Бриллианты во тьме

Nov 08, 2012 00:29

Перевела интервью с Эстес, точнее, подкаст программы "INSIGHTS AT THE EDGE". Речь в нем идет о цикле передач "Матерь Ночь: умение видеть в темноте", который не переведен на русский, но все, кому интересно, могут скачать здесь или заказать диск по почте. Оригинал статьи

Стенограмма беседы Тами Саймон и Клариссы Пинколы Эстес на радио «Sounds True».

Тами Саймон: Вы слушаете подкаст «Озарения на краю». Сегодня мы поговорим с доктором Клариссой Пинколой Эстес - всемирно известным ученым, поэтом, чье творчество было отмечено многочисленными наградами, дипломированным юнгианским психоаналитиком и la cantadora (так называют хранителей старинных историй в латинской традиции). Ее международный бестселлер «Бегущая с волками: Архетип Дикой женщины в мифах и сказаниях» продержался в списке бестселлеров New York Times 145 недель. Доктор Эстес ведет блог, в котором пишет про политику и культуру; она также является колумнистом  The National Catholic Reporter online (тематика - «Духовность и культура»). На портале SoundsTrue.com выходит цикл онлайн-передач «Матерь-Ночь: умение видеть в темноте». Наш сегодняшний разговор, которому я хотела бы дать название «Бриллианты в темноте», станет своего рода предварительным обзором этого цикла.


Кларисса Пинкола Эстес: Привет, Тами.

Т.С.: Приветствую, Кларисса, добро пожаловать в нашу передачу.

К.П.Э.: Да, спасибо!

Т.С.: Я тут подумала, готовясь к разговору: когда мы в последний раз вместе выходили в радиоэфир?

К.П.Э.: О, боже!

Т.С.: Нет, ну на самом деле - уже больше двух десятилетий тому назад!

К.П.Э.: Это правда.

Т.С.: Двадцать два года назад.

К.П.Э.: Правда-правда (смеется).

Т.С.: В любом случае, я очень рада снова беседовать с вами.

К.П.Э.: Спасибо, Тами, взаимно.

Т.С.: Подумать только, двадцать два года!

К.П.Э.: Да… Вы тогда были еще совсем ребенком. Помнится, ваши наушники казались больше, чем вы сами. Но времена меняются! Сейчас наушники - такая незаметная вещь…

Т.С.: Так вот, сегодня мы говорим о вашем новом произведении, «Матерь Ночь», которое стало основой для серии онлайн-передач на нашем сайте. Для начала поведайте, пожалуйста, нашим слушателям, что вы подразумеваете под словосочетанием «Матерь Ночь»?
К.П.Э.: В передачах из серии «Матерь Ночь» содержится та же самая идея, о которой мы с вами говорили почти двадцать лет назад. Эта концепция основана на том, что многие вещи… Несут в себе творчество, исцеление, изобретения и решения для реальных, насущных земных вопросов. И что все это на самом деле выходит из тьмы, из ниоткуда, из-за вашего плеча. Выкатывается из уголка вашего глаза. Оно приходят из бессознательного, из той части Психики, где содержится не только мишура вроде наших причуд и странностей, истерзанных клочьев памяти и так далее, но также хранятся великие Дары: озарение, интуиция, знания… Мы называем все это сверхъестественным только потому, что оно не принадлежит сознательному уму. «Матерь Ночь» есть метафора интуитивной души, той феноменальной силы, которая от рождения дана каждому человеку. Это сила дает нам возможность знать - не будучи уверенными наверняка - как поступить, куда идти дальше, всеми правдами и неправдами, наугад, руководствуясь сновидениями, внимая историям, в которых сокрыты волшебные тайны… Видеть подсказки, которые задают направление пути герою или героине… То, что может быть предано земле… Все это есть в нашей повседневной жизни.

Т.С.: Вы сказали «внимая историям» - а как это может нам помочь проникнуть в подсознательное, в темноту?

К.П.Э.: Согласно концепции коллективного бессознательного, у всех нас есть схожие «переплетения» в психике, так сказать, единая сюжетная линия души. Многие люди так или иначе знают об этом, в частности, такими представлениями обладают дикари, которым это было известно задолго до Фрейда и Адлера. Все мы «знаем» некий героический миф, героическую сюжетную историю, сценарий, с которым рождаемся. Мы постепенно изживаем этот сценарий: встречаем определенных людей, присматриваемся к знакам и прислушиваемся к мечтам, чтобы в конце концов понять, на более глубоком уровне, значение неудач и крутых поворотов судьбы… Все это проявляется в жизни помимо нашей воли, потому так важно уметь вовремя сориентироваться и понять, как с этим бороться… Как трансформировать эти проблемы, как воспользоваться ими, чему у них можно научиться, чтобы сотворить из на первый взгляд небагоприятной ситуации нечто новое.

В этом коллективном бессознательном сокрыты первичные структуры сказки. Именно потому, что они есть внутри каждого из нас, людям так близки истории, мифы, легенды - любая история, которая имеет начало, середину и конец, и обязательно - какой-то кризис. Когда герой или героиня совершают подвиг, как правило, заплатив за него большую цену, или сначала теряют нечто важное, но затем получают возможность вернуть заветную вещь. Нечто было потеряно, но затем вернулось чтобы помочь, восстановить, исцелить - когда нам рассказывают про это, мифотворческая часть нашей души очень внимательно прислушивается… Словно для того, чтобы взять себе что-то «на заметку», иногда душа таким образом учится.

Когда сказка сказывается, наше эго, которое в обычной жизни ежеминутно достает нас вопросами, желаниями, как бы отходит на второй план. Слушает душа. Душа, если можно так выразиться, это наш прародитель, это… радиостанция Психики, которая может видеть, чувствовать, слышать, по-своему истолковывать сказочный сюжет… Может применить его к нашей собственной жизни, отправить нас «назад к земле». Это выражение, «назад к земле», довольно редко встречается в моих работах, ибо существует множество глупых интерпретаций по поводу ее значения. Мой клинический и персональный опыт указывает на то, что хотя бы один раз можно обратиться к земле, опустить идею в землю… Как только вы опускаете идею «в землю», она становится чем-то, что вы можете использовать и так, и сяк, и в конце концов найти для этого применение в своей жизни. Использовать идею, чтобы обогатить свою жизнь, углубить, понять про нее больше, проникнуть в смысл, познать идеал вашей жизни и так далее.

В сюжетной линии сказки всегда присутствует конфликт. Все может начаться довольно беспечно, или наоборот, с несчастья, когда герои осиротели, их родителей убили, дом сгорел, и ничего не осталось, кроме маленького ребенка на дороге, предоставленного самому себе. И наоборот: сказочная история может начаться с того, что герой рождается в замке, сразу имеет лучшее, что только можно пожелать… Но потом по сюжету что-то обязательно пойдет не так, произойдет что-то волшебное, что-то очень необычное…

Бедный старик, коротающий дни со своей сварливой женой, однажды поймал золотую рыбку. Та пообещала старику исполнить любое желание. Волшебство в этой сказке начинается с чего-то, символизирующего элемент бессознательного: старик и старуха, которые бедны. Им суждена встреча с волшебным существом, после которой их жизнь уже не будет прежней. Когда мы слушаем историю вроде этой, в тот самый момент, когда появляется рыбка и обещает: «Отпусти меня, я исполню любое твое желание» - мы вдруг понимаем, что в нашей собственной жизни случаются такие моменты, и не единожды, когда нас подбивают на сделку. Просят что-то отдать, обещают, что взамен мы получим нечто… Может, мы согласимся, может, и нет, а может быть, поступим, как старый рыбак. Он очень добрый, он говорит: «Нет-нет, спасибо, не стоит. Я отпущу тебя просто так. Ты не обязана мне что-то давать взамен».

Но когда старик приходит домой и рассказывает жене о том, что встретил говорящую рыбку, которая обещала выполнить желание, его жена словно сходит с ума. Она кричит: «Как ты мог? Как ты смел? Посмотри, мы живем впроголодь! У нас ничего нет!». И что-то в нас отлично понимает чувства старухи. Потому что где-то в укромном месте нашего бессознательного, в истории нашей собственной жизни есть нечто, что вторит ей: «Лучше бы я поймал это! Как ты смел упускать такую возможность? Она должны была достаться мне! Вы только посмотрите, как мы теперь должны жить. Это ужасно».

В аналитической психологии есть представление о том, что все архетипические характеры находят отражение в индивидуальном уме и сердце. Согласно этому утверждению, образы мужа и жены в «Сказке о рыбаке и рыбке» - не что иное, как части души, которые борются за выживание. Но в то же самое время наша душа имеет мистическое, волшебное знание, «доверителя», который помогает ей преобразиться, приобрести новое качество. рагоценная рыбка живет в глубине и редко показывается на поверхности. Старик представляет собой некий аспект нашей души. Он добросердечен, хочет всегда быть хорошим и трудиться изо всех сил. Но этого недостаточно для мира конкуренции, аргументации и дебатов. Эта часть нашей души хотела бы жить как можно проще и спокойнее. Но есть и другая часть души: она раздражительна, чувствует себя незаслуженно обделенной властью и не принимает вещи такими, каковы они есть. Всегда есть кто-то постоянно чем-то недовольный. И вот перед нами конфликт, характерный для многих, многих историй человеческой жизни. Наиболее ценным из всей этой истории является «невидимое сокровище». Некто (не лентяй, но из тех, что все пропускает сквозь пальцы) пока не осознает, что отношения с этим потаенным сокровищем создадут нечто великое, перевернут историю… То есть потенциально может случиться что-то полезное и хорошее.

Т.С.:  Слушая истории вроде этой, доктор Эстес, я могу представить то, что вы имеете в виду, когда говорите про эгоистическую часть нашей персоны, которая спит крепким сном. И эта другая часть меня тоже начинает слушать, видеть картинки и т.д. Но вот что мне любопытно: что происходит с вами, одним из самых уважаемых сказителей в мире, когда история приходит через вас? На что это похоже?

К.П.Э.: Хороший вопрос, мне таких еще не задавали. Думаю, что в эти моменты я чувствую себя невидимой, видима только история… Не могу сказать, чтобы я размышляла о каждой следующей строке… Потому что это непредсказуемо. Не могу также сказать, чтобы я планировала, как история будет развиваться, помимо ее основного костяка, известного заранее. И, в то же время, у меня возникает ощущение сродни тому, что приходит к людям во время медитации или глубокой молитвы. Часто я даже не осознаю, сколько длился рассказа. Потом сама удивляюсь: прошло или совсем мало, или гораздо больше времени, чем мне казалось. Но существует некий внутренний период времени, когда ты особо ощущаешь каждую часть истории, особо выбираешь нужный момент, чтобы обратиться к ней.

Я надеюсь, что принадлежу к тем рассказчикам, которые глубоко переживают происходящее в истории, а не потворствуют своему эго: «Эй, послушайте эту расчудесную историю, она так красива и интересна, не правда ли?». Смысл происходящего намного глубже, потому что, как я это вижу, моя душа говорит с душами слушателей. В такие моменты «сказка сказывается сама по себе», как если бы рассказчик действительно стал невидимкой. Вы можете по-прежнему видеть и слышать его, конечно же, но он не присутствует рядом с вами в том смысле, как если бы можно было пойти и найти его телефонный номер, чтобы, скажем, заказать пиццу с ананасом. Понимаете?

Т.С.: Мы продолжаем нашу беседу про цикл онлайн-передач «Матерь Ночь: умение видеть в темноте». Вот вы говорите о том, что ваша манера рассказывать - это своего рода способность «видеть в темноте». А можно ли это передать другим людям?

К.П.Э.: Да, конечно. Каждый из нас имеет врожденную способность к такой сверхчувствительности. Например, кто-то знает, что человек собирается сказать, прежде чем он это произнесет. Или знает, что кто-то намеревается поцеловать тебя, прежде чем тот сделает первое движение. По первому взгляду на детей узнает, какое у них настроение, когда они только переступают через порог. Такие люди чувствуют, каким путем следовать, куда идти, налево или направо. Чувство приводит их туда, куда предназначено, как бы далеко они не забрели. Интуиция и инстинкты помогают нам обрести цельность, способность исцелять самих себя, дают наставления, что для этого нужно сделать. Что надо сказать, чтобы успокоить людей, помочь им, исцелить их. Учат, как прикасаться к людям - физически - так, чтобы разбудить их душу. Чтобы люди чувствовали себя защищенными и желанными, а не разбитыми и замерзшими. Тем не менее, у большинства из нас - раненые инстинкты. Раненая интуиция. Потому что наша культура является высококонкурентной, она построена так, чтобы делать из людей конкурентов. Нас заставляют добывать деньги и таким образом осуществлять свою власть. Нас заставляют быть лучшими из лучших, чтобы другие отдавали нам дань уважения. Прыгнуть повыше, пробежать дальше, стать больше, выше, шире кого бы то ни было. Все это конечно хорошо, только в меру, и только для тех, кто видит во всем этом смысл. И все же наша душа не заинтересована во всех этих усилиях, если они не несут глубокого знания. Душе интересно иметь такие взаимоотношения с жизнью, чтобы она могла полноценно проявляться в ней, опоясывать ее, кормить, советоваться с ней.

Золотая рыбка из сказки - это La que sabe, Та, что знает: в каком направлении идти, что делать дальше, всегда все продумывать на шаг вперед. И когда это волшебное качество в персоне ранено, как позже в истории будет ранена золотая рыбка, то связь между мудрым миром души и человеком нарушается.

В сказке жена рыбака требует от мужа, чтобы тот продолжал просить у рыбки все больше и больше. Она заставляет его вернуться в открытое море, позвать рыбку и передать ей, что желает быть королевой. Старик сопротивляется, но она принуждает его. Говорит, что больше не будет его любить. Делать ему нечего, он выходит в море и зовет рыбку. Рыбка ему отвечает: «Иди домой, все будет сделано». Вернувшись домой, старик видит на месте хижины дворец, придворных, шутов. Там солдаты и его собственная жена с огромной короной на голове. Но новоявленная королева по-прежнему несчастна и снова посылает старика в море. Говорит ему: «Иди, скажи рыбке, что я хочу стать владычицей морскою». Старик пытается ее отговорить, но все без толку. Образ старухи представляет собой наше эго, которое никогда не может быть удовлетворено. Оно постоянно нашептывает нам: «Я должно быть важным. Я должно быть большим. Я должно быть конкурентоспособным» и т.д. Старуха следует по неправильному пути… ибо никто, ни одна душа, не может существовать с таким доминирующим эго. Душа тогда просто-напросто сбежит от собственной личности.

Когда душа под натиском эго-тирана слабеет, в традиции curanderismo такое состояние означает, что душа буквально выбита из личности… Что ее оттолкнули прочь действия личности… Так или иначе, душа сначала отодвигается немного в сторону, а подчас уходит далеко, очень далеко. Ее необходимо позвать обратно, чтобы душа воссоединилась с остальными частями психики. Тогда разум и сердце снова станут видеть глазами души, чувствовать душой, мыслить категориями души, вместо того, чтобы довольствоваться мелочным существованием эго. Восстановятся корни, питающие человеческое бытие.

В сказке жена рыбака, как известно, в итоге опять посылает мужа в открытое море, и велит ему на этот раз сказать рыбке, что она хочет стать Богом. Старик выходит из себя: «Ты не можешь быть Богом!», - возражает он ей. «Еще как могу!», - отвечает она. - «Рыбка же обещала исполнить любое мое желание. Так вот, я хочу быть Богом». Бедный рыбак вынужден опять выйти в открытое море, где разыгрался ужасный шторм. Черные волны забирались за борта лодки, угрожая смыть старика в пучину, пока он звал рыбку в полуночи: «Камбала, камбала в море, жена моя хочет говорить с тобою». И тогда рыбка приплывает, поднимается перед ним на кончиках плавников на самой вершине темно-зеленой волны. Но золотая рыбка истекает кровью. Ярко-красная кровь льется вниз по зеленой волне в глубины штормовых вод. Рыбка кричит ему через бурю: «Ну, что еще?». Старик ей отвечает: «Моя жена хочет быть Богом». И рыбка уплывает, напоследок сказав: «Передай ей, что это уже слишком». Зеленая волна становится кроваво-красной, рыбка скрывается под водой. Старик отправляется домой, а море успокаивается. Шторм окончен. На берегу рыбака ждет его старая жена возле разбитого корыта - все, как в начале сказки.

Метафора «волшебного  существа» в этой истории такова: душа изранена, она болит и кровоточит, когда эго начинает доминировать и человек идет неверным путем, думая только собственной важности, заботясь только о том, что подумают окружающие. Мы не привыкли считать свою душу чем-то наиважнейшим в этом мире - обычно из-за окружающей культуры, но часто и из-за образования. Магия души, этой волшебной сущности, которая может видеть в темноте, была в нас сломлена, лишена внимания, пристыжена, недооценена как нечто абсурдное или недостаточно существенное. Все это заставляет волшебное существо кровоточить во время бури на самой высокой волне шторма, выкрикивая: «Ты не можешь просить у меня большего! Я не позволю убить себя. Все кончено. Ты просил слишком много».

Эго, которое до сих пор требовало расширить себя во временном мире до богоподобных рубежей, теперь возвращается к тому, что сначала может показаться нам предыдущим бедственным состоянием мышления. Тем не менее, теперь у человека будет шанс очиститься от скверны и обратиться к тому, что является наиболее значимым для души. Аппетиты эго обычно находятся вне зоны досягаемости души. Душа не может их обнаружить, потому что идеи эго не имеют в душе корней, не имеют сути. Умение видеть в темноте подразумевает всегда зорко смотреть за тем, в чем суть идеи, где ее корень. Когда вы обретаете способность видеть в темноте, корни большинства вопросов распутываются сами собой. Вы сразу понимаете, что заслуживает протеста, защиты, сопротивления, воссоздания, ковки. Так, суть этой сказки скрыта под морем, под водой, она сконцентрирована в образе волшебной рыбы. Таинственные и мудрые силы души нужно всегда искать в глубине, а не на поверхности. Когда эго претендует на то, чтобы стать центром психики, люди становятся невероятно неоригинальными, нетворческими, живут «на автомате», повинуются стремлению «выглядеть подобно» чему-то, но не действительно «быть чем-то» по сути, в глубине.

Т.С.:  Могу себе представить, что кто-то из слушателей сейчас скажет: «Ну, знаете ли, я где-то посередине. Отчасти я конечно чувствую свою душу, но какая-то часть словно исчезла. Я знаю это, судя по моей личной конкурентоспособности, заинтересованности в материальных вещах, эгоизму и т.д. Так что я где-то посередине». Вы упомянули про curanderismo - объясните пожалуйста нашим слушателям, что это такое и как это может им помочь?

К.П.Э.: Одна из серий «Матери Ночи» как раз посвящена традиции curanderismo. Это одно из древнейших искусств целительства, оно пришло из латиноамериканской традиции. Возможно, частично оно происходит из сефардского иудаизма, который переселенцы привезли из Испании в так называемый «новый мир», Мексику и другие страны Центральной и Южной Америки. Там оно воссоединилось с обычаями африканских рабов, привезенных на восточное побережье полуострова Юкатан. В Мексике, например, традиция curanderismo перемешалась с древними практиками аборигенов, живших здесь до испанского завоевания (из пятисот ранее существовавших сейчас сохранилось менее чем две сотни племен).

Принципы исцеления в традиции Curanderismo основываются на том, что каждый человек рождается с неким организатором, знающим существом, «Той, что знает», находящейся в центре своей души. Наша природа отчасти божественная, отчасти человеческая. Это соответствует различным религиозным представлениям о том, что в каждой личности есть искра Божья. Поэтому не стоит забывать о том, что человеческий аспект личности не должен затмить собой божественный. Наоборот: божественное ведет, а человеческое следует. Вот так.

Curanderismo фокусируется на том, что может быть видимо на поверхности: набор «симптомов» и диагнозов, которые имеют отношение к состоянию души. Все это указывает на то, что душа живет с завязанными глазами, заблуждается, что человек забыл о ней… Например, одно из плохих условий для жизни души называется mal ojo - «дурной глаз». Это может означать множество вещей, включая слабость духовного зрения. Такое случается с теми, кто смотрит на жизнь с цинизмом. Когда-то он стал «разочаровавшимся идеалистом» и решил прикрыться своим цинизмом как защитной броней. Но когда он так поступает, то буквально ослепляет свою душу. Цинизм накладывает светонепроницаемую повязку на глаза души, так, что человек больше не может смотреть на происходящее с духовной точки зрения. Его душа не может говорить с ним о том, что видит, потому что циничное эго доминирует, а глазки у эго узкие, как щелочка - вот что такое mal ojo. Циник без суда и следствия решает, что люди думают не то, о чем говорят вслух, что исцеление недостижимо, что смысл не имеет смысла и т.д. У цинизма много аспектов. Но вкупе все это и означает «иметь дурной глаз», потерять веру в доброту людей, чистоту души и в самого Создателя.

Curanderismo предлагает срочное вмешательство и препараты для лечения таких людей. Так же, как в буддизме, католицизме, иудаизме и мусульманстве, в этой традиции есть переориентирующие, укрепляющие и очищающие практики, которые человек обязуется выполнять ежедневно, чтобы преобразовать свое «я» в высшее «Я», в альма-матер, вместо того, чтобы позволять своему ослепленному эго, этой маленькой обезьянке, каждый день веселиться. Такие профилактические и переориентирующие практики особенно важны, потому что эго, как известно, привлекается яркими блестящими безделушками. Как сорока, которая хватает все, что блестит. А душа привлекается теми вещами, которые не блистают в свете дня, остаются в темноте, ожидая, когда же невидимое сокровище будет найдено. Духовная практика всегда напоминает нам, что мы - сокровище. «Охота за сокровищем» - подходящая метафора для тех, кто изучает различные методы лечения. Отправиться за сокровищем, поднять его на поверхность, обернуть его вокруг себя, использовать все его составляющие, чтобы творить, заводить дружбы и создавать союзы, исцелять землю, себя, друзей и свою семью, и так далее. Когда мы движемся по жизни без этого сокровища, без водительства души, то мы буквально идем вперед пятками, с повязкой на глазах и затычками в ушах… Тогда все, что мы слышим, обращается в дисгармоничный хор вещей, которые якобы «самые важные».

В юности я прочитала одну не самую известную работу Юнга, «Цивилизация в переходный период». Десятый сборник юнгианского собрания сочинений стал одной из причин, по которой меня в дальнейшем привлекли его работы. Потому что мне показалось тогда, что это книга об отчуждении. Я почувствовала это очень хорошо, потому что я была окружена этим, это было во мне самой. Если сказать, что отчуждение - это заболевание, то я была больна отчуждением от самой себя. И до сих пор я считаю, что это самая замечательная вещь из всего, что написал Юнг. В ней он рассказал о том, как вернуться к великой Самости, главному «Я», как он это называл. Я же понимаю это как лучистую часть Творца, искру божественной творческой жизни, которую мы несем в себе. Она должна воссиять в нас, чтобы мы могли рассмотреть то, что было нами потеряно, восстановить это, получить возможность работать в полную силу, приподнявшись над землей. По моим наблюдениям, это все означает, что личность обязана, в некотором роде, повернуться спиной к массовой культуре/субкультуре, в которой она была воспитана, исследовать ее снаружи… Разорвать связи, которые не питают душу, которые питают только эго, делают его все больше и больше, пока оно не станет слишком большим и не взорвется. Я лично заинтересована в том, чтобы помогать людям преодолевать это отчуждение и заботиться о тех, кто «слишком чувствителен». Я называю чувствительностью то, что некоторые зовут «эмпатией», «развитой интуицией». Современное общество не принимает высокоинтуитивную природу, присутствующую в каждом с рождения. Эта несправедливость начинается, возможно, еще в семье, для кого-то - в школе.

Продолжение статьи

интервью, переводы, Эстес

Previous post Next post
Up