На Российском рынке спутниковой связи произошло весьма знаковое событие. Не могу пройти мимо, но как имевший к нему некое отношение (в прошлом) и связанный NDA буду использовать только чужие источники как официальные, так и не официальные.
Сначала пару общих слов.
ViaSat очень старый и авторитетный игрок в области спутниковой связи. Он и производитель оборудования платформы ArсLight, LinkStar, LinkWay и SurfBeam 1 и 2 для ШПД, и Оператор спутников Viasat-1 и 2, и создатель по сути целого направления в спутниках High Throughput Satellite перевернувшей отрасль в последние годы, и провайдер спутникового бродбанда в США и Канаде (там торговая марка Xplornet), и Оператор сети интернета для самолетов.
Вот так выглядит двухдиапазонный Ку и Ка терминал Виасата для самолетов , он сертифицирован и Эрбасом и Боингом .
. Все это накрывается сверху пластиковым радиопрозрачным радомом.
В 2019 году ВиаСат вышел на рынок Китая , а в 2021 подписано соглашения с авиакомпания Дельта . Если глянуть на карту покрытия в Ку диапазоне , которую сейчас имеет ВиаСат очевидно, что без покрытия над Россией предоставлять сервис на маршруте Китай -США (или Северная Америка - Азия) невозможно.
Поэтому пару лет назад, сразу после сделки с Китаем Виасат начал процесс поиска варианта закрыть дырку над Россией . Нужен был Российский ИСЗ в Ку диапазоне, выбор тут или Экспрессы или Ямалы.
И Вот решение принято: Что говорит Официоз:
Глобальная коммуникационная компания Viasat Inc. (США), российский спутниковый оператор АО «Газпром космические системы» (ГКС) и российский оператор связи ООО «ТМС» (ТМС) объявили о подписании Меморандума о взаимопонимании, цель которого заключается в продвижении услуг связи в полете (IFC) для авиакомпаний, выполняющих полеты в Россию и над ней.
Согласно Меморандуму, три компании будут работать в партнерстве с целью оказания российским и международным авиакомпаниям услуг связи при выполнении полетов в воздушном пространстве Российской Федерации. Меморандум предоставляет Viasat возможность арендовать ресурс спутника «Ямал-401» в Ku-диапазоне и одновременно открывает для Viasat и АО «Газпром космические системы» перспективы максимально использовать возможности их существующих и будущих спутниковых группировок.
Коммерческий директор Viasat Кевен Липперт: «Наше соглашение в рамках Меморандума о взаимопонимании с ГКС и TMC является важным шагом в создании глобального IFC роумингового альянса, который предоставит авиакомпаниям доступ к бесперебойным и многофункциональным услугам связи во время полетов в Россию и над ней. Мы рассчитываем достигнуть тесного сотрудничества на базе спутников для продвижения услуг связи в полете на глобальном рынке».
«Подписание меморандума о взаимопонимании является свидетельством того, что орбитальные и наземные активы ГКС рассматриваются как важная составляющая растущего рынка глобальных авиационных услуг на базе спутниковой связи. Мы рады сотрудничать с Viasat, широко известной компанией в секторе подвижной спутниковой связи, и использовать опыт работы TMC на российском рынке, поскольку это открывает новые долгосрочные возможности для ГКС по расширению использования спутникового ресурса для новых мобильных приложений и рынков», - добавил генеральный директор ГКС Дмитрий Севастьянов.
«Мы ожидаем, что соглашение между Viasat, ГКС и ТМС внесет значительный вклад в интеграцию российской авиатранспортной отрасли в единый глобальный авиационный рынок. Мы полагаем, что время выбрано как нельзя лучше, учитывая рост разработки и производства гражданских самолетов в России как для внутреннего, так и международного рынков, ведущуюся цифровую трансформацию экономики и возросший повсеместный интерес к высокоскоростным, высококачественным услугам связи в полете на внутренних рейсах и международных полетах над Россией», - отметил генеральный директор TMC Алексей Булкин. Вот зона покрытия Ямала-401 в Ку в позиции 90 градусов. Сам борт (орбитальная платформа) сделан в Корасноярске на ИСС им . Решетнева. Полезная нагрузка - Талес Аления Спейс - давний партнер Газкома КС. Выведен в космос на Протоне в декабре 2014 года
Согласитесь, что для покрытия авиатрасс Север-Юг над Россией подходит идеально..
Вот что говорят неофициально в телеграмм канале Телекоммуналка
Газпром хочет организовать связь в самолетах. Речь идет о спутниковой дочке «Газпром космические системы» (ГКС) и технологии In-Flight Connectivity (IFC): спутник передает канал на самолет, а внутри он распространяется средствами привычного Wi-Fi. Компания намерена оказывать российским и международным авиакомпаниям услуги связи при полетах РФ.
Партнером российского спутникового оператора выступит американский Viasat Inc, а также малоизвестная компания ООО «ТМС». По данным Руспрофайл, компания который год работает с нулевой выручкой, хотя по документам у компании все чисто. Сайт компании говорит о том, что она занимается телеком-решениями, а в заказчиках числятся крупные компании («Трансмашхолдинг», Сатис-ТЛ-94, «Туполев», аэропорт Внуково и т.д.). По базе «Контур. Фокус» аналогичная ситуация. Директор - Алексей Булкин, существует компания с конца 2015 года, учредители - граждане РФ Татьяна Орлова и Гаджи Хархаров. Численность сотрудников компании - один человек. Но в целом выход «Газпром космические системы» на рынок авиасвязи - логичный. Пока наземные операторы не готовы обеспечивать стабильный интернет на борту, этот рынок будут поглощать спутники.
Теперь, Виасат должен поставить в Россиию ХАБ (Центральную Станцию Спутниковой Связи , платформа) (скорее всего технологии ArkLight), смонтировать его в телепорту Газпром КС в Щелково, подключить российский интернет и, оформить все разрешения на конкретные номиналы частот ( на спутник Ямал-401 разрешение уже есть у ГазКома) , поднять его на борт самолета и начать зарабатывать деньги не забывая при этом платить за частотный сегмент в Газком КС.
Схема абсолютно легальная по всем российским законам и правилам.
Сколько и почем будет платить ВиаСат Газкому за сегмент это - коммерческая тайна, говорить не могу..
Поздравляю коллег из Гапром КС с этим очень важным по нынешним времена контрактом, ведь это по сути экспорт высокотехнологичных услуг, а не вывоз нефти или леса..