РУСЬ ДЕРЕВЯННАЯ. Церкви и часовни. Часть VI

Jan 01, 2023 06:00



Типы завершений храмов и часовен

(продолжение)

3. Покрытие храмов бочками

Бочка - устоявшееся в русской архитектурной традиции обозначение своеобразного типа крыши церковных и гражданских зданий. Она имеет сложную конфигурацию и по форме представляет собой незамкнутый цилиндр с повышенным и заострённым верхом, в результате чего на фасаде образуется килевидный фронтон. Конструктивно бочка является разновидностью самцовой двускатной крыши. Бочечную крышу выполняли точно так же, как и крышу обычных деревенских домов - торцовые стены делали бревенчатыми до самого верха, постепенно укорачивая длину брёвен и образуя щипец (бревенчатый фронтон), а между собой фронтоны соединяли (в каждом венце или через один) горизонтальными брёвнами - слегами.

Покрытие бочки обычно делали из лемеха, нижний край которого украшали ступенчатой городчатой резьбой. В упрощенном варианте покрытие бочки делали из горизонтальных досок внахлест. В этом случае внешний край доски обрабатывали декоративными полукружиями под лемех.

Бочечное завершение является одним из древних покрытий на Руси. Точно определить время появления бочки затруднительно. Бочками часто крыли храмовые прирубы, украшали рундуки хоромных и храмовых крылец. А покрытие бочкой центрального сруба церкви встречается чрезвычайно редко.

А. Бочка на полицах



Храмы с бочечным завершением основного объёма известны лишь в районе верхнего и среднего течения реки Онеги (в Пустыньке и на Почозерском погосте), а так же привратная Казанская церковь, построенная в 1679 году в Илимском остроге, перевезённая в музей «Тальцы» в 1970 году.

Для примера храма с бочечным завершением мы выбрали церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Пустынька Плесецкого района Архангельской области.



Церковь стоит в исключительно живописной холмистой местности. Здесь река Онега, пересекая кряж Ветреный Пояс, образует многочисленные пороги и шивера. В конце XIV века на этом месте была основана Благовещенская Турчасовская (Ямецкая) мужская пустынь. Место для пустыни было выбрано не случайно - отсюда с Онеги шёл четырёхкилометровый волок на реку Емцу, впадающую в Северную Двину. Емецкий волок был разведан новгородцами ещё в XI веке. При царе Федоре Иоанновиче монастырю жалованы земные угодья и рыбные промыслы на реке Онеге. В Смутное время монастырь сильно пострадал от польско-литовских захватчиков. С 1718 по 1741 годах при иеромонахе Павле Ямецкая пустынь вновь переживает расцвет.

В 1719-1725 годах в пустыни был построен двухэтажный Благовещенский храм с верхним летним престолом в честь Вознесения Господня. Основной объём храма и его пятистенный алтарь крыт бочками, а трапезная - двухскатной крышей. В 1764 году мужской монастырь был упразднён с обращением церкви в приходскую. Храм приписывают к Троицкой церкви Пабережского погоста (ныне д. Фалево Плесецкого района). В 1838 году был образован самостоятельный Ямецкий приход.

В 1898 году в Ямецком приходе была образована женская Ямецкая община. В 1905 году церковь была обшита тёсом и покрашена, а в 1908 году (по другим данным - в 1910 г.) Св. Синодом община преобразована в Ямецкий женский монастырь, который был закрыт в 1920-х годах. В храме был размещён клуб. В 2011 году под руководством архитектора Андрея Борисовича Бодэ было проведено обследование Благовещенской церкви, сделаны обмеры здания. В храме начаты консервационные работы, проводятся редкие богослужения.

Б. Бочка на постаменте

Более сложное завершение клетского храма находим на Георгиевской церкви Среднего (Рождественского) погоста, что находится на левом берегу реки Ёрги.



Она была построена в 1685 году. В основе храма лежит четверик, поставленный на высокий подклет. Над основным четвериком установлен по поперечной оси храма меньший четверик (постамент) с тремя главами на бочке. Пятистенный алтарь покрыт бочкой, стоящей на полицах. С севера и с запада храм имеет крытую угловую галерею на выпусках и двухвсходное крыльцо на «на отлёте». Зимой 2008 года церковь была перевезена в Москву, где в 2010 году на территории музея-заповедника "Коломенское" была собрана в формах XVII века.

Храмы подобного типа были распространены в середине XVII века в Верхнем Подвинье. Подобный храм, только с крещатой бочкой на постаменте, сохранился на погосте Пермогорье, что Красноборском районе Архангельской области. В середине XIX века храмы были обшиты тесом и покрыты железом.

В. Крещатая бочка

Кроме простых бочек на клетских храмах делали и более сложные покрытия. К ним относится крещатая бочка. В этом случае кровля храма представляла собой две пересекающиеся под прямым углом бочки. Такие покрытия получили распространение после того, как каноническим стало считаться пятиглавие. Крещатая бочка позволяла гармонично разместить пять глав, одну центральную и четыре на бочках. Примером такого типа клетских храмов является церковь Дмитрия Солунского в селе Щелейки, построенная в 1780-1783 годах, на месте предыдущей, упоминаемой в 1628 году.



Село Щелейки расположено на Шокшинской гряде в Подпорожском районе Ленинградской области. Название Щелейки происходит от слова щелья - высокий обрывистый берег, каменистая гряда.

Дмитриевская церковь состоит из прямоугольного сруба, который разделён перерубом на собственно храм и меньшую по размеру трапезную. К храму прирублен более узкий пятигранный алтарный сруб. В трапезную ведёт двухвсходное крыльцо, с верхней площадки которого переброшен помост - переход в отдельно стоящую шатровую колокольню. Трапезная и алтарь примерно одной высоты, центральный четверик значительно выше. Над трапезной двускатная тесовая кровля, алтарь увенчан небольшой бочкой с полицами на пять скатов.

Все стены центрального четверика переходят в бочки, которые образуют криволинейное покрытие храма - крещатую бочку. На пересечении бочек установлен восьмигранный постамент с большой центральной главой на небольшой шейке. В щипцы четырех бочек врезаны меньшие по размеру главки. Еще одна главка установлена на бочке алтарного прируба. Все главки крыты лемехом. В результате храм получил завершение в форме канонического пятиглавия, которое органично образовано конструкцией крещатой бочки.

В 1834 году церковь была обшита тёсом, а в 1866 году ее кровли и главки покрыли железом. Последняя реставрация была выполнена в 2014-2017 годах.

Г. Крещатая бочка на клинчатом покрытии

В клетских храмах этого типа над центральным срубом установлена обычная клинчатая кровля, чаще с широкими пологими полицами. Главка над основным объёмом установлена на постаменте в виде крещатой бочки, врезанной в конёк клинчатой кровли.

Такая конструкция завершения храма сохранилась только на церкви Спаса Преображения, построенная в 1702 году в селе Янидор Чердынского района Пермского края.



Над трапезной храма установлена двухскатная кровля с курицами и потоками. Пятистенный алтарь имеет покрытие в форме бочки. С западной и северной стороны трапезной устроена закрытая каркасная галерея на выпусках.

Первоначально храм стоял на площади села. Топонимические данные («ени-дор» - божий край, божий дом) говорят о том, что церковь построена на месте языческого святилища.

В первой половине 1980-х годов церковь перевезена в Архитектурно-этнографический музей «Хохловка», где была отреставрирована по проекту архитектора Гершена Давидовича Канторовича.

Д. Крещатые ярусные бочки

Интересный вариант ярусных завершений был у некоторых храмов с рядами крещатых бочек. К сожалению, в настоящее время таких завершений уже не осталось, но благодаря архивным фото до нашего времени дошли такие храмы, стоявшие ещё менее 100 лет назад. Одна из таких церквей была построена в далёкой Сибири, на реке Лене, на территории Верхоленского острога, ныне село Верхоленск Качугского района Иркутской области.

Верхоленский острог был основан в 1641-1642 годах казачьим отрядом пятидесятника Мартына Васильева. С острогом связана история освоения русскими Прибайкалья, именно отсюда в 1643 году отправился Тобольский казак Курбат Иванов на Байкал, ставший первым из казаков, ступившим на берег «славного моря». В 1647 году острог был перенесён на 1,5 версты выше по течению реки Лены - к устью р. Куленги, что стратегически было намного выгоднее. Новый острог был построен на высоком правом берегу Лены с хорошим обзором местности. В 1651 году в остроге была построена первая деревянная церковь Воскресения Христова, предположительно перенесенная из старого острога.

3 июля 1718 году в Верхоленском остроге был освящён летний храм Богоявления Господня.



По сохранившемуся рисунку и плану храма можно судить, что первоначально основной объём, стоящий на подклете, был построен по типу «восьмерик на четверике» и завершался двумя рядами крещатых бочек, причём нижний ряд положен по диагонали, а верхний - ориентирован по сторонам света. Вертикальная направленность церкви подчёркивалась оконными проёмами южного фасада основного объёма. С востока к основному объёму примыкал пятистенный алтарь, крытый бочкой, а с запада - трапезная под двускатной кровлей, опоясанная с запада и севера крытой галереей, имевшая два крытых крыльца по сторонам света. В восточной части галереи 3 июля 1744 года, в день памяти мученика Иакинфа Римского, был освящён придел святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. Придел имел пятистенный алтарь и главку над престолом. До конца XIX века сохранялось первоначальное покрытие глав и бочек лемехом. Торцы бочек украшали фрески.

В конце XIX века, при проведении ремонтных работ, восьмерик храма был заменён четвериком, сруб покрыт тёсом и выкрашен в белый цвет. Так же была разобрана галерея (сохранилась лишь её восточная часть, в которой находился северный придел). Отдельно стоявшую шатровую колокольню, по преданию, перестроенную из сторожевой башни Верхоленского острога, в 1900 году пристроили к трапезной Богоявленского храма.

Особого внимания заслуживает составленное очевидцами описание интерьера, в котором сохранялись древние композиционные принципы обустройства внутреннего пространства церкви. Трапезная отделялась от церкви капитальной стеной, в которой по бокам двери были устроены дополнительные проёмы. На восточной стороне трапезной имелись хоры, а вдоль стен располагались скамьи. На паперти находилась фреска «Страшного суда», поражающая своими размерами (2,5 х 2,1 м) и глубокой проработкой сюжета. Она была написана на холсте и вставлена в деревянную раму. В церкви сохранялись иконы древнего письма, часть из которых были переданы в храм при закрытии 1-й Воскресенской церкви. Иконостас главного престола был обновлён в 1860 году, а на придельный престол был возложен антиминс, подписанный рукою епископа Иркутского и Нерчинского Софрония (в миру - Стефан Назарьевич Кристалевский), впоследствии был прославлен Церковью в лике святителей.

Памятник являлся редким для Сибири образцом ярусной деревянной церкви с крещатой бочкой в завершении. Эта форма покрытия была занесена сюда в середине XVII века поселенцами, но в дальнейшем не получила широкого распространения в Сибири.

С 1925 года церковь находилась под государственной охраной, как памятник архитектуры, но до наших дней не уцелела.

* * *

Русские плотники, стремясь к разнообразию и выразительности, не всегда в возводимых храмах ставили шатры на традиционные восьмерики. Пришла очередь рассказать о храме с высоким четырёхгранным шатром, на который была поставлена крещатая бочка. К сожалению, этот храм до нас не дошёл, его разобрали задолго до периода богоборчества. Причина очень проста - четырёхгранные шатры, как было отмечено выше, менее устойчивы к ветровым и снеговым нагрузкам.

Никольская церковь была построена в первой половине XVII века в усадьбе князя Д. М. Черкасского на левом берегу реки Химки в 10 верстах от Москвы по Тверскому тракту. Изображение этой церкви имеется в альбоме шведского фортификатора Эрика Пальмквиста 1674 года. По неизвестной причине автор связал её с Никольским монастырём, хотя на самом деле, это была обычная усадебная церковь.



Храм представлял собой высокий квадратный сруб основного объёма, крытый четырёхскатным шатром, украшенным двумя рядами врезанных в него бочек, а завершалась вся эта ярусная конструкция крещатой бочкой, на которую была поставлена главка с крестом. Церковь имела высокое, идущее по уровню второго этажа, галерею с крыльцами, которые также были крыты бочками. Церковь простояла до 1831 года, когда была разобрана по ветхости. Более подробно о храме и истории местности можно ознакомиться из моей статьи.

* * *

Заканчивая обзор бочечных завершений, можно вспомнить уже упомянутое нами завершение «шатёр на крещатой бочки», великолепным представителем которого является Одигитриевская церковь села Кимжа Мезенского района Архангельской области. Хотя формально это завершение относится к шатрам, но не упомянуть его в бочечных завершениях было бы неверно.

Продолжение главы следует.

Фото из интернета.

___ О Г Л А В Л Е Н И Е___

Русь деревянная, деревянные храмы, деревянное зодчество

Previous post Next post
Up