Товарищи и господа! Смертельный аттракцион! Впервые (вернее, во второй раз) - о ком же рассказывает знаменитая "Семь-сорок". Нет, не о мессии. И даже, страшно говорить, совсем не о еврее. Вам таки тревожно? Поехали.
Мелодия «Семь сорок» известна с конца XIX века. В 1903 году это произведение вышло на грампластинке компании "Зонофон" в виде инструментальной композиции. Его записал оркестр "лейбла"», и названия оно не имело. Впоследствии мелодия "Семь сорок" использовалась как основа для еврейских частушек, слова для которых часто придумывали прямо в процессе исполнения, причём как на русском языке, так и на идише. Широко известный сегодня по записанному Аркадием Северным варианту текст песни появился, скорее всего, в начале XX века - уж очень много в нем еврейского колорита.
Конечно, все уважаемые люди понимают, что слова знаменитой песни никак не привязаны к "черте оседлости" и прочим "двести лет вместе", однако песня настолько популярна, что, за давностью лет, вокруг неё накопилось небылиц и нелепиц с воз, паровоз и маленькую тележку. Предприимчивые ашкеназы придумывают и "прибытие мессии", и прибытие евреев на пароходе в Нью Йорк, и путаются с "зелёными глазами на восток" - и, мол, мессия нагрянет "через год" - короче, сочиняют, как на Привозе и Малой Арнаутской.
Так выглядел один из первых трамваев в Одессе.
Существует даже версия о том, что "7-40" - это время прибытия в Биробиджан пассажирского поезда из Москвы, на котором до войны евреи массово приезжали в дарованную Сталиным дальневосточную "Палестину" (отсюда, мол, и глаза "на Восток"). Куда более правдоподобным представляется тезис Википедии, по которому в 7:40 утра в дореволюционную Одессу приходил пригородный поезд, набитый ехавшими на работу еврейскими рабочими.
Раймонд Легоде в центре
Правда, в тексте песни паровоз не простой, а "агицын паровоз", что является почти непереводимой игрой слов на идиш: дословно "жар в паровозе", а в еврейской речи данное идиоматическое выражение обычно адресуют тем, кто, как говорится, "Америку открывают", то есть с умным видом излагает прописные истины. Впрочем, так иногда говорят и об энергичных людях, непоседах. В общем, в "7-40" этот самый "агицын паровоз" можно понимать по-разному
Настоящие коренные одесситы объясняют название буднично - это ж понимать надо нужды граждан имперской Одессы - немецким колонистам из славной колонии Люстдорф надо было успевать привезти свежие фрукты и овощи к базару.
Где немцы - там и технический прогресс. Практичные колонисты заказали одесскую транспортную революцию инженерной компании из Бельгии. Поэтому первая линия парового трамвая соединила Люстдорф и 16-ю станцию. Линия была открыта в апреле 1882 года.
Сейчас уже все забыли, но бельгиец Раймонд Легоде - это тот самый бельгийский промышленник, построивший линии одесской конки, парового и электрического трамвая.
Юрий Олеша писал:
"Я помню себя стоящим в толпе на Греческой улице в Одессе и ожидающим, как и вся толпа, появление перед нами вагона трамвая… Трамвай показался на Строгановском мосту, жёлто-красный, со стеклянным тамбуром впереди, шедший довольно скоро, но далеко не так, как мы себе представляли. Под наши крики он прошёл нас с тамбуром, наполненном людьми, среди которых был какой-то высокопоставленный священник, кропивший перед собою водой, там же градоначальник Толмачёв в очках и с рыжеватыми усами. За управлением стоял господин в кепке, и все произносили его имя: Легоде. Он был директор бельгийской компании, соорудившей первую трамвайную линию в Одессе“.
Именно о нём - о весёлом и молодом бельгийце - слова песни:
"Он выйдет из вагона
И двинет вдоль перрона,
На голове его роскошный котелок,
В больших глазах зеленых на восток
Горит одесский огонек".
Именно так - в день открытия парового трамвая 26 апреля 1882 года самый первый паровой трамвай вёл лично Раймонд Легоде - ровно в семь сорок утра его торжественно встречала взбудораженная одесская публика, знаменитые базарные перекупщики и развесёлый оркестр.
А для одесского оркестра - ну как не нанять весёлых ашкеназов?
Они и сохранили для нас атмосферу праздника - открытия парового одесского трамвая из Люстдорфа - и цвет глаз бельгийца Раймонда Легоде.
И роскошный котелок, конечно. Кепку он наденет уже по моде эпохи электрических трамваев.
В 2012 Издание Forbes включило Одесскую трамвайную систему в список 12 самых интересных трамвайных маршрутов Мира.
https://www.youtube.com/watch?v=JtDzQQPHTn8