Безо всяких скидок на обстоятельства: именно так бы и выглядела рецензия на концерт Uriah Heep 15 октября, если бы мне заказывало ее некое СМИ, неважно - печатное или сетевое.
URIAH HEEP В «КРОКУСЕ»: КРЕЩЕНДО ДЛЯ ЭЛЕКТРООРГАНА И ЛЕГЕНДАРНОГО РОК-СОСТАВА
Без всякой машины времени наше общество вернулось, наверное, в 1975 год. Причем, позвольте заметить, наверняка 40 лет назад гипотетический московский концерт Uriah Heep как самой русской из всех английских рок-групп собрал бы как минимум две-три маленьких заметки в тех газетах, что тогда считались «ведущими». В нынешних же «качественных» российских СМИ об уникальном реюнион-шоу рок-героев не было упомянуто ни словом: либо, что вероятнее всего, «музыкальные и культурные обозреватели» в силу возраста и личных предпочтений никогда и ничего не слыхали о группе, либо - в случае достаточного возраста - и 30, и 40 лет назад презирали и ненавидели рок как «ублюдочное искусство». Но мы не будем делать вид, что никакого классического рока не существует и в помине, а просто скажем, что концерт нас по-хорошему удивил.
Как могло быть иначе? В это было невозможно поверить, но даже предварительная информация удивляла, и весьма: ведь это был не просто очередной концерт Uriah Heep в нашей столице, но самый натуральный реюнион исторического масштаба. Ведь бывший лидер группы Кен Хенсли выходил на сцену со своими бывшими коллегами всего второй раз за 35 лет, и впервые после лондонской «The Magician’s Birthday Party» в 2001 году, а уж как организаторы смогли убедить в выходе на сцену ветерана-барабанщика Ли Керслейка, который, по слухам, до самого последнего момента не общался с Кеном именно с 1980, если не 1979 года, вообще непонятно. Тем не менее, дело было сделано, и всемогущий Интернет донес до нас информацию о том, что все семь музыкантов приступили 5 сентября к совместным репетициям в Лондоне. Непонятно, много ли было поклонников в зале Crocus City Hall, прибывших туда прямиком из столицы Британии, однако на официальном Web-сайте группы билеты в лучший концертный зал Москвы продавались.
И это сладкое слово «аншлаг»! Мы уже привыкли, что концерты зарубежных рок-звезд старшего поколения собирают в Москве почти полные залы - но именно что почти… На сей раз всё было по другому: по выходу на платформу метро можно было ощутить себя перенесшимся в год эдак 1983-й, поскольку билеты начинали стрелять уже там. Непонятно, насколько было верным решение промоутеров не задействовать дальнюю часть балкона, однако и ее наверняка удалось бы заполнить. Радовала и публика: три четверти аудитории, не меньше, составляли те люди, которые в свое время бегали с фирменными альбомами героев вечера по лесам и московским толкучкам и попутно внимали исполнению хитов Uriah Heep на танцах в исполнении разнообразных «Вторжений» и «Вторых рождений». Что ж, это был наш день - если мы и мечтать не могли о концерте подлинных Uriah Heep с Кеном Хенсли за клавишами, то сейчас получили реюнион, о котором еще три месяца назад и знать не знали.
Ничего нельзя с собой поделать - всякий раз, когда пишешь о концертах Uriah Heep в столице России, всегда вспоминаешь те самые школьно-институтские танцы. Ну так и верно, когда ты впервые услышал эти песни живьем - не слякотным же декабрем 1987-го в «Олимпийском», а именно что в стенах родной школы. В чьем исполнении - уже и неважно… На сей раз на сравнение с танцами провоцировал и открытый танцевальный партер, и явно ощутимый как не за добрых полчаса до начала шоу добрейший настрой аудитории.
Кумиры нашей молодости не подвели. За годы хождения на концерты привыкаешь к тому, что и группа, и публика раскачиваются постепенно - вечером 15 октября в «Крокусе» всё было не так, причем вспоминалось хрестоматийное: «толпа начинала орать, как только был сыгран первый аккорд». Стоило только Кену Хенсли с небывалой мощью и энергетикой - поди поверь, что дедушке уж 70 стукнуло! - отыграть на органе Hammond B3 вступление к «Gypsy», как дело было сделано: происходившее в зале можно было назвать только «радостью жизни». Возможно, этот номер - не самая подходящая открывашка для концерта Uriah Heep, но какой же LP-сборник хитов группы понятно каких времен начинался не с нее! Говоря прямо, кто не взвинтил свои эмоции до предела с «Gypsy», тот сделал это со «Stealin’», во вступлении к которой вокалист Берни Шоу по-привычному умело заводил зал… Дальше можно не объяснять - хит за хитом (см. ниже), а на не столь уж часто исполняющейся современным составом группе «Circle Of Hands» Кен впервые за концерт взял в руки черный Gibson ради исполнения слайдовых партий. И, надо заметить, долго потом его из рук не выпускал: в позитивно шокировавшей зал «The Magician’s Birthday» - да-да, исполненной полностью, на десять с лишним минут! - Кен отыграл партии гитары в первой части композиции, да и про «Happy Birthday» спел. Что уж совсем удивительно, но партия казу в исполнении Ли Керслейка в ней тоже наличествовала, а что творилось в зале во время борьбы добра со злом, то есть гитарно-барабанной дуэли седовласого Мика Бокса и Рассела Гилбрука! Можно подумать, что про остальных музыкантов группы в эти несколько минут все и позабыли, но нет - игра на контрастах была продолжена: сразу после этого Кен, Берни, Фил Лэнзон за электропиано и бас-гитарист Дэйв Риммер (здорово напомнивший своей манерой игры своего самого первого предшественника - гениального примитивиста Пола Ньютона) приступили к практически неподключенной секции из «Rain» и «Wise Man», как-то потом незаметно перетекших в акустическую же версию редкостной и проникновенной «Tales» с ее автором, то есть Кеном, с акустической гитарой в руках у микрофона. А затем - еще одна сенсация концерта: Ли Керслейк сел за барабаны, и снова выяснилось, что манера игры Рассела Гилбрука всё же чересчур агрессивна для группы: во всех пяти сыгранных им лично вещах Ли убедил всех, что его звучание барабанов привычнее для поклонников да и, честно говоря, по-прежнему лучше подходят к музыке группы - но увы, годы берут своё. Кстати, справедливо высказанные свидетелями концерта претензии к общему звучанию имели корни, как кажется, именно в сдвоенных барабанах: установки Ли и Рассела были установлены на сцене бок о бок, и потому звуки от одних эмбиентных микрофонов лезли в другие, да и вообще открытых микрофонов на сцене хватало… Но кого особо заботит качество звука, когда речь идет о Великих Песнях! И эти песни не замедлили являться: собственно даже и непонятно, как мы все эти годы слушали на концертах «July Morning» и «Easy Livin’» без могучего и прущего вперед органа Hammond под руками Кена. По большому счету, Мик и Кен доказали московской публике, что страшнее рок-оружия, нежели правильно примоченная и подключенная электрогитара и прямо-таки ревущий орган Hammond B3, причем в сценической связке, просто не существует. И как же здорово, что у этих рок-ветеранов и оружие в порядке, и все нормально поется и танцуется, в отличие от иных популярных в наших краях конкурентов.
Естественно, что «бисом» концерта оказалась бессмертная «Lady In Black», впервые в Москве - в коллективном исполнении автора и его группы. Поскольку, как уже говорилось выше, публика на концерт пришла правильная, то среди нее было наверняка немало людей мужеска пола, лет 35 назад осваивавших премудрости рок-мастерства при помощи именно этой песни. Так что напелись вволю, правильно и чисто - да просто удивительно! То есть даже непонятно, чего от концерта надо было еще желать - ну разве что мерчандайзинга более разнообразного.
Пожалуй, после такого исторического, без преувеличения, выступления Uriah Heep в столице той страны, где их всегда любили наверняка более, чем во всем остальном мире, можно сделать единственный вывод: несмотря на свой уже 17-й визит в Россию с 1987 года, эта группа для нас - никакие не «сбитые летчики», кто бы и что не говорил. Мастерство этих музыкантов и их уверенность в своем деле - настоящий пример для подражания для рокеров всех поколений. А организация реюниона группы с Кеном и Ли показала, что подобные разовые акции исторических пропорций - прерогатива не только японцев или англичан. Сколько можно об этом говорить, но шумный вечер 15 октября в «Крокусе» еще раз доказал давно известную музыкально идейным личностям истину: никакие мы, русские, не отсталые на ниве рок-н-ролла. И События в этой области тоже можем организовывать, если хотим и верим в собственных слушателей и поклонников. Ну а как без этого знания и веры вообще вести музыкальные дела?
Трек-лист концерта Uriah Heep: Gypsy / Stealin’ / Rainbow Demon / Sunrise / Sweet Freedom / Circle Of Hands / The Magician’s Birthday / Rain / Wise Man / Tales / Bird Of Prey / Russ Gilbrook - Lee Kerslake Drum Solo ~ Look At Yourself / The Wizard / Paradise ~ The Spell / Free Me / July Morning / Easy Livin’. «Бис»: Lady In Black.
Все фотографии Сергея Адамовича с концерта Uriah Heep 15 октября.