Типы завершений храмов и часовен
(продолжение)
4. Кубоватые покрытия
С XVII века облик возводимых деревянных храмов в России постепенно меняться - к традиционным двускатным (клинчатым) и шатровым завершениям начинают прибавляться новые виды художественного воплощения церквей с кубоватым, ярусным и многоглавым завершениями.
Кубоватые покрытия на храмах строились приблизительно со средины XVII и до конца XIХ веков. Район постройки ограничивался Поонежьем (сёла и погосты по реке Онеги и её притокам) и Поморским побережьем Белого моря. Куб представляет собой трехсоставную фигуру: квадратный четырехгранный пояс, на который снизу и сверху поставлены две четырехгранные пирамиды, при этом верхняя пирамида всегда выше усечённой нижней.
Поскольку кубоватые покрытия ранее последней трети XVII века не встречаются, можно предположить, что началом строительства послужил Никоновский негласный запрет на строительство шатровых завершений и благословление на строительство пятиглавых церквей, о чём мы рассказали выше. Куб по своему силуэту наиболее близок к шатру и при этом позволяет размещать на нём четыре дополнительные главы, поэтому кубоватое завершение храмов, думаю, может восприниматься в качестве замены шатрового зодчества. Форма куба, как отмечал Михаил Витольдович Красовский, настолько проста и так близка к луковичным главам церквей, что не может вызвать запретов на их строительство. Кроме того, она легко могла зародиться на русской почве сама собой, без каких-либо посторонних влияний.
А. Куб с одноглавым завершением
Самой ранней известной кубоватой постройкой считается Пятницкая церковь, построенная в 1666 году в селе Шуерецкое Кемского уезда Архангельской губернии (сейчас - Беломорский район Карелии). Церковь отличалась от других кубоватых церквей по масштабу, пропорциям, форме покрытия.
Старинное Поморское село Шуерецкое, стоящее на левом берегу р. Шуи, упоминается в исторических документах уже в XV веке. Историк Василий Осипович Ключевский пишет, что Шуерецкая волость - одна из давних в Поморье, она появилась еще до основания Соловецкого монастыря. До 1917 года село находилось в Кемском уезде Архангельской губернии, в 30 верстах от уездного города.
В центре села издавна находился ансамбль, состоящий из Никольской церкви, имеющая шатровое завершение, построена в 1595 году, церкви Параскевы Пятницы с кубоватым завершением, 1666 года постройки и церкви Климента, папы Римского, которая была построена в 1904 году совместно с колокольней, взамен сгоревшего в 1898 году одноимённого храма 1787 года постройки. Отдельно стоящая колокольня была построена в 1697 году и разобрана по ветхости в 1907 году.
Пятницкая церковь села Шуерецкое являлась самым древним из известных храмов с кубоватым завершением. Она состояла из клети основного объёма, рубленного «в обло», с востока имевшая трёхстенный алтарь, крытый бочкой, конёк которой достигал самого верха повала центральной части церкви. С запада к основному объёму примыкала трапезная, перед которой находилось крыльцо, с которого был устроен переход на колокольню, другой переход в виде крытой галереи, соединял трапезную со стоящей рядом шатровой церковью Николая Чудотворца. Клеть основного объёма была крыта сильно вытянутым вверх кубом, который плавно сливался с конической шейкой главки и был отделён от неё полицей. На рёбрах куба, в самой широкой его части, именуемой «пучина», были поставлены декоративные теремки в виде фронтончиков, располагались они необычно - по два, один над другим. Они придавали верху церкви, вместе с чешуйчатым покрытием куба, очень живописный вид.
Сильно вытянутый вверх одноглавый куб сближает церковь по силуэту с полюбившимся в народе шатровым типом церквей. Это даёт предполагать, что кубоватые церкви начали строиться в ответ на запрет патриарха Никона строить шатровые завершения на храмах.
В 1892 году Пятницкий храм был обшит тёсом, которая сильно исказила облик церкви. Самая досадная потеря - теремки, стоящие на гранях куба.
1 августа 1947 году, накануне Ильина дня, Пятницкая и Никольская церкви сгорели от удара молнии, а церковь Климента папы Римского к этому времени была перестроена; в 1960-х годах - разобрана. Сейчас на месте церковного ансамбля возвышается памятник павших в годы Великой Отечественной войны.
Б. Кубоватое покрытие с боковыми главами, стоящими на рёбрах
Кубоватое покрытие, как никто другое, подходит для воплощения требований патриарха Никона строить церкви «о пяти верхах». В кубоватых завершениях оно реализовывалась двумя путями - размещением глав на рёбрах куба, или на полицах покрытия.
Самой древней из сохранившихся клетских церквей с кубовым завершением является Вознесенская церковь, стоявшая первоначально в селе Кушерецком (ныне - д. Кушерека Онежского района Архангельской области) на Поморском берегу Белого моря, в устье реки Куша (ныне - Кушерека).
Первое упоминание о кушерецких храмах относится к 1631 году. До 1764 года село находилось в вотчине Соловецкого Спасо-Преображенского мужского монастыря. Здесь в XVII веке стояло два деревянных храма. Один из них - тёплый шатровый, освящённый в честь Успения Пресвятой Богородицы. Время постройки этой церкви установить не представляется возможным. Во второй половине XVII века Успенская церковь сгорела, но в 1696 году она была построена вновь. Простояв 115 лет, в 1811 году и она также сгорела; больше, по всей видимости, храмы с таким посвящением в селе не строились.
Второй деревянный храм Вознесения Господня, дошедший до нашего времени, был построен в 1669 году на средства прихожан и на пособие Соловецкого монастыря.
Вознесенская церковь в селе Кушерецкое (нач. ХХ в.) и она же в музее «Малые Корелы».
Вознесенская церковь по своей архитектуре относится к клетским церквам с кубоватым завершением. Двухэтажный храм, рубленный «в обло», стоит на высоком подклете. Основной объём храма - высокий четверик, с широким повалом, на который поставлен куб с несколько вытянутыми кверху пропорциями. Завершён основной объём пятиглавием, стоящим на небольших крещатых бочках, причём крещатые бочки под боковыми главками ориентированы не по сторонам света, как у центральной главы, а по диагонали. С востока к основному объёму примыкает высокий прямоугольный алтарь, крытый бочкой, а с запада - крытое крыльцо, ведущее на второй этаж, под двускатной кровлей. Храм на первом этаже имеет крытою бревенчатую галерею, охватывающую церковь с трёх сторон, на которую ведёт красивое крыльцо на два всхода, стоящее на клети.
На первом этаже храма находится главный тёплый престол, освящённый в честь Вознесения Господня. На втором холодном этаже размещались первоначально два престола - во имя пророка Илии и святой мученицы Параскевы, причём два алтаря находились рядом и внешне между собой не отличались, имея лишь по небольшому косящатому окну в торце бочки, стоящей над алтарным прирубом. При реставрации храма в «Малых Корелах» по неизвестной причине эти окна не восстановлены.
Таким, по мнению специалистов, был храм на момент постройки, и так он был восстановлен по проекту архитектора-реставратора Владимира Анатольевича Крохина в музее «Малые Корелы», куда храм был перевезён в 1973 году.
За свою 300-х летнюю историю Вознесенская церковь, как и многие другие деревянные храмы, дошла до нас не в первоначальном виде. На основании архивных документов можно проследить изменения конструкции и внешнего облика церкви на протяжении последних веков. Самые большие перестройки коснулись церковь в XIX веке. Так, в 1825 году с запада к ней вместо крыльца и галереи пристроили тёплую трапезную, в котором устроили два придела: Успения Пресвятой Богородицы - с южной стороны (1830 год - в память о сгоревшей церкви в 1811 году) и Богоявления Господня - с северной (1860 год). Над трапезной и придельными алтарями первого этажа дополнительно были поставлены главки. К западу от трапезной было выстроено новое крытое крыльцо. Вход в подклет осуществлялся через северное боковое крыльцо в трапезной. В 1874 году храм обшили тёсом и стены выкрасили в белый цвет. В таком виде он простоял до 1973 года.
* * *
В XVIII веке ареал распространения кубоватых церквей постепенно расширяется. Теперь он охватывает всё Поонежье вплоть до верховьев и даже немного выходит за пределы бассейна Онеги. Несмотря на это, в первой половине указанного столетия архитектурно-художественные достоинства кубоватых завершений по сравнению с храмами вт. пол. XVII века заметно снижаются. Постройки этого периода не обладают былой стройностью и изяществом. Особенно это заметно на примере кубоватых церквей Верхней Онеги. Кубы формально повторяются в архитектурных решениях многих церквей Поонежья, но композиционной роли верха и его декоративной обработки уже не придается столько значения, как в предшествующем столетии. Примером такого храма может служить церковь
Михаила Архангела, стоящая на Архангельском погосте (д. Шелоховская) Каргопольского района Архангельской области
В XIX веке изменения кубоватого покрытия на храмах продолжились. По своему облику новые строящиеся храмы ещё более стали отличаться от ранних кубоватых завершений церквей: основание куба стало более занижено, а кубоватое покрытие, как правило, с единственной главой, стоящей на постаменте, по очертаниям становится приближено к форме купола. Примером клетского храма с кубоватым покрытием этого периода может служить церковь
Николая Чудотворца, построенная в 1867 году в селе Сырья Онежского района Архангельской области.
Исключением из этого ряда храмов служит поистине грандиозное двухэтажное сооружение с двухсветным верхним храмом - это Преображенская церковь, стоящая в поморском селе Нименьга Онежского района Архангельской области.
Церковное место расположено на правом берегу Нименьги в северной (нижней по реке) части села на полуострове, образованном крутой излучиной реки, с таким расчётом, чтобы рыбаки, идущие в море на промысел, долго её проходили, а Церковь, тем самым, давала им Божественную помощь и поддержку, или возвращаясь домой с уловом, первая встречала их.
Первое упоминание о селе Нименьга относится к середине XVI века. Тогда эта территория относилась к Каргопольскому уезду, а точнее к Турчасовскому нижнему (северному) концу. Первый храм в селе был срублен не позже 1558 года. Принадлежал тогда Нименьгский приход к Новгородской епархии. В середине XVIII века в селе уже стоят две деревянных церкви - Преображенская летняя церковь и Благовещенская с кубоватым завершением, восьмиглавая зимняя. Вместе с шатровой колокольней они образовывали «тройник», окружённый оградой, который погиб в огне в ночь на 25 октября 1875 года. Уцелела только одна колокольня.
Ныне существующая в Нименьги Преображенская церковь была построена в 1878 году на месте сгоревшего «тройника». По своей пространственно-композиционной структуре храм представляет собой массивную трехчастную постройку - огромный двухэтажный четверик, пристроенные к нему с запада прямоугольную трапезную и алтарь с востока. Храм имеет бескаркасную конструкцию, т.е. несущие вертикальные конструкции являются сами стены сруба. Для дополнительной жёсткости в храме были установлены дополнительные стены-перегородки, крестообразно пересекающиеся в центре основного четверика. Опираются они в валунный фундамент, уложенный без раствора. Считается, что кубоватое покрытие в Нименьге было возведено последним и сохранило в себе все особенности этой формы покрытий. В очертаниях куба просматривается традиционная пластика, но, вследствие своей величины, он чрезмерно растянут по ширине. Пятиглавие, крытое городковым лемехом, составлено из центральной главы, стоявшей на верхней пирамиде куба (в настоящее время глава утрачена) и четырёх глав - на рёбрах куба (юго-восточная глава утрачена). В 1895 году по благословению епархиального начальства, церковь была обшита тёсом и выкрашена белилами на масле.
Церковь имеет по два престола на каждом этаже: на верхнем - Преображения Господня (южный) и Рождества Иоанна Предтечи (северный); в тёплом нижнем этаже находились приделы Благовещения Пресвятой Богородицы и сщмч. Климента, папы Римского.
В 1914 году в этом храме был крещён будущий контр-адмирал и дважды Герой Советского Союза Александр Осипович Шабалин. В советский период храм был закрыт.
В. Кубоватое покрытие с боковыми главами, стоящими на полицах
Как было отмечено выше, пятиглавие на кубоватых покрытиях реализовывалось в основном постановкой боковых глав на рёбрах куба. В крайне редком случае, во всяком случае к настоящему времени сохранился лишь один храм, боковые главки были спущены с рёбер куба на полицы покрытия. Такой храм стоит на Ильинско-Водлозерском погосте. Не ищите его на карте бассейна реки Онеги и Поморского берега Белого моря - его там никогда не было. Это единственный кубоватый храм, построенный в Обонежье, более того, вопреки типовому проекту, спущенного духовной консисторией.
Водлозерский край речными путями связан с Онежским озером, но административно с 1569 по 1802 годы относился к Каргополью. Поэтому Водлозеро занимает промежуточное положение между двумя крупными районами Русского Севера - Обонежьем и Поонежьем. Соединение различных региональных традиций ярко выразилось в архитектуре наиболее значительного памятника Водлозерья - церкви Ильинско-Водлозерского погоста.
Берега и острова Водлозера, на которой располагается Ильинский приход, были издревле заселены «обонежской чудью» (финно-угорскими племенами, заселявшими Онежское озеро и её притоков) и только с XI-XII веков стала заселяться новгородцами. По этим местам из Новгорода проходил древний торговый путь: выйдя из Волхова, он по Ладожскому озеру и Свири попадал Онежское озеро, а затем по реке Водле уходил в Заволочье, и по рекам Кене и Онеге спускался к берегам Белого моря. По этому пути из северных земель в Новгород доставлялось главное его богатство - пушнина. Сейчас Водлозерье - это район компактного проживания этнолокальной группы русских, именующих себя водлозерами и ведущих свое происхождение от новгородцев. 20 апреля 1991 года вся акватория озеро и прилегающая территория вошли в состав Водлозерского национального парка. По современному административному делению Ильинский Водлозерский погост находится в Пудожском районе республики Карелия.
В 1478 году Восточное Обонежье вошло в состав Русского централизованного государства и было отнесено к Заонежским погостам Обонежской пятины. Если первый Водлозерский Рождественский (позднее - Пречистенский) погост был основан ещё при Великом Новгороде, то основание второго - Ильинского - тесно связано с историей Московской Руси. Поводом к основанию Ильинского погоста стало разделение земель прежде единого Водлозерья между Новгородским и Каргопольским уездами, произошедшее при Иване IV Васильевиче. В 1568-1569 годах земли вдоль реки Илексы и северо-восточная часть Водлозерья вошли в состав Каргопольского уезда. На вновь образованной административной территории возникла необходимость строительства православной церкви. По преданию её собирались строить на другом острове, однако, лес, срубленный для строительства и сплавляемый по озеру, трижды чудом оказывался у Мал-острова (ныне - Малый Колгостров), где и было решено, в согласии с волей Божией, строить храм.
Первые сведения о Водлозерском Ильинском погосте встречаются в «Жалованной грамоте» Новгородского митрополита Варлаама, выданной водлозерам в 1592 году. Из которой стало известно, что первый храм, построенный на погосте сгорел. За счёт льгот местному старосте Ургимке Гаврилову было поручено отстроить на старом месте новую Ильинскую церковь. Эта церковь простояла чуть более ста лет и тоже сгорела от удара молнии.
Митрополитом Великоновгородским и Великолуцким Иовой в 1708 году благословлено строительство на Ильинском погосте новой, третьей по счёту деревянной шатровой церкви, в котором был придел Успения Божией Матери.
В январе 1797 года священником Ильинской церкви Егором Козминым на имя епископа Олонецкого и Архангельского Вениамина было послано прошение, в котором сообщается, что у храма прогнила и покосилась глава на северную сторону. Просителем предлагается ветхую церковь разобрать и на её месте поставить новую с такими же посвящениями престолов. Так начинается история ныне существующей, четвёртой по счету Ильинской церкви на Водлозере. В ответном послании владыки Вениамина, был выслан план и фасад церкви, составленный в Духовной консистории. В целом предложенная постройка, как отмечают исследователи, была типична для городской каменной архитектуры конца XVIII века и не обладала индивидуальными особенностями русского деревянного зодчества, поэтому не была положительно воспринята местными жителями. Так в истории Ильинской церкви возникла коллизия между спущенным сверху проектом и желанием местных жителей. Здесь входят в противоречие две формы русского церковного сознания того времени, которые можно определить как приверженность древним русским традициям и приятие западных влияний.
В итоге строительство храма велось не по проекту, утвержденному правящим архиереем. Исследователи интерпретируют это как торжество народных основ в деревянном зодчестве, в противовес официальной линии Духовной консистории.
Из документов известно, что основной объём строительных работ был выполнен в летние месяцы 1797 года. 29 сентября 1797 года был подан рапорт в духовную консисторию о завершении строительных работ. Констатируя факт завершения работ, заказчик находит неожиданное несоответствие построенного храма проекту: «... церковь хотя работою и совершена, но не в силу данного из Духовной консистории на строение той церкви плану, а в новом виде оная церковь устроена». Несмотря на большие отступления от проекта церкви, правящий архиепископ дал благословление на освящение храма. 16 апреля 1798 года престол пророка Илии был освящён, а на следующий день освятили и Успенский придельный престол. Сохранившийся к 1797 году старый иконостас, переживший две церкви, был установлен в новопостроенном храме.
Первоначальный вид Ильинского храма с севера. Рисунок архитектора Андрея Борисовича Бодэ.
В облике храма доминирует монументальный высокий четверик, рубленный «в обло», завершающийся небольшим кубом с одной главой. Четыре стройные боковые главки размещены не на ребрах куба, как обычно, а на полицах. Кубоватому покрытию здесь отводится достаточно скромная композиционная роль. К основному объему примыкают равные ему по ширине прямоугольный двухчастный алтарь и трапезная так, что в плане всё здание образует вытянутый прямоугольник. С западной стороны от церкви по продольной оси поставлена колокольня, первоначально соединенная c храмом висячим переходом, но позже объединенная с ним в одно здание. Над двухскатным покрытием алтаря расположена удлинённая узкая бочка, что соответствует местным традициям, существовавших в северо-восточном Обонежье в XVIII веке.
В 1811 году в храме был устроен зимний придел святителя Василия Великого и построена новая колокольня.
Ильинская церковь в 1902 году претерпела изменения столь значительные, что, по утверждению Александра Викторовича Ополовникова, отличительной чертой её стала «крайняя степень искажения» облика.
Обшивка тёсом срубов основного объёма, алтаря, трапезной и колокольни слила в единую глухую массу все элементы здания. Были уничтожены крытый висячий переход, соединявший колокольню и трапезную, а также два крыльца. Колокольня лишилась своего шатра - вместо него был поставлен приплюснутый купол со шпилем. Обновлён был и интерьер: старый тябловый иконостас заменили новым рамочным, утверждённым Олонецкой строительной и дорожной комиссией. Он представлял собой типичное эклектическое произведение второй половины XIX века. Были обшиты досками потолки и стены церкви.
Заметим, что «поновление» церкви, как и её строительство, велось на средство прихожан, т.е. в полном согласии с настроением прихода. Удивительно, что за сто лет, прошедшие с момента строительства Ильинской церкви, первоначальные эстетические критерии местных жителей изменились до своей противоположности.
В советское время церковь была закрыта, возвращена верующим в 1991 году. 23 декабря 2006 года решением Священного Синода РПЦ на её основе был учреждён мужской монастырь - Свято-Ильинская Водлозерская пустынь.
Г. Кубоватое покрытие с девятиглавием
На кубоватых завершениях девятиглавие реализовывалась следующем образом: куб крест-накрест прорезан двумя пересекающимися бочками, стоящими по сторонам света. Четыре главы, как обычно, поставлены по рёбрам куба, четыре других - на бочках. Центральная, самая крупная глава, венчающая ансамбль глав, приподнята на постамент в виде небольшого четверика, ещё более возвышающий её надо всеми.
Девятиглавие на кубоватых церквях начало возводится в начальный период становления многоверхих храмов, когда ещё многоглавие выступало не самостоятельно, пока не найдя своего собственного облика, а только прилаживалось к другим, уже сложившимся формам завершений.
Примером храма с многоверхим завершением может служить церковь Рождества Богородицы, построенная в 1678 году на Бережнодубровском погосте Пудожского уезда Олонецкой губернии (сейчас - деревня Бережная Дуброва Плесецкого района Архангельской области). Церковь стоит на левом берегу реки Онеги в 110 км к северу от г. Каргополь.
Одно из наиболее ранних письменных упоминаний о Бережнодубровском погосте встречается в Писцовой книге 1622 года Устьмошского стана Каргопольского уезда, составленной Иваном Воейковым и дьяком Третьяком Копниным: «…в Устьмошском же стану волость Дуброва на Бережная на реке Онеге, а в ней на погосте церковь Николая Чудотворца - строение приходных людей». Первоначально храм Рождества Пресвятой Богородицы, как полагают специалисты, был освящён в честь свт. Николая Мирликийского.
В 1770 году на погосте был построен большой каменный храм, освящённый в честь свт. Николая Мирликийского Чудотворца, тогда же деревянный храм переосвятили. Никольская церковь была разобрана в конце 1950-х годов.
Клетский храм, завершённый кубом с прорезанной крещатой бочкой, завершён девятиглавием. С востока к основному объёму примыкает расчленённый на два престола алтарь, перекрытый одной крупной бочкой с главкой (на фото утрачена, сейчас вновь восстановлена), а с запада - небольшой притвор, соединяющий церковь с трапезной. Построенная в 1871-1872 годах трапезная завершалась декоративным пятиглавием.
В основном объёме храма сохранился 16-ти гранный расписной потолок «небо».
В 2014-2018 годах притвор и трапезная были разобраны и на месте трапезной была построена новая двуглавая трапезная, в которой были размещены Зосимо-Савватиевский и Скорбященский престолы.
В самом храме, где размещались престолы Рождества Пресвятой Богородицы и Сретения Господня, проведены консервативные работы.
Продолжение главы следует.
Фото из интернета.
___
О Г Л А В Л Е Н И Е___