции. Быстрыми темпами развивалась также и пароходная доставка корреспонденции.

Помимо государственной почты, с 1865 года в России была организована в уездах местная (муниципальная) почта, получившая название земской. Движение земской почты осуществлялась только по внутриуездным дорогам, по которым не происходило движение государственной почты, с последующей передачей корреспонденции в государственную почту. Она управлялась уездным земством.

На период военных действий в стране вводилась специальная почтовая служба - военно-полевая почта, обеспечивающая почтовую связь органов государственного и военного управления с войсковыми частями и учреждениями, а также всего личного состава действующей армии между собой и с населением страны.

После изобретения в 1872 году французом Жан Морис Эмиль Бодо телеграфного аппарата многократного действия, в стране стал развиваться телеграф, который вскоре был подчинён почтовому ведомству. С этого времени в России появляются почтово-телеграфные отделения и конторы.

Для осуществления наложенных на почту функций в конце XIX - начале ХХ веков Почтовый департамент Российской Империи имел следующие территориальные учреждения:

1. Почтовое отделение, осуществляющее приёмку, сортировку, отправку, обработку и доставку почты. Обычно, почтовые отделения открывались при волостных правлениях, в крупных населённых пунктах и в деревнях, стоящих на почтовых трактах. С подведением к ним телеграфной линии, они становились почтово-телеграфным отделением.

2. Почтово-телеграфное отделение - почтовое отделение, имеющее телеграф. Они стали образовываться с 1884 года, после объединения почтового и телеграфного ведомства. Такие учреждения, обычно, находились в городах, при железнодорожных станциях и крупных сёлах, куда была подведена телеграфная линия. Примером такой постройки может служить почтовое отделение при железнодорожной станции Лопасня Московско-Курской казённой железной дороги, построенная в 1896 году при активном участии А. П. Чехова.



Вначале это было Лопасненское почтовое отделение, но через 9 месяцев по просьбе местных жителей здесь начал работать телеграф. Сейчас в бывшем здании почтово-телеграфного отделения находится Музей писем, а станция Лопасня с 1954 года в составе города Чехов Московской области. Станция Лопасня была переименована в станцию Чехов только в 1965 году.

Несколько почтовых отделений подчинялись почтово-телеграфной конторе.

3. Почтово-телеграфная контора - крупное почтовое учреждение, объединяющее несколько отделений, во главе которой стоял начальник (старший почтовый чин). Примером такой деревянной постройки может служить Читинская контора, построенная в 1893 году по проекту архитектора М. Ю. Арнольда.



Здание по-прежнему используется по назначению, только в 1956 году повысился его ранг на почтамт.

4. Почтамт - главный орган управления почтового учреждения, ему подчинялись по старшинству губернские и уездные почтмейстеры. В Российской империи первые почтамты появились в Санкт-Петербурге, Москве и Риге в первой четверти XVIII века. Это крупные монументальные кирпичные здания. В советский период почтамты строились почти во всех областных и республиканских центрах.

Фото из интернета.

___ О Г Л А В Л Е Н И Е___

ямская станция, подводы, почтово-телеграфная контора, деревянное зодчество, Русь деревянная, берестяная грамота, почтовое отделение, почтовая контора, почта

Previous post Next post
Up