И всё-таки низкий поклон Алексею Сергеевичу Морозову за то, что на своем супер-пупер-мега курсе он давал нам не навороченные современные методики, а научил самому основному и элементарному: просить и оказывать! Сегодня пригодилось в очередной раз, когда я пошла забирать Машины документы из школы, не имея на это никаких оснований (т.е. не имея справки из новой школы, куда её возьмут, потому что и школы такой ещё нет).
И казалось бы - насколько проста техника просьбы, и насколько сложно было её освоить, потому что просить никто не привык (и не умел), а вот требовать - это элементарно, даже без «слов по бумажке». А предъявление требований - это что? По сути - ранговые танцы, борьба за доминирующее положение: «Я тебя не прошу, а требую и права свои знаю! И ты должен мне не милость оказать, а подчиниться». А в ответ естественно рождается сопротивление и ответная борьба за власть.
Так в чем же заключается техника просьбы?
Самое главное это понять отличие просьбы от требования: в просьбе я готова к тому, что мне откажут и верю, что то, о чем я прошу очень мне нужно! Исходя из этого:
1) Озвучить ситуацию.
"Здравствуйте. Мне нужно забрать документы моей дочери из школы. К сожалению у меня не получилось взять справку из новой школы, потому что в школу ребенок ещё не устроен."
2) Услышать слова против.
Директор: "В этом случае я не могу выдать Вам документы! Мне нужна справка из новой школы!"
3)Согласиться с их правомерностью!!! Это пожалуй самое важное!
"Да, я с Вами согласна и знаю, что есть требование выдавать документы лишь по справке. И со школы требуют эти справки."
4) Пауза! Спросить - есть ли возможность как-то это решить?
"Есть ли сейчас всё-таки какая-то возможность мне забрать документы?"
вариант
"Что сейчас ещё можно сделать в сложившейся ситуации, что бы я смогла получить документы."
В этот момент сопротивления уже нет. Я признала доминантность директора. Я её услышала и вернула ей услышанное. И я готова к тому, что она может мне отказать. Бороться со мной далее бессмысленно. Защищаться - тоже. В этот момент моя «проблема» автоматически переходит в разряд её проблем по фактору старшинства (теперь она вождь и в её круге обязанностей решать вопросы её подчиненных).
*** Здесь можно добавить один дополнительный аргумент. Например:
"Есть ли сейчас всё-таки какая-то возможность мне забрать документы? Дело в том, что завтра мы уезжаем из Питера и я не знаю, когда сможем ещё приехать снова?"
Главное здесь - не более одного аргумента. Потому как в этот момент директор в моих словах ищет повод мне отказать, за что-то зацепиться. Лучше такого повода не давать, а наоборот - укрепить в решимости помочь.
Далее нужно выдержать паузу. В моём случае пауза закончилась тем, что директор позвонила своему заместителю и спросила, что можно сделать в такой ситуации - то есть стала решать уже СВОЙ вопрос. Понятно, что нашлось условие, при котором документы мне выдали под личную подпись. Условие, что я по факсу вышлю им справку, когда ребенок будет зачислен в новую школу.
Виват!
И низкий поклон Алексею Сергеевичу за его науку!