Пригласили меня слетать в Абхазию на интересном самолёте - Cessna-182RG. Конечно же, отказаться от такого приключения я никак не мог. В Абхазии я не бывал, очень хотелось посмотреть, да и нужно нарабатывать опыт международных полётов.
Наш маршрут полёта (данные со спутникового трекера InReach).
Вылетать мы решили 18 июля, но по погоде перенесли на 24 июля. Я просчитал время - можно за один день долететь, но вылететь надо с рассветом, тогда реально до заката успеть (при условии, что стоянки и заправки у нас не займут более 1,5-2 часов). Посоветовавшись с владельцем самолёта решили лететь в удовольствие и в расслабленном режиме. Чтобы спокойно за 1,5 дня долететь. Тем более, что погода по маршруту обещала быть не очень. Предыдущую неделю в центральном регионе стоял мощный циклон, подпираемый тремя антициклонами. Поэтому мы ждали, когда он либо сдвинется, либо выльет весь свой дождь и развалится сам. Прошла неделя и прогноз уже был более благоприятный. Остатки циклона висели уже за Воронежем.
Погода ещё плохая
Решено - летим!
24 июля позавтракав мы запрыгнули в Cessna и вылетели на юг. Первый участок у нас был самый протяжённый - около 900 км. Посадку я запланировал в Вёшенской. Если прижмёт погода совсем, то запасными у нас будут Кудиново или Усмань.
После взлёта мы сразу попали в сильную дымку. Вроде на земле было видно небо, солнце, но в небе, на высоте 300м видимость была от силы пару км. Надежда была на прогрев солнца. Эта дымка была следствием обильных дождей накануне и наступившей тёплой погоды. Прошли Тверскую, Московскую, Калужскую, Липецкую области, вот уже Воронежская. Позади осталась Усмань. Диспетчер Воронежа сообщает, что Бутурлиновка не работает и разрешает нам срезать по их зоне, а также предупреждает, что впереди дождь и низкая облачность.
И действительно, прошли Бутурлиновку, нижний край облачности всё ниже, ниже. И вот мы уже летим на высоте 70 м, идёт дождь. Правда дождь то слабый, то средний. Горизонтальная видимость в районе 1 км. Терпимо. Потерпели ещё чуть-чуть, прошли Калач и за 50 км от Вёшенской погода улучшилась, нижний край стал метров 400. А вот и Вёшенская.
Садимся, нас встречает Роман. Топливо уже подготовлено. У Романа новая заправочная станция, которую ему подарила пилотажная группа «Первый полёт». Заправились, Роман угостил нас чаем. По плану у нас вылет через 1,5 часа. Переподавать план уже поздно, раньше вылететь - диспетчер Ростова истерику устроит, остаётся только ждать нашего времени.
В Ростовской зоне, после подачи плана полёта через интернет, и изменении его статуса на «Принят», перед вылетом нужно получать условия на использование воздушного пространства. Т.е. обязательно позвонить в МДП раза два-три, они свяжутся с МДП, через которые ты планируешь лететь и выдадут условия типа «Полёт Вам разрешаем, в запретные зоны и зоны ограничений не входить, отработать на 124,0 с Парадным». Глупейшая процедура по своей сути, как впрочем и подача плана полёта при визуальных полётах. Но пока ничего не поделать, приходится играть в эту игру.
План полёта из Орловки в Вёшенскую
Разговорились с Ромой. Спрашиваю: а чего у тебя нет Б91/115? Ведь хороший бензин в Питере начали делать. Брал бы его. А то автомобильный бензин у вас здесь похоже полное дерьмо. И я в прошлом году с ним натерпелся и другие ребята жаловались. Роман вздохнул: да откуда взять хороший, итак с лучшей местной заправки беру, спрашиваю каждый раз, говорю, что для самолётов. Ну ладно, не унимаюсь я - может Б91/115 предлагать людям? Цена хорошая, и качество гарантированное, производитель открыт и известен. И тут выясняется, что «Петрохим», поставляющий на Вёшенскую 100LL, ведёт себя, мягко говоря не порядочно - распускает слухи, что Б91/115 производства «Экотехнохим» плохого качества. При этом фактически запугивает людей. Вот это номер! Роман, почитай форум REAA.RU - говорю я. Там видно кто есть кто! Ну не можешь конкурировать по цене, думай чем ещё можно привлечь клиентов, но нельзя же так себя вести. А Б91/115, бери. Хороший он. Да и это лучший вариант альтернативы автомобильному. Тем более в твоих условиях.
Подходит наше время на вылет. Условия получены, гроза прошла. Вылетаем на Краснодар. Следующая посадка в Белевцах.
Погода по маршруту улучшилась. Стоят локальные грозы, но они не мешают нам.
И вот мы уже заходим на посадку в Белевцы.
Диспетчеру Краснодара доложили с земли по телефону нашу посадку. А на аэродроме тишина. Никто не летает, диспетчера нет. Огромный частный аэродром спит. Вот те на. 5 вечера воскресенья.
Приехал Юра, нас заправил, разрешил оставить Cessna-182 на ночёвку в ангаре.
По пути к КПП встречаем владельца аэродрома и руководителя Краснодарского отделения АОПА-Россия - Семёна Мнояна. Семён - диллер Пайпера в России. Также в Белевцах работает АТБ по обслуживанию и ремонту ВС АОН.
Семён нас подвёз до Краснодара, где мы остановились на ночь.
Утром ранний подъём. Оценка погоды. Так, перевал мы должны пройти с зазором между горами и облаками метров 100-200.
Зазорчик над перевалом.
Такси нас уже ждёт у гостиницы. Через 30 минут мы уже на аэродроме. Снова получаю условия на ИВП. Обязательно нужно отработать с «Волокном». Это позывной военного аэродрома Краснодар-Центральный. Он находится в центре города.
Одеваем спасжилеты, т.к. лететь придётся над морем и взлетаем точно по расписанию. С Волокном отработал, перехожу на частоту Краснодар-района, и меня сразу переводят на Краснодар-круг. Я рассчитывал от Белевцов пройти через Краснодар сразу на Агой, но диспетчер Круга мне командует следовать на Динскую, а далее через Сортировочную на Смоленскую. Понял, выполняю. Динская рядом. Но вот где эта Сортировочная? Роюсь в карте.
Вот точка SORTI - ну наверное это Сортировочная. Хорошо, значит нас хотят обвести вокруг города и аэропорт Краснодара мы обойдём с севера. Прохожу торец ВПП, и уже над Краснодарским водохранилищем диспетчер круга спрашивает - где мы. «над водным» - отвечаю. «Как над водным?» - удивляется он. А Сортировочную визуально прошли? «Да, визуально». «А где относительно вас аэродром? Справа или слева»? - снова спрашивает диспетчер. Справа - отвечаю. Следую на Смоленскую вдоль береговой черты. Так Вы севернее прошли? - удивляется он. Да, как сказали, так и прошли.
Если честно, то где эта Сортировочная в Краснодаре, я так и не понял. Обратно мне снова дали маршрут через неё, и подозревая, что это будет какая-то грузовая ж/д станция, которая лежит южнее аэропорта, мы пошли напрямую через Краснодар. В итоге, когда опять возникли непонятки, мне надоело и я просто попросил диспетчера отвекторить меня. Что и было, к удовольствию обоих сторон, сделано.
Со Смоленской Краснодарский диспетчер дал нам курс на Джубгу. Высоту сказал занять 1100м и доложить середину перевала.
Прогноз погоды полностью соответствовал Gramet и данным программы MeteoEarth - в этом перелёте это были наши основные источники информации.
И вот она Джубга!
Море! Наше самое родное Чёрное море. Любимое с детства! Радуемся как дети. Чуть не забыв о том, что надо бы доложить, что мы над Джубгой! Именно в этой точке прощаюсь с диспетчером Краснодара и здороваюсь с Сочинским диспетчером. Теперь наш маршрут лежит вдоль береговой черты, до аэропорта Сочи.
По пути встречаем дождь в море.
Мимо нас проплывает военный аэродром Агой, Туапсе, Ларазервское.
Обходим запретные зоны в районе Сочи (дачи руководства нашей страны) и вот уже Адлер.
Аэропорт. Диспетчер района передаёт нас под управление Круга. И нас тут же заводят на ВПП 06.
В Сочи две ВПП, расположенные под небольшим углом. Большие самолёты садятся только с моря, и взлетают только в сторону моря.
Освободив ВПП нас отправляют на стоянку № 13. Она находится южнее основного терминала. Там мы никому не мешаем.
Вылет в Абхазию у нас через 2 часа, а пока нам надо пройти таможню и границу. Т.к. полёт международный. Вначале таможня и граница собирались к нам придти за 15 минут до вылета, но потом зовут к себе. Мы с собой взяли сигнальные жилетки, чтобы была возможность передвигаться по перрону пешком. Но всё-равно нас подбрасывают на автобусе. На обратную дорогу мы от него отказываемся (знаем, сколько стоит такой автобус). ;-)
Пограничники сказали, что посмотрят нас у самолёта, а пока заходим на оформление к таможне. Оформляем декларации:
1.Таможенная декларация на транспортное средство (
скачать бланк)
2.Генеральная декларация (
скачать бланк)
Я их заранее распечатал штук по 10. Оформляется по 2-3 экземпляра, часть которых остаются у таможни с Российской стороны, а оставшуюся часть отдаём таможне Абхазии.
Всё оформлено, время уже на вылет, спешим к самолёту. Таможенники и пограничники идут вместе с нами. Осмотр самолёта, пожелания удачи.
Для полёта в Абхазию загранпаспорт не нужен. Достаточно Российского паспорта.
Все формальности выполнены, прошу запуск и руление. А в ответ: запрещаем. На вас нет условий!
Как? Почему? Незнаю - отвечает руление. Свяжитесь с ПДСП. Прошу телефон. (862) 241-98-21.
Звоню, представляюсь. И оказывается, что на нас нет ПЛН (Разрешения на использование воздушного пространства). Ростовский зональный центр не прислал. Звоню в Ростов, а там меня радует, что нас Абхазия не принимает. Как? Что за ерунда! Звоним в Абхазию - там нас ждут. План полёта подан в Главный центр (ГЦ) ещё в пятницу, мне на электронную почту пришло АСК - подтверждение о приёме плана. Звонил в пятницу в ГЦ, с просьбой переслать ПЛН в Ростов, они побещали это сделать за 20 часов до нашего вылета. Начинаю звонить по кругу: Ростовский ЗЦ, Главный центр. Итого: 40 минут звонков сидя в самолёте под неусыпной охраной пограничников. ;-)
Оказалось, что в ГЦ просто забыли про нас. В ручном режиме ПЛН из ГЦ проходит в Ростовский ЗЦ, а оттуда в Сочи. Мы можем лететь. Выдыхаем.
Сайт
EUROFPL.EU - используется для подачи международных планов полёта.
Кстати, чтобы совершить международный полёт, Вы должны в Главный центр заранее отправить на электронную почту
permit@matfmc.ru документы на самолёт:
1. Свидетельство о регистрации (формат файла RA-ХХХХХ_reg.pdf)
2. Сертификат лётной годности (формат файла RA-ХХХХХ_caa.pdf)
3. Страховку от ущерба третьим лицам (формат файла RA-ХХХХХ_ins.pdf)
Да, чтобы международный аэропорт Вас принял, тоже должна быть договорённость. Плюс оплата аэропортовых сборов тоже ложится на Вас. В нашем случае нам очень помогли вертолётчики - Евгений Кабанов и Татьяна Фетисова, которые все договорённости с Сочи и Сухум взяли на себя. А также оплату аэропортовых сборов провели через себя. Иначе бы нам пришлось бежать в службу сборов, потом в кассу и терять достаточно много времени на это. Помимо этого, огромная помощь была оказана во время пробивания маршрута возвращения на родину. ;-) Но об этом далее. (Если Вы решите полететь в Абхазию и Вам потребуется помощь - пишите Татьяне на
knt.intnl@gmail.com )
Диспетчер руления спрашивает нас - готовы ли мы взлететь с половины ВПП-06 в сторону гор, развернуться над перекрестием ВПП и по предгорью выйти из зоны аэродрома. Да, для нас это будет легко сделать - места море и ветер с суши.
Взлетели, обошли горушку, полюбовались Олимпийским парком и вот уже граница.
Прощаемся с Сочи, немного слукавив, что далее связь установили. На самом деле - связи там нет. Гудаута молчит, Сухум ещё не слышит.
Но для нас счастье! Мы уже над Абхазией! Солнце, море, красота.
Но людей на пляжах Абхазии в разы меньше, чем по пути к Сочи.
Минут через 10 полёта, будучи уже над Пицундой мы услышали Сухум на 124,0. Диспетчер попросил нас обойти Гудауту - всё-же военный аэродром.
Я никогда ещё не был в Абхазии, и названия Пицунда, Гагры у меня ассоциировались со словами: «-Аллo! Галoчка? Ты сейчас умрешь. Пoтрясающая нoвoсть! Якин брoсил свoю кикимoру, ну и угoвoрил меня лететь с ним в Гагры.», из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», т.е. это те места, куда стремились в советское время люди на отдых.
Несколько фотографии по пути полёта:
Прошли Новый Афон, а вот уже и Сухум показался.
Абхазия небольшая по площади, но очень красивая страна!
Сделав пару кругов над городом и ряд хороших кадров запрашиваем у аэропорта Бабушары условия подхода.
Здание аэровокзала в Бабушарах
И тут диспетчер нам предлагает садиться на магистральную ВПП. Что-то с ВПП не так? Состояние? Не, всё нормально - можете и на ВПП садиться, просто рулить Вам дольше.
;-) Вот это по нашему! Маленький самолёт, большой пустой аэропорт, места для посадки много. Но мы всё же решили в первый раз сесть на полосу.
Ну а дальше была тёплая встреча. В Абхазии очень доброжелательно относятся к гостям. Нас поставили на лучшее место, где можно пришвартоваться. Тут же пришёл пограничник и чуть позже таможенник. Узнав, когда мы собираемся вылетать были сразу заполнены несколько экземпляров генеральной декларации.
А дальше было знакомство с Абхазией! Тёплое море, чистый пляж, вкусная кухня. А какая тут природа! Субтропический климат позволяет растениям захватывать каждый кусочек свободной земли.
За несколько дней прибывания в Абхазии я успел посетить горное озеро в Рице, Кодорское ущелье, проехать по военно-сухумской дороге, побывать в Приморском на конной прогулке, посетить Сухумский обезъянний питомник.
Сделал огромное кол-во красивых фотографий. (
Фотоальбом - смотреть)
Домой мы планировали вылетать 30 июля. За несколько дней до этой даты я начал подавать планы домой. Маршрут : Сухум (Бабушара) -Сочи (Адлер)-Краснодар (Белевцы) - Воронеж (Усмань) - Ржев (Орловка).
Планы по России прошли без сучка и задоринки, а вот на международный сразу пришёл REJ (отказ). При выяснении причин - оказалось, что ГЦ не хочет принимать план по МВЛ и предлагает выйти в нейтральные воды, а оттуда уже идти в Россию. А нам ну совсем не хотелось идти в море. Полнейшая глупость - только по прихоти ГЦ уходить на 50 км в море, чтобы доложить одну точку и после этого идти обратно на сушу. На все эти переговоры с ГЦ, Ростовом ушло 2 часа времени и все деньги с телефона. Нач. смены Ростовского ЗЦ (863)272-32-87. Межзональные перелёты в Ростовском ЗЦ (863)272-33-86.
Пришлось снова просить помощи у вертолётчиков и Тюрина В.В. Планы я подал и через нейтральные воды и вдоль берега, но лететь решил, что буду в любом случае вдоль береговой черты. В случае отказа двигателя - есть шанс доплыть. А уж врать-то я ещё в школе научился. ;-)
Прошёл ещё час. Тюрин и Кабанов помогли - убедили Ростовский ЗЦ и ГЦ, что МВЛ в районе Сочи международная и по ней можно принять план.
В общем надо чаще летать в Абхазию, чтобы не возникало таких проблем!
Заветная МВЛ-ка
Утром 30 июля мы приехали в аэропорт. Перед нами, за полчаса до нашего вылета улетел Ан-2 на Псху с туристами. Таможне и границе мы были не интересны, т.к. все документы были оформлены ещё по прилёту.
Подошло время вылета. Запрашиваю вышку, а в ответ тишина. Ну и правильно - зачем в международном аэропорту держать ради одного самолёта диспетчера. Погоду мы сами оценим. Взлетели в итоге с магистральной рулёжки, с которой и Ан-2 взлетел. Вначале хотели через горы пойти, Рицу посмотреть. Но пошёл прогрев и горы начали затягиваться. Решили не рисковать.
40 минут полёта и вот уже граница. Вызываем Сочи. Я готовлюсь докладывать время поворотных пунктов на этой маленькой МВЛ, но диспетчеру Адлера это не надо. Он просто даёт курс к четвёртому развороту, ВПП-02. И просит побыстрее.
ВПП-02
На перроне нас уже встречает таможня и граница. Все формальности заняли 15 мин. И мы свободны! Можем дальше лететь. Но по плану у нас вылет только через 2 часа. Быстро с телефона подаю новый план полёта, чтобы вылететь через час. Звоню в Ростовский ЗЦ, прошу принять и прислать условия в Сочи. А пока вся эта машина с планами проворачивает свои шестерёнки мы сидим на перроне в Сочи, любуемся большими самолётами выполняющими взлёты и посадки прям перед нами и уплетаем шашлыки, которые нам дали с собой в Абхазии.
Подошло время вылета. Вылет разрешён. Вперёд.
Черноморское побережье
В Агое вроде как парашютные прыжки идут, но мы никого не увидели
Посадка в Белевцах, заправка, прыжок до Усмани, с обходом локальных гроз.
Проходим Кореновск. Интересно, это для вертолётов такие навесы построили?
В Усмани ночёвка и вылет на следующий день с рассветом на Орловку.
Тула ещё спит.
Высота 100 км, смотрим как на Земле зарождается циклон. ;-)))
Маскировка посадочной площадки
Так, многим наверное будет интересно - какие планы я подавал и сколько денег с нас взяли в аэропорту Сочи и Сухум.
Цены:
Прилёт, улёт, стоянка в Сухум (5 дней) обошлась нам в 700р.
Сочи за всё - 7619 руб
Планы полёта:
Сочи-Сухум
Сочи-Белевцы
Надеюсь мой пост окажется полезным пилотам, которые тоже планируют посетить Абхазию. В Абхазии нас ждут и очень радуются, что их аэропорт начал принимать самолёты АОН из России.