«У многих почему-то возникает впечатление о "беспредельном цинизме" Пелевина. Мне кажется, книга как раз пропитана душевной болью и отчаяньем автора по поводу происходящего с его поколением. Это не цинизм. это сострадание».
- С Либрусека о Пелевине (по поводу "Generation P", правда).
На самом деле, мне кажется, что любой цинизм - это такая защита от боли, по определению. Но вот какой интересный вопрос мне пришел сейчас в голову. Он касается S.N.U.F.F., который мне резко не понравился излишним шовинизмом, но теперь я как-то посмотрел на все прочитанное немного совсем под другим углом. Если читали - прошу под спойлер.
[А если не читали - то не надо, там гигантский спойлер и даже окончание романа]Вот меня в первый раз, когда я читал, жутко взбесило, как Пелевин "деконструировал" женское сердце до управляемого главным героем "максимального сучества" и "максимальной духовности". И та самая злобная месть, помните - он сам выстроил настройки, чтоб Кая ему мстила и при этом была "духовной", вот она и "сделала вид, что полюбила" Грыма, чтоб его, Дамилолу, позлить. Ну а после того, как он со своей камерой рухнет окончательно, она перекинется, как мрачно понимал Дамилола, на самого Грыма, который станет ей вроде хозяина и уничтожит и его так же, как уничтожила самого Дамилолу.
Но потом я подумал - это ж постмодернизм, блин, в конце концов. Истина в голове наблюдателя, и их множество, ни одна из них не является настоящей. С чего я вообще принимал на веру точку зрения Дамилолы? Это ж он, похоже, сам, судя по роману, не очень-то и умеет любить (скорее, умеет пользоваться), и, вполне естественно, что он видит мир таким. Но почему его точка зрения должна приниматься априори? А что Кая чувствует "изнутри", нам не говорят, говорят только мнение Дамилолы, что она бесчувственный робот, выполняющий программы, после чего начинаются бесконечные телеги, что с реальными женщинами все еще хуже. Кто знает - может она, со своей-то точки зрения, той самой, невидимой для книги и Теневой "женской половины Космоса" (как правило, отсутствующей в книгах Пелевина, но не могущей никуда деться из жизни), действительно вполне могла испытывать искренние чувства к более подходящему ей человеку?
Таким образом, "S.N.U.F.F." действительно оказывается книгой о любви. Только любви робота, у которого как бы не может быть никаких чувств. Да еще и робота-женщины. Но любви действительно переживаемой, при этом абсолютно недоступной пониманию главного героя. Который и ведет заметки, в которых и отмечает все с тем самым цинизмом, который мы и читаем. Но из чего не следует, что все "на самом деле" так и есть.
Но, конечно, поскольку это постмодернизм, Пелевинские книги как "Межлокальная Контрабанда", вообще не могут оказываться "о чем-то". Каждый в них увидит отражение собственного внутреннего мира, зацепится за то, что ему ближе. Но мне вот кажется, что если бы эта вселенная на самом деле существовала, вполне бы могло быть все именно так, как я тут написал.
И тогда весь этот цинизм на самом деле превращается в любовь и сострадание. Которое испытываешь к тому же самому Дамилоле, полностью от этой "женской половины Космоса" отрезанного... И вся книга читается абсолютно иначе, с открытым сердцем и слезами (вместо стеба) по поводу всего написанного...
Вполне вероятно, что то же самое касается и "Бэтмана Аполло". Но он у меня еще не скомпилировался, возможно, нужно подождать еще несколько лет.
Я понимаю, что у меня сейчас трудности с ясностью изложения мыслей в письменном виде, и все это может очень смутно пониматься, но, если все-таки мне удалось написать это так, чтоб идея проявилась - что думаете по этому поводу, не возникало ли схожих мыслей, как о конкретном романе, так и вообще о такой литературе и подобных ходах?
большой привет человеку, который меня назвал "дискурсмонгером" (из-за моих фотографий) и больше всего перся от романа в свое время. Я думаю, он хороший контент-сомелье.