Конструкция основных прирубов русских храмов
Рассмотрев все основные типы деревянных церквей, конструкцию их основных объёмов и покрытий, теперь коснёмся отдельных частей православных храмов. Архитектура деревянных храмов, как мы уже выяснили выше, отличается особым богатством и многообразием решений. Это разнообразие во многом придают различные конструктивные части строения и их удачно подобранная взаимосвязь.
Конструктивно православные храмы состоят из основного объёма (или собственно храма), алтаря, трапезной, притвора и крыльца. Если основной объём и алтарь присутствуют во всех постройках, то остальные части не всегда могут находится в церковной постройки. Обо всём этом мы и поговорим в этой части повествования.
1. Алтарные прирубы
Главной особенностью пространственного построения православной церкви является наличие алтаря - главной части христианского храма. В православном храме он отделяется от основного моленного помещения храма иконостасом. В алтаре размещается престол - возвышение для совершения главного христианского таинства - евхаристии. Как правило, для алтаря возводится специальный алтарный прируб, называемый апсидой, или, просто, алтарём. По канонам Церкви алтарный прируб всегда примыкает с востока к основному объёму храма. Реже, в зависимости от конструктивной особенности церкви и местности, на которой построен храм, алтарь устраивались непосредственно в восточной части основного объёма храма. Очень часто, за редким исключением, над алтарём ставилась своя небольшая главка.
В некоторых часовнях иногда в восточной части постройки также устраиваются прирубы, но престола они не содержат, а поэтому алтарём, с церковной точки зрения, они не являются.
Конструктивно в русских православных деревянных церквах алтарные прирубы делаются по-разному.
А. Алтарь в срубе основного объёма
В церквах, где длина брёвен стен позволяла разместить кроме моленного помещения и алтарь, а так же по другим соображениям, скажем, рельеф местности или характер грунтов не позволял увеличивать постройку в восточном направлении, специальный алтарный прируб не делался. Алтарное помещение отделялась от моленного зала алтарной перегородкой (иконостасом). При этом алтарное помещение могли подвести как под одну кровлю с храмом, так и выделить апсиду более низкой кровлей со своим завершением.
Примером первого варианта может служить существующая церковь Спаса Преображения, находящаяся в селе Ижма Приморского района Архангельской области.
Село Ижма привольно раскинулось по берегам одноименной реки, которая является правым притоком реки Кузнечиха (правый рукав Северной Двины). Ижемский приход на начале XX века состоял из двух храмов: зимнего во имя Воскресения Христова (построенного в 1887 году) и летнего во имя Преображения Господня.
Современный вид (с 1717 года) с юго-востока Преображенской церкви села Ижма.
Преображенский храм построен в 1679 году первоначально как клетский ярусный храм «восьмерик на четверике», стоящий на невысоком подклете. Спустя два года был освящён северный придел в честь прп. Антония Сийского, а ещё через несколько лет - южный в честь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких. Более подробно с версией первоначального облика храма можно ознакомиться
здесь.
Преображенская церковь с юго-востока до её реконструкции в 1717 году и первоначальный план храма. Вариант арх. И. С. Землякова.
Анализируя первоначальный вид храма по И. С. Землякову, могу предположить, что над боковыми бочками стояли небольшие шатры, а над бочкой алтаря - главка. На полицах алтаря над приделами стояли еще две главки. Храм был опоясан с трёх сторон галереей.
В 1717 году, по благословению архиепископа Холмогорского и Важеского Варнавы, церковь «поправили» - разобрали центральный восьмерик и боковые бочки, подняли алтарный прируб до уровня клети основного объёма и накрыли весь сруб высоким четырёхскатным колпаком, закрывающий как основной объём, так и алтарь с тремя престолами. На колпак установили пятиглавие, причём боковые главки врезали в его рёбра. Подобное завершение обычно называли «верх на каменное дело».
В 1911 году церковь была перенесена на другое место из-за угрозы обрушения в реку, подмывшую берег. Закрыт храм не позже 1930-х годов. После закрытия прихода в церкви был устроен склад. В настоящее время храм пустует. В 2020 г. силами добровольцев проекта «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» были проведены полномасштабные консервационные и противоаварийные работы.
* * *
Значительно чаще в храмах этого типа над алтарём устраивалась собственная кровля, как, в прочем, первоначально и в предыдущем случае. Примером такого храма может служить Богоявленская церковь в Чёлмужах , стоящая на берегу Онежского озера в Медвежьегорском районе Карелии.
Она была построена в 1605 году попечением сосланной в окрестности Чёлмужей инокини Марфы (княгини Ксении Ивановны Романовой), матери царя Михаила Фёдоровича, на основе сруба предшествующего храма 1577 года постройки. Клетская ярусная постройка с низким восьмериком, крытым шатром. На притвор поставлена шатровая звонница. Алтарь является продолжением основного объёма, перекрытый пониженной кровлей. Над двухскатным покрытием алтаря поставлена узкая бочка, что соответствует местным традициям, существовавших в северо-восточном Обонежье в XVII - XVIII веках.
Б. Прямоугольная алтарная клеть
Прямоугольный бревенчатый сруб, примыкающей к храму, ставился над алтарём. Это наиболее простой и поэтому распространённый вид апсиды. Примером церкви с трёхстенным алтарём может служить Никольский храм бывшего села Лявля (ныне д. Новинки), находящаяся в Приморском районе Архангельской области.
Никольская церковь 1587 года постройки до 1764 года была храмом в Успенском Лявленском монастыре, основанный в XIV веке. Она представляет собой древний тип храма, рубленного «в обло» восьмериком «от пошвы» и крытый шатром. К восьмерику церкви с востока и запада прирублены одинаковые по размеру прямоугольные алтарь и трапезная, крытые бочками. До 1845 года храм имел построенную на выпусках (висячую) галерею-гульбище, окружавшая церковь с трёх сторон.
В. Пятистенные алтари
Начиная с конца XVII - начала XVIII веков в русских деревянных храмах стали преобладать пятистенные алтарные прирубы, выполнявшиеся явно в подражание полукруглым апсидам каменных храмов. Они строились либо с выпусками (рубка «в обло»), либо пятистенные прирубы рубились «в лапу».
К первому типу относится церковь Спаса Нерукотворного Образа, построенная в 1700 году на территории Зашиверского острога, уже нами рассмотренная в
V части настоящей главы.
* * *
Пятистенок алтарного прируба, рубленного «в лапу» можно видеть на Троицком храме села Оржевка Умётского района Тамбовской области, построенного в имении Д. К. Нарышкина в 1728 года, а в 1882 году перестроена на средства прихожан.
Церковь была закрыта в 1938 году, использовалась как склад зерна, но уже 1946 году стараниями архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) были возобновлены богослужения.
Г. Сдвоенные алтари
Крупные церкви с несколькими престолами нередко имели многогранные, сложные в плане апсиды.
По установлению Церкви, в течение суток на одном престоле (а, значит, и в одном алтаре) может служиться только одна литургия. Если же в день необходимо совершать несколько богослужений, то в храмах освящаются два или несколько престолов, которые называются приделами. Компоновка престолов в православных церквах может быть различна - главный престол, по которому обычно назван храм, практически всегда (исключения - крайне редки) находится у главного моленного помещения (основного объёма) храма. Моленные помещения приделов могут располагаться как в основном объёме, так и в трапезной. Для двух или более престольных церквей, в которых два престола находятся к востоку от основного объёма, а их моленные помещения соответственно в основном объёме, строились сдвоенные апсиды, которые по своей конструкции могли быть как под одной кровлей, так и под разными.
Примером первого типа апсид могла бы служить не сохранившаяся двухпрестольная церковь Илии Пророка, стоявшая с 1786 года на Вазенгском погосте, что на правом берегу р. Онеги в Онежском районе Архангельской области.
Второй придел в храме был освящён в честь прп. Александра Ошевенского. Обрушена церковь была в 1978 году проезжим трактористом.
* * *
Примером храма со сдвоенным алтарём под разными кровлями могла бы служить церковь Воздвижения Креста Господня, которая с 1709 года стояла на левом берегу реки Шелексы в селе Савинское Онежского уезда Архангельской губернии (ныне село в Плесецком муниципальном округе).
Конструктивно храм был усложнён северной галереей, в восточной части которой располагался придел прп. Антония Сийского. Его алтарь был смещён к югу относительно продольной оси галереи, частично потеснив алтарное помещение главного Крестовоздвиженского престола. Приход храма составляли деревни по обоим берегам реки Шелексы.
В начале 1930-х годов Шелековский приход был ликвидирован. Здание Крестовоздвиженской церкви было передано Савинскому сельскому совету под клуб. В 1980-е годы остатки изуродованной церкви были разобраны.
* * *
Строились храмы этого типа и с более усложнённой конструкцией апсид. Примером до 1930-х годов служил бывший летний храм Илии пророка Юромо-Великодворского погоста Мезенского уезда (ныне - село Юрома Лешуконского района Архангельской области), стоящий на правом берегу реки Мезень был построен в 1743 году.
Основной объем моленного помещения главного престола, построенный по типу «восьмерик на четверике», завершался высоким шатром. С севера к нему примыкал Петропавловский придел, увенчанный шатром на крестчатой бочке. Апсиды обоих престолов храма были покрыты бочками, с запада к общей трапезной примыкало крыльцо. К западу от летнего храма, ближе к реке, стояла зимняя однопрестольная церковь в честь архангелов Михаила и Гавриила, построенная в 1686 году. Отдельно стоящая шатровая колокольня, построенная восьмериком «от пошвы», была срублена в 1725 году. Все постройки погоста сгорели в 1932 году от удара молнии.
Д. Строенные алтари
В более бóльших приходах и в крупных сёлах храмы строились с тремя и более престолами. Во многих храмах два дополнительных алтаря находились в трапезной, но довольно часто храмы строились с тремя алтарями с моленным помещением в основном объёме. Как и со сдвоенными алтарями, тройные апсиды могли быть как под одной кровлей, так и под разными.
Примером храма с тройной апсидой под одной кровлей может служить церковь Спаса Преображения Турчасовского Посада, ныне д. Посад Онежского района Архангельской области. Приход состоял из 15 деревень, расположенных в среднем течении реки Онеги. Храмовый ансамбль дошёл до середины XX века в составе летней пятиглавой Преображенской церкви, зимней Благовещенской церкви с шатровым верхом и отдельно стоящей колокольни. К сожалению, уникальный шатровый храм сгорел в 1964 году. Мы к нему чуть ниже вернёмся, когда будем говорить о трапезных.
Летний храм Турчасовского прихода был построен в 1786 году. Кроме Преображенского престола в храме были освящены приделы в честь свт. Николая Мирликийского и Усекновения Главы Иоанна Предтечи.
Строились трёхалтарные храмы и под разными кровлями. Примером такой постройки могла бы служить несохранившаяся церковь Рождества Пресвятой Богородицы с тремя престолами в уездном городе Мезень. Придел во имя сщмчч. Климента, папы Римского и Петра Александрийского помещался в южной апсиде, а придел прп. Алексия, человека Божия был северным.
Храм был разобран в 1935 году. В 2019-2020 гг. на его месте была возведена новая небольшая деревянная одноименная церковь.
Е. Двустенный алтарь
От берегов Мезени перенесёмся в другой конец нашей Родины - на Колыму. Это обширный район на северо-востоке Якутии. В природно-ландшафтном отношении район занимает обширную Колымскую низменность по которой протекают многочисленные реки, наиболее крупные из них - Алазея и Колыма. Немногочисленные сёла и деревни этого района, расположенные среди лиственничных лесов и небольших аласных озёр, не имеют сухопутных дорог сообщения - к ним до сих пор летом можно добраться только по воздуху или по воде, а зимой - по зимнякам.
На берегу реки Алазея, около 40 км ниже села Сватай, находящегося в Среднеколымском улусе (районе) республики Саха (Якутия) находится местечко Шатоба, в котором до сравнительно недавнего времени стояла небольшая деревянная церквушка. Здесь, в 1980 году побывал один из исследователей русского деревянного зодчества Александр Викторович Ополовников. Приводим цитату из его книги Деревянное зодчество Якутии: «... нигде, ни в одной православной церкви - каменной или деревянной - не приходилось нам видеть алтарь треугольной формы, срубленный, как в Шатобе, всего из двух стен, поставленных под углом друг к другу. ... А может быть в треугольной форме алтаря заложен какой-то отвлечённый и непонятный для нас смысл, скрытый в недрах условной и пока ещё неразгаданной символики?
... Церковь в Шатобе построена, по-видимому, в конце XVIII или в начале XIX веков. В её идейно-художественном образе прослеживаются некоторые черты упрощения архитектурных форм, традиционных для древнерусского деревянного зодчества, и вкрапление элементов, характерных для народных якутских построек. Чтобы убедиться в этом, достаточно увидеть оконные и дверные проёмы без наличников или глинобитную печь-камелёк. Всё это наводит на мысль, что церковь строилась местными мастерами, которые непринужденно сочетали традиционные приёмы русского деревянного зодчества (круглые бревна сруба, потолок на матицах, рубка наружных углов «в обло» и т.д.) с местными приёмами строительства, издревле здесь известными. Да и само время возведения церкви - рубеж XVIII-XIX веков говорит о том, что построена она, в отличие от Зашиверской церкви, уже не русскими землепроходцами, а их потомками, впитавшими в себя черты и русской, и якутской культуры. Для народного деревянного зодчества всегда была характерна композиционная свобода построек, как бы их неправильность. ... Как живописно, к примеру, размещены окна церкви. На южной стороне их три, причём одно - в трапезной. А на северной стороне окон нет совсем, лишь небольшие круглые отверстия в помещении собственно церкви. Такое неравномерное распределение окон - не прихоть строителя, а вполне обоснованный и продуманный прием: с южной стороны, откуда света больше - больше окон. Из-за асимметрии окон, их живого, будто бы случайного размещения, из-за светящегося в них, как в глазах, неба с подвижными облаками, постоянно меняющими свои оттенки, внутреннее помещение церкви, довольно низкое и ничем не приукрашенное, выглядит более приветливым, а южная его стена - как бы улыбчивой в отличие от монолитно-суровой северной стены. Такой приём неравномерного размещения окон на северной и южной стороне характерен для большинства древнерусских деревянных храмов. ... Но теперь об этом памятнике можно говорить только в прошедшем времени: летом 1981 года он сгорел от лесного пожара» - заканчивает А. В. Ополовников.
В этнографическом музее имени Е. С. Лаптева, который расположен в селе Ойусардах Среднеколымского района республики Саха (Якутия) храм, стоявший до 1981 года в местечке Шатоба был воссоздан в 1993 году в честь 350-летия основания Среднеколымского острога.
Продолжение главы следует.
Фото из интернета.
___
О Г Л А В Л Е Н И Е___