Jan 21, 2010 17:13
Самолюбие или самовлюблённость есть то содержание, которое открывается в иностранном слове ЭГОИЗМ всякому желающему усвоить это понятие и обогатить словарный запас собственной речи.
Однажды осознав ощущение значения собственного, мы уже никогда с ним не расстаёмся, оберегая себя, как зеницу ока и ублажая, добиваемся максимально возможного внешнего и внутреннего комфорта. С этой точки отсчёта начинаются и первые неприятности, заявляющие нам, что не все в этом мире хотят того же, что и мы. Более того, каждый человек осознаёт себя в качестве особенного . Приходит болезненное ощущение конфликта интересов.
Нарабатывается практика отношений, но противоречий от того не становится меньше. Очень долго человек не может смириться с реальным местом среди многих особенных и границами возможного для Я собственного. Ещё более сложно осознать и принять противоречие личной и социальной значимости, когда в своём ощущении себя ты если не выше Бога, то по крайней мере равен ему и при тебе достоинства повелителя и героя мира, а в реальной жизни твои достоинства ничтожны настолько, что для общества тебя будто не существует и масштаб твоих возможностей едва отличен от нуля; тебя не удосуживаются заметить, не то что запомнить или узнавать. О признании и уважении даже речи идти не может.
Вместить в своё сознание такое обилие информации не удаётся без травм для психики. Любой внешний конфликт порождает конфликт внутренний, нарушает психическое равновесие. Так что же такое Эгоизм? Это хорошо или плохо?
Карл Юнг утверждает, что Эго это чувственный комплекс или фрагмент бессознательного, деформирующий сознание и, одновременно, являющийся его центром.
Не станем вкладывать в слово деформация негативный смысл и представим его как нейтральное и необходимое изменение одной структуры в другую. Сознание как раз та часть или то свойство психики, благодаря которому происходит системная деформация, где встречаются и сравниваются информационные потоки и энергетические объёмы.
Представим Эго (психологический термин означающий) как относительно стабильный ориентир деятельности сознания, пришедший в него от Чувства. Должен оговориться. Конечно, понятие «бессознательное» - термин научный, но наука так старательно обходит своим объяснением реальное неопределённое человеческое Чувство, выдавая его за «бессознательное», что складывается ощущение маскирующих действий. Реальное Чувство в действительности есть основание сознанию и одновременно ему же противоречие. По этой причине далее в тексте безликое и неопределённое «бессознательное» заменено привычным понятием Чувство (Неопределённое человеческое Чувство).
Итак, Эго это деформация сознания фрагментом Чувства. Остановимся на том, что это закономерная необходимость свойственная психике каждого человека и заметно выделяющая его из всего живого. Она позволяет ему не только находиться в постоянном творческом поиске возможностей самосохранения и приспособления к среде своего обитания, но и активно изменять её в своих интересах.
Эго - деформация настолько же вредная, как и полезная. Не будь Эго, не было бы тех амбициозных претензий человека на осуществление благородных или противных благородству целей, преобразующих нашу реальную жизнь. Не было бы грехов, терзающих впоследствии, нашу человеческую сущность тогда, когда нашим Выбором становится проявление совершенных человеческих качеств. У нормальных людей не было бы цели и желания противодействовать бесчеловечности обряженной в маску человечности.
Не было бы Эго, не было бы этих масок бесчеловечности и их агрессивности, мотивированной корыстью. Не было бы негативного самоутверждения в форме жажды власти. Не было бы искажённых форм удовольствия. Подобные негативные явления в масштабном развитии и в крайних проявлениях мы называем Эгоизмом.
Не было бы Эгоизма, не было противоречий, формирующих отношения между людьми. Не было бы вражды и дружбы, любви и ненависти, войны и мира. Не было бы жизни в её человеческих проявлениях. Была бы животная или растительная форма существования.
Дело, наверное, не в самом Эгоизме, а в его пропорции и той поре, когда противоречия психики уравновешиваются вместе с определённой утратой физических сил (они растрачиваются на приобретение жизненного Опыта).
Чуть отвлекусь на понятие, означаемое словом Грех.
По смыслу это не что иное, как негативная практика человеческого существования и чаще всего потребительский взгляд на мир, несущий разрушительные последствия для норм человечности. Разрушение нравственности, как иначе называют человечность, в конечном итоге приводит иногда к угрозе физического существования человека особенного и может привести к исчезновению человека как биологического вида. Негативную и позитивную практику человеческого существования мы в просторечии называем жизненным Опытом. Правильно, научно организованное Любопытство (познание вообще и познание и изменение себя в частности), «ЛюбоОпытство «позволяет человеку выйти на достойные Человеческие высоты.
Знаменитые 10 заповедей Моисея еврейскому народу стараниями христианства стали основами нравственности целой части планеты. Если вдуматься, они есть не что иное, как с одной стороны признание наличия Эгоизма в каждом человеке и необходимости противостоять его крайним проявлениям, вредным для человеческой психики и социального устройства.
1. Люби единого Бога.
Это значит - не поддавайся соблазну любить Себя.
2. Не сотвори себе кумира.
И это - не будь суеверным, не поощряй слабость собственного духа и лень души, трудись умом и чувством. Любая лень происходит от жалости, от любви к Себе.
3. Ответственность за вину отцов до третьего - четвёртого колена и поощрение, до тысячи родов, творящим милость.
Чем ни стимул самоотверженности и упреждение собственной ненасытной потребности любить Себя.
4 .Не произноси имя Божие напрасно.
Не обманывай в собственных корыстных интересах.
5. Не произноси ложного свидетельства.
И здесь - не Себя сохраняй и люби.
6. Почтение отца - матери, соблюдение принципа старшинства.
Есть вещи важнее, чем любовь к Себе.
7. Не прелюбодействуй.
Не предавай, не ищи собственного удовольствия, как любви к Себе.
8. Не кради.
Не люби Себя на столько, чтобы обделять, обижать других.
9. Не убий.
Не завышай собственную значимость и ценность, не будь крайне Самовлюблённым.
10. Отдыхай. Н
е гонись за иллюзиями Собственного благополучия и удовольствия, даже путём самоистязания.
Не желай дома, жены, раба ближнего своего
Не завидуй, что кому-то лучше, чем Тебе.
Конечно, прямым текстом утверждается Страх Божьего возмездия, вплоть до смертельной кары, за ослушание и недооценку Бога. Но ведь Страх есть оборотная сторона Любви к себе. Любовь к себе, как принцип инстинкта самосохранения является основой Страха. Поэтому, даже с учетом того, что здесь есть с чем не согласиться в толковании, всё равно, сквозь текст проступает один мотив, одна ориентирующая установка. Всё говорит против Эгоизма в пользу его ограничения.
По этому поводу ещё одно замечание. Моисей, в своём стремлении помочь человеку, научить его управлять своими страстями, прошёл только одну половину пути, остановившись на единственном, хотя и действенном механизме управления, человеческой психикой - Страхе. От вечного Страха устаёшь. Надоедает бояться. И если нет другого механизма, то вновь и вновь впадаешь в крайности Эгоизма. Грешишь без оглядки.
Другую половину пути начал Иисус из Назарета. Как первый учёный - психотерапевт, он увидел в научном труде Моисея другой, более мощный механизм, способный управлять психикой человека. В Эгоизме он разглядел искажённую страхом небытия ЛЮБОВЬ, ограниченную масштабом лишь одного единственного тела, именно то, что в начале этой заметки названо самолюбием, самовлюблённостью.
Эгоизм - это ответственность за одну единственную жизнь. Когда же приходит ощущение ответственности за другую жизнь, желание не навредить ей и сохранить, тогда Любовь избавляется от страха. Когда к ощущению другой ответственности (кроме ответственности за себя) прибавляется еще и её понимание на уровне сознания, тогда она становится поистине Несокрушимой Силой, а человек становится Человеком. В этом смысле женщина, ставшая матерью, забывшая о себе и посвятившая себя Любви, как форме самоотверженного служения интересам собственного ребёнка, прозревает значительно раньше мужчины. Мужчина уходит от эгоизма тогда, когда к нему приходит понимание и ощущение ответственности и заботы о любимой женщине, которая в ребёнке сохраняет его и себя.
Эгоизм - это сознательно-волевая часть Инстинкта самосохранения, изменяющаяся в пределах от искаженных форм удовольствия до возможной степени их очищения: от любви к себе до самоотверженного творческого служения конкретному человеку, людям, Человечеству. До практического осуществления Любви в качестве высокого нравственного принципа отношений не только между людьми, но и между человеком и природой.
Таким образом, Эгоизм как часть Инстинкта самосохранения является одним из механизмов управляющих психикой.
Вот такая картинка получается.
21 августа - 8 Октября 2009 г.