Ещё раз о фашизме и о злоупотреблении этим понятием

May 23, 2020 02:16

Фашизм, как известно, появился в качестве реакции защитников неравенства на эпоху войн и революций. Слово это родилось в Италии, и до сих пор те, кто ему в какой-то степени симпатизирует, любят повторять, что итальянский фашизм - это одно, а германский национал-социализм - это нечто совсем-совсем другое, и ничего общего между ними нет. Просто совершил Муссолини ошибку, заключив союз с Гитлером, а если бы принял правильное решение - всё было бы в порядке. Однако союз Муссолини с Гитлером (которого он лично не любил и признавал, что "итальянцы не испытывают симпатии к Германии") был вполне закономерен. Если его режим стремился к максимальному переделу владений в свою пользу (пусть не в мировом масштабе, на что у Италии сил в любом случае не хватило бы, а в масштабе Средиземноморья и Северной Африки), то в союзе с гитлеровской Германией эта цель выглядела наиболее достижимой.
Интересно, однако как менялось понимание фашизма у нас. Он был вполне логично воспринят как попытка прежних господствующих классов удержать свои позиции любыми средствами, отбрасывая демократическую законность. Однако тогда существовало представление о близости мировой революции и, соответственно, о том, что её противники неизбежно должны прибегнуть к крайним мерам, отбросив все разговоры о свободе, равенстве и братстве. Поэтому предполагалось, что, кто не является пролетарским революционером, тот в конечном счёте так или иначе окажется фашистом. К концу 1920-х годов Коминтерн заявлял, что "все буржуазные страны переходят к фашизму". В 1929 году, после расстрела первомайской демонстрации в Берлине по приказу социал-демократического полицей-президента Цергибеля
https://voencomuezd.livejournal.com/1464191.html
социал-демократы также были объявлены "социал-фашистами". Внутренняя логика в такой позиции, несомненно, была - если исходили из того, что революция вот-вот произойдёт, то её противники неизбежно оказываются во враждебном лагере. Большинство современных историков полагает, что такая позиция облегчила приход Гитлера к власти, закрепив глубокий раскол его противников. После этого Коминтерн совершил разворот, отказавшись от позиции "кто не с нами, тот фашист", и признал необходимость спасения презираемой им буржуазной демократии. В 1935 году VII конгресс Коминтерна принял концепцию Народного фронта как широкой коалиции против ультраправых сил. Так и был в конечном счёте проложен путь к антифашистской коалиции во Второй мировой войне. И пусть вскоре после войны участники коалиции вновь стали обвинять в фашизме друг друга, жизнь показала, что 1945 год всё-таки заложил в основу мирового сообщества некоторые объединяющие фундаментальные принципы - в частности, признание равенства людей. Коалиция объединила коммунистов, социал-демократов, либералов, умеренных националистов, не отменяя борьбы между ними, но вводя её в рамки, определяемые этими принципами.
"Фашизм" после войны заслуженно превратился в бранное слово. Поэтому периодически вновь и вновь у многих возникает желание заклеймить "фашистами" всех, кто им не нравится, надеясь, что это станет последним и окончательным аргументом против них. Но всё же в большинстве случаев от употребления такого аргумента желательно воздержаться. Да, тот, кто отрицает равенство людей, кто настаивает на увековечении власти самопровозглашённых "лучших" - тот фашист. Кто проповедует расовое насилие - тот фашист. Однако есть множество желающих подвести под понятие фашизма любое несовершенство бытия. Уже писал о тех, кто, встав, как ему кажется, на путь нравственного совершенствования, всё, что он считает недостойным, объявляет фашизмом и нацизмом.
https://vsokolov21.livejournal.com/411509.html
Путь нравственного совершенствования есть, как известно, путь достойный, но небезопасный. Праведника подстерегает искушение гордыни. Его возмущают уже не реальные преступления - его возмущает обычная жизнь, которая "может привести" к этим преступлениям. В идеале ему хотелось бы запретить людям жить, чтобы остановить распространение греха. Это происходило и с Тертуллианом, и с новейшими феминистками. Это же происходит и со многими "антифашистами". Сначала понятие фашизма размывается концепцией "двух тоталитаризмов - правого и левого" - при том что правый открыто провозглашал своими принципами неравенство и насилие, тогда как левый, срываясь в них, всё же принципом считал их преодоление. Потом "тоталитарные" наклонности обнаруживаются в человеческом обществе как таковом. Людям хочется что-то делать вместе, люди стремятся к объединению - это опасно. Даже праздники, совместное веселье вызывают у таких "праведников" брезгливое раздражение, замешанное на страхе - "А если они так же на погром пойдут?" "А как они смеют веселиться, когда здесь поблизости когда-то людей убивали?" "Сегодня они сами для себя правила устанавливают, а завтра возьмутся за нас". Настоящим "антифашизмом" признаётся только социофобия и мизантропия. Нет уж - люди боролись с фашизмом, погибали в этой борьбе ради ЖИЗНИ - ради своей жизни и жизни будущих поколений. А жизнь человека (даже если ему приходится в силу обстоятельств сидеть дома) в конечном счёте протекает в обществе, в человечестве, среди людей - несовершенных, но живых.

общество, жизнь, фашизм, история, идиотизм

Previous post Next post
Up