Вводимая словоформа достаточно прозрачно намекает на Дюркгейма, поэтому для начала можно сказать, что приматический факт -- это проекция социального факта на приматический субстрат. Или его (c. факта) приматическая компонента.
Сразу возникает вопрос: а есть ли что-то ещё в социальном факте? Разумеется, мы не отрицаем (как это многократно, хотя и неявно делал С.Вяч.) возможного и Эпиприматического содержания. Которое, впрочем, -- как мы уже подчёркивали, -- мало смысла обсуждать без предварительной его, социального факта, приматологической
Деконструкции.
***
Разумеется, нельзя удовлетвориться приматологическим определением, отталкивающимся от определения социологического, учитывая неотрефлексированность в социологии
Главной ошибки антропологии.
Однако сейчас нет цели ставить точки над каждой ё. Тем более, что Высшая Приматология изначально пронизана
аттитюдами самых естественных из наук, довольно эффективно профилактирующими эту Ошибку.
***
И заодно.
Приматологическая наблюдаемая -- некий перенос в приматологию квантовомеханического понятия наблюдаемой величины -- т.е. величины, допускающей в принципе прямое измерение.
Например, интегральный уровень
гуморальных напряжений в приматоценозе -- он в принципе измерим примерно в таком духе: взять кровь у пяти тысяч "респондентов" и померить средний уровень гормонов стресса. Понятно, что, как и в социологии-политологии, важны изменения подобных величин, а не их сиюминутные абсолютные значения.
Или уровень
аверзий, вызываемых у ширнармасс текущим гегемоном в данный исторический момент (Upd напомним, что этот уровень глобально идёт, с локальными колебаниями, в одном направлении -- инвариант, стоящий за феноменом
Быдлократического Колеса): называем фамилию и замеряем результирующее изменение объективных параметров -- начиная с покраснения открытых участков кожи морды лица и кончая изменением темпа, тембра и лексического состава локвационного потока (основано на наблюдении таксиста на пути
от ст. Филоново до р. Хопёр в прошедшем июле).
***
Надо ещё подумать насчёт приматических фактов, не или плохо ухватываемых социологией через факты социальные.