РУСЬ ДЕРЕВЯННАЯ. Церкви и часовни. Часть Х

Jan 01, 2023 10:00



Конструкция основных прирубов                               русских храмов

(продолжение)

2. Трапезные прирубы приходских церквей

Трапезная в приходском храме - это прируб с западной стороны основного объёма, первоначально служивший местом сбора прихожан перед богослужением. Здесь проходило их общение, кратковременный отдых для пришедших из дальних деревень, отмечались торжественные случаи, а также церковные праздники. В богослужении в то время трапезная не использовалась. Таким образом, по своей функциональности первоначально трапезная несла в себе сугубо мирскую роль. После Никоновской церковной реформы середины XVII века трапезная стала использоваться для увеличения площади церкви при большом числе молящихся, то есть как помещение для совершения литургии. Таким образом, трапезные потеряли свою самостоятельность и стали частью церковного помещения, а церковная компоновка здания храма претерпевает изменение - в трапезной стали размещаться придельные престолы храма. С этого времени они строились обычно по одной продольной оси основного объёма и крылись двускатной кровлей «на самцах». Постепенно в храмовой архитектуре складывается трёхчастная композиция «храм-трапезная-колокольня», хотя на Русском Севере ещё до вт. пол. XIX века строили отдельно стоящие колокольни.



Рельеф окружающей местности, ограниченность территории, наличие приделов в трапезной, стремление к выразительности постройки и другие факторы всегда диктовали изменения в традиционную архитектурную композицию, а поэтому сама церковная компоновка здания храма всегда претерпевала всевозможные изменения, подчиняясь канонам Церкви и желанию заказчика.

А. Простые трапезные (не имеющие престола)

К этому типу храмов относятся все однопрестольные церкви, а также церкви, в которых алтари размещены только в основном объёме или в востоку от него, а трапезная служит для увеличения площади моленного помещения.

Примером такого храма может служить небольшая зимняя церковь Покрова Божией Матери, построенная в 1794 году на бывшем погосте Зелёный Враг (ныне - урочище Зеленово Городецкого района Нижегородской области) и перевезённая в 1970 году в Нижегородский архитектурно-этнографический музей-заповедник «Щёлоковский хутор».



Церковь состоит из четырёх частей: крыльца, трапезной, освещаемой лишь волоковым окном, церкви с одним волоковым на северном и двумя косящатыми окнами на южном фасаде, пятистенного алтаря, рублённого из брусьев. Окна в алтаре поздние. Первоначально трапезная от основного объёма церкви была отделена стеной с дверью, но в конце XIX века стена была вырезана. Храм стоял на погосте вместе с летней деревянной церковью Воскресения Христова, построенной в 1720 году, которая к настоящему времени не сохранилась.

Б. Трапезные с внутренними престолами

Довольно часто, как было отмечено ранее, в трапезной располагаются дополнительные престолы. Для размещения в них алтарей требуется определённая площадь. При узкой трапезной и соблюдении нормального прохода в моленное помещение основного объёма храма, однопредельные трапезные часто строили с некоторым отклонением от продольной оси храма, естественно, расширяя боковую часть, у которой имелся придельный престол. Примером такого асимметричного храма может служить церковь Иоанна Златоуста (1665 г.) стоящая на Саунинском погосте (ныне д. Заляжье Каргопольского округа Архангельской области).



Двухстолпная трапезная была пристроена несколько позже с некоторым отступлением от продольной оси храма - с севера стена трапезной и церкви выполнена в одну линию, а южная, у которой размещается придел в честь прп. Алексия, человека Божия, имеет выступ. Над алтарём в трапезной была поставлена небольшая главка. Крыльцо храма так же было построено в южную сторону - к центру погоста. До середины ХХ века на Саунинском погосте находилась ещё летняя кирпичная церковь мчч. Флора и Лавра. На погосте сохранилась шестигранная «от пошвы» колокольня с шатровым завершением XVIII века.

* * *

Отвлекаясь от основной темы, необходимо упомянуть об интерьере трапезных, в которой часто находились резные столбы, поддерживающие потолок. Так, в описываемой церкви Саунинского погоста в трапезной находятся два резных столба.



Резьбой столбы украшали во многих храмах, но наибольшую художественную ценность они имели в дошедшем до нас фотографиях интерьера храма апп. Петра и Павла, стоящего с 1698 года на Пучужском погосте (ныне деревня Кондратовская Верхнетоемского округа Архангельской области). На архивном фото изображён интерьер трапезной, а справа - резной столб в интерьере основного объёма храма.



Сейчас в перестроенном храме размещается Пучужский краеведческий музей, интерьер полностью утрачен.

Резные столбы, находящиеся в основном объёме круглого ярусного храма, крытого шатром увидеть можно не часто. Они установлены в интерьере Никольского храма в Согиницах 1696 года постройки.



В. Трапезные с придельными храмами

Такие церкви являются продолжением развития трапезных с внутренними престолами, когда для придельного престола, расположенного в восточном углу трапезной, строится специальный объём со своим выделенным покрытием. Внешне это выглядит как «два-три храма в одном». Храмы этой группы были крайне редки и могли строиться только в крупных торговых и волостных сёлах с большими приходами и в уездных городах. В основном это церкви с двумя парными престолами в трапезной.

Примером такого храма может служить Благовещенская церковь, уже упомянутого нами выше, Турчасовского Посада, ныне д. Посад Онежского района Архангельской области.





План Благовещенской церкви в Турчасовском Посаде, арх. В. В. Суслов, вт. пол. XIX века

Обширная деревянная церковь на подклете, освящённая в 1795 году, один из лучших памятников онежского зодчества. В её облике нашли применение почти все формы покрытий, выработанные русским деревянным зодчеством: шатёр, куб, бочка. Зодчие сделали всё возможное, чтобы достичь впечатления величавости, торжественности постройки.Четверик основного объёма увенчан восьмериком под шатровом завершением. В углах четверика для украшения фасада были установлены декоративные теремки. К западу основного объёма примыкала обширная шестистолбовая трапезная с двумя приделами в углах восточной стороны, выделенные четвериками с кубоватыми кровлями, а с запада - высокое крыльцо на два всхода. С востока основного объёма был прирублен алтарь, крытый бочкой. В трапезной находились Михаило-Архангельский и Зосимо-Савватиевский приделы. Благовещенский храм сгорел в 1964 году от попадания молнии.

Г. Три отдельно стоящих храма с общей трапезной

Стремление сделать храм возможно более вместительным и привлекательным, а также иметь в нём несколько приделов, привело к возникновению особого типа церквей. Одним из ярких представителей этого направления является собор Успения Пресвятой Богородицы (1717 г.) в городе Кемь (республика Карелия). Он представляет собой группу из трех церквей: центральная - Успения Пресвятой Богородицы, южная - свт. Николая Чудотворца и препп. Зосимы и Савватия Соловецких - северная, построенных по типу «восьмерик на четверике» с шатровыми покрытиями, и связанные в одно архитектурное целое при помощи широкой трапезной, при этом вход в придельные храмы возможен из трапезной только через боковые проходы. Таким образом трапезная общего моленного помещения с придельными храмами не имеет, т.к. стоя в трапезной, богослужение в придельном храме не видно, в отличии от рассмотренной выше Благовещенской церкви Турчасовского Посада.

Относительно небольшая высота трапезной собора в Кеми подчеркивает самостоятельный характер двух башнеобразных шатровых приделов и самого храма. При этом основной объём собора господствует над всеми остальными. Тем не менее, вся эта группа отдельных храмов-приделов всё же является одной церковью, т.к. придельные храмы напрямую соединяются с общей трапезной. Вход с улицы в трапезную ведёт через красивое крыльцо на два всхода, а ранее ещё были отдельные входы в боковые храмы.





План Успенского собора в Кеми, арх. В. В. Суслов, вт. пол. XIX века

Кемский собор постановлением Карельского ЦИК был закрыт 26 июня 1936 года. Фрагментарно реставрирован в 1960-х годах по проекту и под руководством архитектора А. В. Ополовникова. В 1976-1979 годах была восстановлена центральная глава собора, отремонтирована кровля, произведена биоцидная пропитка всех конструкций. В 2016 - 2020 годах проводилась полноценная реставрация методом полной переборки. Сейчас действующий Успенский собор в Кеми находится в Костомукшской епархии.

3. Храмы без трапезных прирубов

Когда приход небольшой и помещение основного объёма хватает для всех прихожан трапезные прирубы в храмах могли не строится. Иногда такие храмы служили в приходах в качестве зимних при больших летних церквах или приписные в отдалённых деревнях прихода. Это были обычно небольшие деревянные храмы, вход в которые устраивается через притвор, или даже через крытое крыльцо.

Примером безтрапезного храма может служить однопрестольная клетская церковь Рождества Пресвятой Богородицы, стоящая в селе Лиственка Бокситогорского района Ленинградской области. Село находится на левом берегу реки Колпь (приток Суды, Волжский бассейн).



Храм был построен в 1599 году крестьянином Д. Тимофеевым в отдалённой деревни Лиственка прихода Успенской церкви села Коробище, отстоящей от приходского храма 12 вёрст. Церковь Рождества Богородицы имеет традиционное для северо-западных земель России каскадное покрытие основного объёма и алтарного прируба. Во внутреннем убранстве храма сохранился резной тябловый иконостас.

Обновлялась постройка в 1720 году. До 1917 года село Лиственка (Сахарово тож) находилось в Верховско-Вольской волости Устюженского уезда Новгородской губернии. Службы в храме из-за ветхости не велись - в 1908 году рядом был построен новый одноименный также однопрестольный деревянный храм (не сохранился), а эта церковь работала как часовня. В 1990-1991 годах церковь была отреставрирована в формах XVI-XVII веков и сейчас она действующая.

4. Притвор

Притвор - это пристройка перед входом в храм, западная часть храма, расположенная между его основным помещением (основным объёмом или трапезной) и выходом на улицу, аналог сеней. В древности здесь могли находится все - от язычников до еретиков для слушания слова Божия и поучения. Здесь устраивалась купель для крещения.

Первоначально в русских храмах часто притворов не было. Это связано с тем, что людей крестили, как правило, в младенческом возрасте, а крещение взрослых иностранцев было не так часто, чтобы ради этого делать притворы. Те христиане, которые за греховное поведение или проступки получили епитимию (церковное наказание), стояли некоторую часть церковной службы у западной стены храма или на паперти. В дальнейшем в русских храмах перед входом в церковь стали строить притворы.

Притвор в современном русском храме - это чаще всего, то место, где люди могут написать записки, оставить верхнюю одежду, место, где можно просто пообщаться. Он устраивается или по всей ширине западной стены храма (трапезной), или, что бывает чаще, ýже неё. Иногда притвор может располагаться под колокольней, если она вплотную примыкает к храму. Притворов в храме может быть несколько, в том случае, если у храма имеются несколько входов - с северной и (или) южной сторон. Притвор, расположенный за крыльцом, хорошо виден на фото Успенского собора в Кеми, а с боковой стороны храма - на плане Благовещенской церкви Турчасовского Посада показана под номером 6′.

5. Галерея-гульбище

Галерея-гульбище (галерея) в русской храмовой и гражданской архитектуре - терраса, устроенная вокруг здания или его части обычно на столбах или выпусках (консолях). Во втором случае их называли «висячие». Галереи устраивались на уровне перекрытия подклета. В церквах не имевших подклетов гульбища делали редко.

Галереи делаются с одной, двух или с трёх сторон храма; с восточной (алтарной) стороны галереи не устраиваются. Наружная стена обычно делалась не рубленой из брёвен, а «забиралась в столбы», то есть основу составлял каркас из нижних и верхних бревенчатых обвязок и стоек между ними. В верхнюю обвязку врубались стропила односкатной кровли.

На высоте груди человека в стойки врубали горизонтальные бруски, образующие «подлокотник», ниже которого пространство между стойками забирали горизонтальными или вертикальными рядами досок или балясником. Чаще всего забирка между стойками делалась «в косяк», так как в этом случае получалось меньше щелей от усушки досок, да и внешне такая обшивка смотрится красивее. Гульбища могли быть открытыми или закрытыми. Закрытые гульбища зашивались досками «в косяк» на всю высоту. Они делались или совсем глухие, то есть без окон, или же в зашивке устраивались окна с задвижками.

Гульбища в деревянной архитектуре играли роль паперти, поэтому на Русском Севере их называли «нищевиками».

Примером храма с открытой висячей галереей может служить Никольская церковь, построенная в 1766 году в селе Глотово и перенесённая в 1960 году Суздаль.



6. Крыльцо и паперть

Крыльцо - наружный настил перед входной дверью, обычно под навесом, со ступенькой или лесенкой. Эта конструктивная часть постройки широко применяется в русском деревянном зодчестве при строительстве храмов, сельских жилых и хозяйственных построек. Крыльцо, обычно это целое произведение искусства, украшающее церкви и другие постройки, часто служащее парадным фасадом здания.

Открытое или закрытое крыльцо и площадка перед входом в храм, возвышенная по отношению к уровню земли, называется папертью. Они в церквах могут находится как с западной, так и с боковых сторон храма.

Мы постараемся рассмотреть все типы крылец, используемые как в храмовом, так и в гражданском зодчестве, чтобы в главе «Сельские жилые дома» не возвращаться к этой теме.

Форма крылец деревянных построек, главным образом, зависела от того, как эти здания были построены: стояли ли они на высоких подклетах, или на низких, а чаще - просто на земле.

А. Крыльца в постройках с низким подклетом или без него

1. Простое крыльцо с навесом

Крыльцо представляет собой навесы, поставленные на простых или резных столбах, защищавшие паперть от неблагоприятных погодных условий. К крыльцу вело обычно две - четыре ступени; между столбами иногда врубались подлокотники. Примером этого типа может служить боковое крыльцо церкви Троицы Живоначальной в Наташине (ныне - г. Люберцы Московской области).



2. Крыльцо-балкон

Крыльцо под балконом является одним из видов низкого крыльца. Такие крыльца, объединенные с выступающими над ними балконами, служившими навесом над входом в дом. В храмовом зодчестве они не использовались, а были распространены только в двухжильных сельских домах Олонецкой губернии (ныне - республика Карелия) и в городском деревянном зодчестве. Один из таких городских домов находится в Татарской слободе Томска. Он был построен в 1850-1860-х годах.



Б. Крыльца в постройках с высоким подклетом

С XIV века в северных и центральных районах страны под храмами стали устраивать подклеты, которые ещё называли подцерковья. Это позволяло поднять основной сруб храма над землей и получить дополнительные служебные и хозяйственные помещения, а в отдельных случаях и дополнительный нижний (обычно, тёплый) храм. Кроме того, пол в храме перестал промерзать, увеличивалась общая высота церкви, храмы стали выглядеть более монументальнее.

Появление подклета потребовало устройства крылец и лестниц для подъема на уровень пола постройки. В зависимости от количества лестниц, которые называются «всходами», крыльца могли быть одно- или двухвсходными. Двухвсходные крыльца располагались, как правило, вдоль стены западного фасада. Одновсходные могли устраиваться и вдоль северного и южного фасадов храма. Когда лестница шла не вдоль стены, а на некотором расстоянии или перпендикулярно к ней, то такое крыльцо называлась «на отлёте». Площадки, на которые приходили всходы, называются рундуками. Их делали на выпусках или опирали на столбы. Иногда под рундук ставили отдельный сруб. Всходы накрывали односкатными кровлями вдоль марша. Над рундуками делали двускатные кровли и покрытия в виде бочки или шатра.

1. Крыльцо на ряже

Крыльцо, в основании которого лежит рубленый сруб-ряж, на котором установлены столбы несущие крышу крыльца. Такие крыльца явление древнее и широко распространенное. Фасадная часть крыльца от проникновения влаги и живности закрывалась досками. Одно из таких крылец было установлено в 1605 году у входа в Богоявленскую церковь села Чёлмужи Медвежьегорского района республики Карелия.



* * *

Довольно часто с западной стороны храма крыльца на два всхода украшались балясинами, но они, как правило, до нашего времени не дожили. У сохранившейся Никольской церкви (1638 год) Малошуйского погоста (ныне - д. Абрамовская Онежского района Архангельской области) до сер. ХХ века находилось крыльцо с балясинами, а верхняя площадка была крыта бочкой, не имеющей стенки на переднем торце.



Подобного рода завершения крылец были в деревянном дворце царя Алексея Михайловича в селе Коломенское (ныне - Москва), а в каменной архитектуре мы встречаем их на Благовещенской церкви подмосковного села Тайнинское (ныне - г. Мытищи).

2. Крыльцо на одном столбе

Крыльцо, поддерживающая часть площадки которого состоит из нескольких обтесанных балок, уложенных в глубокую проушину столба-основы и связанных со стеной дома. В качестве примера мы приведём крыльцо дома А. В. Щеголева (1826 г.) в музее «Малые Корелы», перевезённый из д. Ирта Ленского района Архангельской области.



3. Крыльцо на двух и более столбах

Столбы крылец этого типа держат входную площадку и навес. Кровля над крыльцом делалась двухскатной с фронтоном, или односкатной с уклоном от стены.

Крыльцо такого типа можно увидеть в музее «Малые Корелы», куда был перевезён с дом Н. Лимонникова (н. ХХ в.) из д. Ёлкино Мезенского района Архангельской области.



4. Крыльцо на выпусках

Выпуски этого крыльца держат входную площадку и навес. Лёгкие висячие крыльца, как бы взлетают в воздух и парят на фоне неба и над гладью озера. Это очень хорошо продемонстрировал плотник, соорудивший шатровую Успенскую церковь (1774 г.) на Кондопожском погосте, до недавнего времени украшавшую берег Онежского озера. Храм сгорел 10 августа 2018 года.



5. Крыльцо «на отлёте»

Такое крыльцо ставили на некотором расстоянии, то есть выдвигали вперёд перед зданием. Крыльцо имело 2-3 лестничных марша с площадками (рундуками) Лестница от земли ведёт вначале на особую площадку, стоящую на рундуке, а отсюда другая лестница ведёт в храм или на галерею.

Примером крыльца «на отлёте» может служить Георгиевская церковь Поцкого погоста Тарногского района Вологодской области. Первоначально храм был построен в 1700 году, но перед перевозкой в Архитектурно-этнографический музей Вологодской области "Семёнково" постройка пришла в негодность. Поэтому в 2005 году в музее он был воссоздан из нового материала.



В русском деревянном зодчестве строились также крыльца с прирубом и с тамбуром, но их применение было нечастым.

В. Паперть-трапезная

Открытое или закрытое крыльцо и площадка перед входом в храм, возвышенная по отношению к уровню земли, называется папертью. Они в церквях могут находится как с западной, так и с боковых сторон храма.

Иногда паперти выполняли роль трапезной. В большие церковные праздники, когда в храм сходилось на поклонение местной святыни много людей, приехавших или пришедших крестным ходом из других приходов, больших и малых городов, а он не мог вместить такое количество людей, то возле храма, к западной его стороны, пристраивалась обширная открытая паперть, значительно превосходящая по площади сам храм. По окончании торжеств, чтобы она не мешала размеренному ритму жизни населённого пункта, такую паперть разбирали до следующего подобного мероприятия.

Всё вышесказанное относилось и к храмам, стоящих в военных лагерях. Во время сборов и учений с большим числом призванных военнослужащих, когда на церковные службы приходило много людей, к храму также пристраивали паперть. Примером такой воинской церкви мог бы служить ныне утраченный храм Спаса Преображения при летнем лагере Иркутского резервного батальона.



Церковь была построена в 1887 году (по другим сведениям в 1890 г.) на средства, собранные генерал-губернатором Восточной Сибири и командующим войсками Восточно-Сибирского военного округа Дмитрием Гавриловичем Анучиным. Располагалась она в четырех верстах к востоку от Иркутска, вверх по р. Ушаковке, на территории батальонных лагерей и была приписана к Александро-Невской батальонной церкви.

Если говорить о самом храме, то он относится к редкому типу деревянных церквей «под колоколы». Ярусный центрический храм с щипцовым завершением фасадов имеет небольшую трапезную под высокой клинчатой кровлей и, видимо, аналогичный алтарь. На центральную вертикальную ось храма поставлен восьмерик звонницы, завершённый шатром с граненой луковичной главкой. Храм окружала открытая галерея на фигурных столбиках.

Деревянная церковь представляла собой образец «ропетовского» направления русского стиля, характерного для конца XIX века. Постройка имела большую декоративность с обилием и красочностью орнаментики. В оформлении поверхностей стен и кровель постройки использовался принцип многократности повторов мотива несложных узоров.

Продолжение главы следует.

Фото из интернета.

___ О Г Л А В Л Е Н И Е___

Русь деревянная, деревянные храмы, деревянное зодчество

Previous post Next post
Up