Википедия делит автодидактов-самоучек на
две группы -- деление слишком грубое. При этом упускаются кое-какие важные обстоятельства.
--1--
Цели и мотивации у автодидакта могут быть разные: от
трофических (скажем, освоение выгодной профессии) и вообще пентадных до внутренних
Неофильных.
--2--
Известно, что формальное образование обычно даёт лишь минимум знаний-умений-навыков. Восполнять пробелы и расширять область компетентности (какие бы ни были цели) нужно самостоятельно -- и нередко перманентно.
--3--
Успешный опыт автодидактики создаёт специфический навык. Примерно как с т.наз. лингвистическим опытом: первый иностранный язык -- колом, второй -- соколом, третий -- лёгкой пташечкой.
Такой опыт включает в себя способность (ре)организовывать осваиваемый материал и сам процесс под себя.
Подключить сюда навыки Критики смыслов -- и получится новое качество. С другой стороны, сам процесс способствует развитию таких навыков.
--4--
Успешный (особенно кратный >>
пример) опыт автодидактики может породить желание повторить успех.
На этой основе может возникнуть специфическая
m-активность.
***
Представим себе такую гремучую смесь:
успешный опыт автодидактики на основе
Неофилии;
плюс содержательно богатая -- и достаточно свободная -- образовательная среда;
плюс содержательно богатая -- и достаточно свободная -- профессия, позволяющая не застревать в одной узкой специализации.
Понятно, что характеристика "достаточно свободная" относительна: одному образовательная среда будет достаточно свободной (сделал дело -- гуляй смело), другому -- каторгой ни вторичным ртом вздохнуть, ни первичным выдохнуть.
Но если условия соблюдены, то возникает m-активность -- и закручивается положительная обратная связь, которая выбросит интеллектус в новое качество.