Это статья не только о том, что объединяет все спутниковые группировки на LEO , но и надеюсь, начало цикла по истории проекта StarLink , ибо постов о нем я написал около полусотни, и надо бы постараться собрать их все это воедино..
Ну а пока , про группировки на НГСО , что их объединяет, их плюсы и минусы..
Коммерческая Спутниковая связь существует по большому счету всего полвека. Начиная с запуска 6 апреля 1965 года первого коммерческого спутника Early Bird развитие отрасли проходило относительно планомерно, запускались все более тяжелые ИСЗ,
Экспресс АМ5 , российский ИСЗ на "тяжелой" платформе с 4 диапазонами частот : L, C. Ky и Ка
создавались, приватизировались и объединялись компании операторы спутников, осваивались новые диапазоны.. Все шло в рамках эволюции.. Все знали, что спутники должны быть на Геостационарной орбите: 36 000 км над экватором, на этой орбите они вращаются на той же скорости, что и Земля и неподвижны относительно антенны, направленной на них с Земли. И оператору достаточно было запустить один единственный спутник, чтобы начать бизнес.
А спутниковая антенна могла иметь размер в несколько метров (это размер постепенно уменьшался и начав с диаметра минимум в 10 метров достиг сегодня каких то 70 сантиметров) и неподвижно стоять на земле.
Первая попытка «революции» произошла в самом конце прошлого века - в головы инженерам пришла идея спутникового телефона, который всегда и везде на связи - достаточно запустить несколько десятков спутников недалеко от Земли и вот оно счастье. Первооткрывателем тут стал проект Иридиум, а как только он стал собирать деньги с инвесторов, то рядом возникли близнецы конкуренты Глобалстар, ICO (АйКо) и Teledesic. Увы, одновременно произошла и революция в сотовой связи, стандарт GSM покорил мир, и желаемые 3 доллара за минуту разговора и миллионы абонентов, заложенные в бизнес планы стали несбыточной мечтой. Иридиум и ГлобалСтар уже запустившие свои спутники банально обанкротились после начала предоставления услуг. Проекты АйКо и Teledesic просто самораспустились, вернув акционерам хотя бы немного денег..
Потребовалось время, чтобы выросло новое поколение изобретательных инженеров, и разбогатело поколение непуганных инвесторов, но 15 лет никаких революционных идей в отрасли спутниковой связи не наблюдалось. И вот в середине второго десятилетия ХХI века спокойствие закончилось - снова возникли проекты низкоорбитальных систем готовых осчастливить человечество теперь уже не телефонной связью, а широкополосным интернетом в любом месте Земного шара, куда случится забрести хомо сапиенсу.
Давайте разберемся, в чем собственно недостатки существующей на сегодня спутниковой связи и соответственно в чем бизнес идея новых проектов спутниковых группировок на низкой орбите?
- Геостационарная орбита (36 000 км над экватором) уже давно и плотно обжита. Чтобы спутники не мешали друг другу (их абоненты на Земле не попадали лучом в соседний спутник), они не могут стоять ближе, чем на расстоянии 2 градусов орбитальной дуги, соответственно в наиболее интересных для бизнеса регионах поставить новый спутник уже невозможно. Данное ограничение действует тогда когда ИСЗ имеют одинаковые зоны освещения и используют одни и те же частоты.
- Спутниковая задержка - основной недостаток спутниковой связи с использованием геостационарной орбиты это спутниковая задержка - сигнал от абонентского терминала до спутника идет не меньше 300 миллисекунд и еще столько же обратно. Такая задержка сильно усложняет работу телефонии и закрытых корпоративных сетей с шифрованием и VPN туннелями, а так же различных онлайн приложений от игр стрелялок до торговли на бирже.
- Большое расстояние от Земли до геостационарной орбиты сильно ослабляет сигнал и соответственно скорость в спутниковом канале. Чем ближе спутник к Земле тем меньший размер антенны и мощность передатчика, которые можно использовать в абонентском терминале (или при тех же размерах терминала значительно увеличить скорость передачи информации).
- Сигнал с геостационарных спутников не виден на полюсах Земли. Практически связь выше полярного круга при работе с геостационара неэффективна. В то же время имеется очень много авиамаршрутов из Северной Америки в Юго Восточную Азию именно через Северный полюс.
- При стремительном развитии интернета и интернета вещей возможна ситуация когда ресурса спутников на Геостационарной орбите не хватит для всех потенциальных абонентов в определенных регионах и необходимо увеличить предложение емкости
Новые спутниковые группировки из сотен ИСЗ позволяют решить все эти проблемы - появляются сотни новых спутников, благодаря низкой орбите ( примерно от 500 до 1100 км), задержка равна всего 15..25 миллисекундам и появляется шанс передать сигнал из Токио до биржи Лондона быстрее чем по ВОЛС, и на Земле не остается ни одного уголка, где не будет широкополосного интернета.
Но не все так просто - основные проблемы ВСЕХ планируемых низкоорбитальных спутниковых группировок:
- Огромный размер начальных инвестиций - не менее 3 млрд долларов
- Небольшой срок жизни спутника на низкой орбите 5-7 лет из за наличия на этой высоте остатков атмосферы, тормозящих ИСЗ. Для примера спутник на геостационарной орбите «живет» 15 лет, соответственно будут большие расходы на постоянное обновление группировок на НГСО.
- Частоты выделяются на вторичной основе и у всех новых группировок есть необходимость координации используемых частот с теми, кто уже работает в космосе. . Пока позиция конкурентов с геостационарной орбиты весьма проста - NET.. Поэтому вариантов работы ИСЗ на низкой орбите , когда его сигнал совпадает с линией сигнала от Геостационарного ИСЗ, всего два : либо выключать свой сигнал, либо отклонять в сторону передающую антенну спутника на НГСО.
- Для пользования спутниковым интернетом нужен абонентский терминал, который может непрерывно следить за спутником быстро перемещающимся над ним (Спутник будет в зоне видимости это примерно 80-90 угловых градусов) абонентского терминала от 5 до 10 минут). Чтобы обеспечить непрерывность сервиса надо либо ставить рядом 2 антенны: пока одна работает через ИСЗ над терминалом, вторая готовиться подключиться к новому ИСЗ и «вести» его. Либо терминал должен иметь антенну с фазированной решеткой, которая сможет переключаться на новый ИСЗ менее чем за миллисекунду. Такие терминалы сейчас имеют размер около 70..90 см в диаметре и стоят от 25.000 Долларов
- Океаны занимают 70% Земли, то есть 70% емкости новых спутниковых систем будут практически не использоваться.
- Хотя 3 миллиарда землян не имеют доступа к ШПД, но большая их часть живет на менее 100 долларов в месяц, у них нет денег оплатить новый сервис. У «золотого» миллиарда жителей Европы и Северной Америки деньги есть, но их потребности в интернете практически полностью закрывают сотовые операторы и кабельные провайдеры
- Новые спутниковые операторы должны получать право на использование частот, разрешение на предоставление услуг (то есть выполнить местные требования СОРМ) в каждой стране, где они хотят предоставлять сервис.
- Операторы новых группировок должны обеспечить «чистоту» в космосе, то есть гарантировать, что их ИСЗ после окончания работы благополучно вернутся (сгорят в атмосфере) Земли, при этом никого там не убив..
Число проектов низкоорбитальных спутниковых группировок уже перевалило за десять, но мы остановимся на самых известных четырех, силы убеждения авторов которых оказалось достаточно, чтобы собрать с инвесторов хотя бы десяток миллионов долларов и перейти от стадии оригинальных идей к стадии их красочных презентаций на роуд шоу.
ИСЗ группировки OneWEB , Великобритания, Ку диапазон
В ноябре 2018 года эта великолепная четверка смелых выглядела (в алфавитном порядке) так: LeoSat (Франция), OneWEB (ВеликоБритания), TeleSat (Канада), StarLink (США). Позднее появился проект Kuiper компании Амазон
P.S. Уважаемые Читатели , автор сего опуса крайне заинтересован понять ценность для Вас этих его «многабукофф». Для чего , если Вас это не затруднит, просит Вас нажимать на кнопочку понравилось вверху в центре или внизу слева в виде синего сердечка (или не нажимать, если, как писали ранее, это пост = КГ/АМ «Креатив Гавно - Афтар Мудак) .Надеюсь это поможет Афтару понять запросы Аудитории и улучшить эти самые "креатив и контент"..
Конечно, прямая критика, что не так, всячески приветствуется..