В прошлом году, в июле я уже писал о своём опыте общения с телефонными мошенниками, и вот опять.
Сидел я как-то на диване, скучал и думал: "Что-то давно у меня мобильный не звонил". Взял его в руки, посмотрел, действительно, последний входящий звонок был больше месяца назад! Ох, хоть бы кто-нибудь позвонил!
"Бойтесь желаний своих, они могут сбыться". Уже на следующий день раздался звонок. Из телефона зазвучал бодрый, энергичный молодой мужской голос: "Здравствуйте! …надцатое отделение полиции, капитан уголовного розыска Воронин. Гражданин Тарасов?" Если бы "капитан Воронин" (почему не капитан Каталкин?) правильно назвал мою фамилию, я бы может и послушал дальше. Меня по-всякому пытались разводить по телефону, но до сих пор это были электрики, сантехники, и проверяльщики пластиковых окон в большом количестве. А вот из "полиции" мне позвонили в первый раз. Но кап. Воронин мою фамилию назвал неправильно, я совсем не Тарасов, даже близко не похоже. Наверно, не в ту строчку базы телефонных номеров посмотрел и поэтому спалился сразу. Я улыбнулся, сказал: "Ха! Смешно!" и повесил трубку. Но кап. Воронин позвонил ещё раз и вот что я услышал во втором раунде разговора: "Ты долбо** что ли? Я пытаюсь спасти твои деньги, а ты трубку бросаешь!" От такого хамства у меня даже челюсть отвисла. За последние несколько лет телефонные мошенники мне звонили не один десяток раз, но чтобы меня пытались развести на деньги и при этом ещё и обкладывали матом, такое в первый раз. Я вспыхнул, завёлся, но вовремя погасил себя и молча повесил трубку. Капитан Воронин позвонил в третий раз и звонил не меньше минуты. Удивительно настойчивый и целеустремлённый молодой человек. А ещё оптимист, твёрдо верящий в свою удачу: нахамил "клиенту", обматерил его и настойчиво звонил ему ещё минуту и больше, искренне надеясь, что он опять снимет трубку.
Утренней скуки как не бывало. Я начал представлять, как бы "кап. Воронин" меня начал разводить, мол, кто-то пытается в вашем онлайн-банке снять с вашего счёта деньги, а поэтому их надо срочно перевести на защищённый счёт и далее знакомое уже нам всем из телевизора бла-бла-бла. А потом я подумал, что удар по моим ушам матом - это совсем не от неопытности "кап. Воронина", это вполне профессиональный психологический приём. Ошеломить "клиента" таким вот способом, чтобы он перестал соображать от неожиданности, превратился в послушного кролика и начал выполнять все указания "оперативной группы", состоящей из "кап. Воронина", работников банка, может быть даже и сотрудников ФСБ (всё зависит от полёта фантазии разводящего) и степени моей разводимости.
Технологии не только телефонного развода, но и вполне законного телефонного маркетинга развиваются стремительно. Когда мне звонит программа-робот по имени, например, Наталья, и предлагает выслушать очередное сказочно выгодное предложение из области банковских услуг, я уже не удивляюсь, а просто развлекаюсь. Обычно Наталья после представления задаёт вопрос типа "Вы готовы меня выслушать?". Клиент, на автомате отвечает "Да" или "Слушаю". Такие варианты ответов есть в базе данных Натальи-программы, и она запускает аудиофайл со своей рекламой. Но если повеселиться и ответить ей что-то совсем непохожее на "Да", то программа отключается. Вот я и развлекаюсь: спрашиваю Наталью замужем ли она, есть ли жизнь на Марсе, чей Крым и т. д. Естественно никогда ответов на такие вопросы не получаю. В результате эффективность такого "захода" к клиенту давно уже упала практически до нуля, нужно придумывать что-то новое, необычное, чтобы удержать внимание клиента. И придумали. Недавно мне позвонила Юля и миленьким эротическим голоском пролепетала: "Привет! Это Юля! Я тебе звоню из банка. Можешь меня выслушать? Это займёт буквально минутку! Да?" И ещё шумы посторонние слышатся на фоне вопроса, как будто вокруг полно людей других. Расчёт на наивного мужчину или закадычную подружку, которые клюнут на это миленький голосок и подумают, что эта Юля настоящая и есть шанс с ней познакомиться. Ни фига она не настоящая, хотя и уже Юля, а не Наталья. Как же эти рекламовтюхиватели мне надоели уже! Сколько сил они тратят на то, что придумывать всё новые и новые способы влезть нам в мозг со своей рекламой! Наверно, если бы не сдерживающие их законы и общественные правила, они бы уже звонили, писали и заглядывали нам в окна круглосуточно, реклама бы звучала уже из холодильников, микроволновок и даже унитазов.
Программа-робот - тугодум, на ответы реагирует заметно медленно: после ответа "Да" или "Слушаю" наступает пауза, в течение которых робот анализирует ваш ответ и решает, стоит ли запускать рекламу. Почему-то эта пауза длится заметно долго, живой человек реагирует значительно быстрее. И клиент неопытный недоумевает "Наталья, где вы? Ау?", а опытный сразу понимает "Разговариваю с роботом". Недоработка вышла у маркетологов телефонных, нанятые ими программеры схалтурили.
И последнее, не по теме телефонной рекламы. Недавно я в очередной раз убедился, что продавцы всяких волшебных курсов успеха и исцеления (я называю их тренингобесами) считают нас мягко говоря очень недалёкими людьми, а грубо говоря - стадом баранов, с которыми можно не церемониться и втюхивать им всякую дичь за их деньги. Эта наглость и беспардонность и возмущает больше всего. Они даже не напрягаются, чтобы придумать что-то умное. Зачем? Мол, эти идиоты всё равно проглотят любую самую примитивную наживку. Как вот эту, например.
Какой-то тренингосайт предлагает записаться на курс, в котором вас научат зарабатывать с помощью нейросетей до 10 тыс. рублей в день! После всех бла-бла-бла внизу виден счётчик, сколько осталось бесплатных мест на курс. Всего бесплатных объявлено 2000, счётчик щёлкает с интервалом примерно в одну секунду, и количество проданных бесплатных мест увеличивается на глазах начиная с 1863. Цель демонстрации этого счётчика понятна: "Торопись! Записывайся! Ты ещё можешь успеть!", потому что после окончания свободных мест, записавшимся курс уже будет стоить 2490 р. Мне стало любопытно, а что будет, когда счётчик дощёлкает до 2000? Я оставил страницу сайта открытой, занялся своими делами и раз в минуту заглядывал туда. Наконец счётчик почти вплотную приблизился к 2000: 1994, 1995, 1996… И всё! На 1996 он остановился как будто его выключили. Невольно вспомнились многие американские боевики, где таймер взрывного устройства всегда удаётся выключить буквально за одну секунду до взрыва. А здесь навсегда осталось 4 бесплатных места для наивного человека, чтобы они успел в последний момент вскочить на подножку поезда, идущего в Счастье. Но это ещё не самое прикольное. Я сохранил ссылку на этот сайт, закрыл его и опять открыл по ссылке. Было любопытно, что покажет счётчик во второй раз. Я увидел на счётчике те же 1863 проданных свободных места! То есть счётчик работает по жесткой программе: при входе на сайт начинает от 1863, доходит до 1996 останавливается ("Лох! Торопись, ты ещё можешь успеть!!"), при следующем входе на сайт всё начинается сначала.
Вот так разводят наших наивных граждан, и по телефону, и в интернете.
- - -
Спустя несколько дней история с капитаном Ворониным имела продолжение. Опять раздался звонок и приятный женский голос представился "лейтенант юстиции Мария… (фамилию не запомнил). Голос Марии и её манера говорить показались мне очень знакомыми. Тот же томный завораживающий голос, растягивание слов. Вспомнил! Прошлым летом мне уже звонила лейтенантша и спрашивала, не "утеривал" ли я свой паспорт. Точно ли это была она опять, не знаю, но манера разговора очень похожая, запоминается сразу. Мне стало очень интересно, что нужно этой лейтенантше Марии от меня теперь. Наш диалог:
М - С кем я разговариваю?
Я - А по какому поводу вы вообще звоните?
М - Я хочу огласить результаты следствия.
Я - Какого следствия?
М - Сначала представьтесь, и я доложу вам результаты.
Девочка нисколько не поумнела с прошлого года, о чём я ей и сказал, и повесил трубку. Во-первых, органы прокуратуры никогда не докладывают никому из фигурантов дела результаты следственных действий по телефону. Они и вызванному по повестке фигуранту их не докладывают, потому что ему (фигуранту) в большинстве случаев их и знать не положено. И вообще бред какой-то: лейтенантша звонит по телефону и даже не знает, КОМУ она звонит, а просто требует представиться того, кто взял трубку. Наконец я понял: "капитан Воронин" и "лейтенант юстиции Мария" - одна шайка-лейка. "Капитан" в прошлом звонке ошибся в моей фамилии и через несколько дней попросил позвонить мне уже "лейтенанта Марию", свою подельницу. Если бы я представился (скорее всего ей абсолютно всё равно, как я назову себя), она начала бы меня "грузить" результатами следствия о том, как мошенники пытались похитить денежные средства с моего счёта в банке. Жаль, что я не стал сотрудничать с капитаном Ворониным. Но ещё не поздно защитить мои деньги от мошенников, потому что по их оперативным сведениям, они готовят новую атаку на меня. Надо перевести мои деньги на специальный защищённый счёт и т. д.
Удивительно сплочённая и дружная команда! Не получилось с первого захода, зашли второй раз. Любопытно, будет ли третий заход на меня?
- - -
И сюда же, в ту же кучу совсем новый приём в телефонном мошенничестве. С недавних пор мне стали поступать очень короткие звонки, на которые просто невозможно ответить даже при желании, потому что телефон тренькает вызовом буквально одну секунду если не меньше. Один раз я даже держал аппарат в руках в этот момент и всё равно не успел нажать кнопку ответа. Мне стало любопытно, и я перезвонил на этот номер. Рисковал чем-то? Да нет, номер российский и это ведь не переход по опасной ссылке в интернете. Мне ответил молодой мужской голос словами: "Здравствуйте. Не смог до Вас дозвониться. Я - помощник юриста. Наша юридическая контора предлагает бесплатную юридическую помощь по телефону. Вы согласны получать такую помощь? Ответьте "Да" или "Нет". Смешно. Во-первых, этот "помощник" и не пытался до меня дозвониться. Так не звонят, ожидая ответа полсекунды. Во-вторых, помощник какого юриста, какой юридической конторы? Ни имени своего, ни названия конторы. Это всё равно что звонить клиенту и представляться: "Я заместитель генерального директора нашей компании. Мы предлагаем Вам…" И в-третьих, настораживает категорическое требование ответов только "Да" или "Нет". А всё просто: мне звонил телефонный робот, который без устали набирает номера 24 часа в сутки, с интервалом в полсекунды. Любопытным перезванивающим он прокручивает заранее записанную фразу, ту самую "Не смог до Вас дозвониться…", и если клиент после неё отвечает "Да", то где-то у скучающего мошенника раздаётся входящий звонок, он снимает трубку и пытается развести Вас на деньги уже в реальном разговоре. Ушли те времена, когда мошенник вручную набирал каждый номер и ждал ответа, теряя на этом секунды и минуты. Теперь за него эту рутинную работу делает компьютер, а он сидит рядом, скучает, смотрит видео и ждёт своего выхода.
Не поверите! Честное слово, не выдумываю! Пока дописывал этот рассказ, опять раздался звонок. Усталый и измученный донельзя голос молодого человека произнёс: "Папа, ты только не волнуйся. Я попал в аварию, сейчас в больнице нахожусь". Я улыбнулся и ответил ему: "Сочувствую. Сеня, береги руку" и повесил трубку. У меня появилась нехорошая версия (конспирологическая, как сейчас принято говорить), что какая-то группа мошенников меня крепко запомнила, знает, что я пенсионер и упорно пытается меня развести на деньги с помощью разных сценариев: сантехники, электрики, проверяльщики окон, капитан полиции, лейтенант юстиции, помощник юриста, бедный родственник с переломанными ногами и т. д. Интересно, кто будет следующий? Наверно, это будет космонавт Сергачёв, спускаемый аппарат которого приземлился далеко от расчётного района, и он попросит меня дать ему денег на самолёт до Байконура. Именно на самолёт, а не на билет на него, потому что прямых рейсов Петербург-Байконур нет и самолёт нужно купить.