[тезаурус] экстерналии -- определение и оглавление Мелькнуло у быстроговорящего политолога в рассуждении о том, зачем нужно в школе учиться декламировать стихи,
тут:
"человек, внятно выговаривающий слова, воспринимается нами как вышестоящий".
Приматологическим тезаурусом политологи не владеют, поэтому такая неточность формулировки; сказать надо было бы так: "внятная речь -- признак доминантности".
Ведь признаков доминантности много, каждый немного возбуждает соответствующий гуморальный центр. А перейдёт ли возбуждение пороги, когда начнут включаться сначала простое приседание, а потом совсем уже
восторг, -- зависит от возбуждения интегрального.
Далее, Екатерина Михайловна, как почти всегда, не дала никаких деталей в плане ссылки на первоисточник (мы этот её параметр --
нормальную, между прочим, протоценность, ср.
репликация и
пижинг -- отмечали).
Но, прикинув, можно ожидать, что не любая внятная речь воспринимается как признак доминантности, а как минимум неспешная.
Трудно сказать, насколько врождённым является этот признак.
Но регулярная отдача распоряжений действительно тренирует неспешную внятность речи.
Объяснение нового материала учителем можно отнести сюда же -- и учитель для учеников обычно является неоспоримым доминантом.