Давно я слышал легенду, про уникальный высокогорный аэродром на северном склоне г.Эльбрус.
Согласно этой легенде, Эльбрус - священная Гора Ариев (людей арийской расы), так называемое “Место Силы”, или “Врата Шамбалы” - “страны счастья”.
Пятитысячник Эльбрус (высота 5642 м) - самая высокая вершина не только России, но и Европы. Зимой и летом он покрыт льдом и снегом, как бронёй. С двух снежно-ледовых куполов (западного и восточного) веками сходят 25 ледников и тысячи снежных лавин.
Районы Северного Приэльбрусья со времён Второй мировой войны вплоть до 60-х годов являлись зоной, закрытой для посещений - туристов, геологов, археологов и даже пастухов! Запрет исходил вначале от НКВД, затем от КГБ СССР. Приоткрыть завесу секретности помогли рассказы местных жителей. Они рассказали, как осенью 1942 года вокруг Эльбруса кружил и садился на сухое озеро, именуемое ныне “немецкий аэродром”, странный двухфюзеляжный самолёт («Фокке-Вульф» Fw 189 («Рама», или «Uhu» - нем. филин) - двухмоторный двухбалочный трёхместный тактический разведывательный самолёт) .
Fw-189
Из него выходили узколицые смуглые люди в белых одеждах, похожих на монашеские. Их сопровождали военные в эсэсовской форме. Обратно самолёт улетал без них.
Люди в белом - не кто иные, как направленные на священную гору ариев, по приказу Гитлера, тибетские ламы. Эта гора считается «местом силы», где открывается небо, и можно видеть будущее. Эти люди, были доставлены на Эльбрус для медитации, и для того, что бы проникнуть в будущее.
Со слов местных жителей, тибетские ламы были расстреляны в урочище Джилы-Су. И даже якобы где-то есть знак, выложенный камнями в виде свастики, отмечающий их могилу.
Возможно, убиты они были за плохой прогноз результатов войны. Одно можно утверждать точно: немецкий аэродром, который был зафиксирован в разведдонесениях, и который остался в памяти стариков, действительно существовал. А вот тайна одетых во все белое людей, пришельцев с Востока, пока так и остается тайной…
Click to view
Конечно, у военных стратегов в штабах Третьего рейха был “свой интерес” на Кавказе: заводам Круппа и Мессершмидта требовался молибден и вольфрам, которыми так богато Приэльбрусье. Немецкая горнострелковая дивизия “Эдельвейс”, захватив перевалы, подняла над Эльбрусом два черно-красных штандарта со свастикой. Зачем? Быть может, как знак власти на Кавказе или мистического владычества над всем миром?
Известно, что ни молибдена, ни вольфрама немцам так и не досталось, а героическая “Эльбрусская эпопея” советских военных альпинистов после победы в Сталинградской битве также завершилась победно: 13 февраля 1943 года жалкие обрывки “знаков власти” рейха сбросили и установили государственный флаг СССР.
Но вернёмся к интересующему нас немецкому аэродрому.
Мысль слетать на этот аэродром в наши головы подсадил Сергей Теплых. Руководитель регионального отделения АОПА-Россия, старший авиационный начальник аэродрома «Юца», профессиональный пилот и очень хороший человек.
Он много рассказывал про Эльбрус, урочище Джилы-Су. Во время авиационных слётов на Юце, Сергей стал организовывать авиационные экскурсии, во время которых знакомил нас с достопримечательностями Северного Кавказа.
Сильнее и сильнее хотелось увидеть этот немецкий аэродром! Но Эльбрус не простое место. Перед вылетом он может быть открыт, но буквально спустя 30 минут он полностью закроется облачностью. Поэтому даже издалека увидеть вершину Эльбруса - это уже удача.
Наблюдая за погодой, Сергей постарался в этом году так организовать слёт, что-бы хотя бы пару дней у нас была возможность полюбоваться этой легендарной вершиной.
И вот мы на Юце! Посадка на горном аэродроме прошла успешно. Впереди почти целая неделя в этом святом месте и богатая культурная программа. Но нас волнует немецкий аэродром.
Буквально во второй вечер пребывания решаемся лететь к Эльбрусу. Лететь в 5 утра.
Подъём в 4:30, едем на дальний торец ВПП - Ура, Эльбрус открыт!
Бегом обратно на стоянки. По машинам!
Осмотр самолётов, гонка моторов, Цессна-182 и Хаски друг за другом поднимаются в небо.
Cessna-182 над Юцой, впереди гора Джуца, а дальше Эльбрус.
Сергей летит с Игорем на Хаски, а мы с Олегом на 182 Цессне. Сергей, подсказывает безопасный маршрут, т.к. под нами горы и мест для вынужденной посадки практически нет.
"Хаски" Игоря Колоколова
Только узенькая дорога может быть нашим спасением в случае отказа двигателя
Водопад
Набираем 3500м. Наддув падает с 22 дюймов до 15…
Под нами проплывает обсерватория, и вот мы уже рядом, гора Сирх и урочище Джилы-Су под нами. Мы вошли в долину, и находимся над плато Ирахитсырт. Температура за бортом около 10 градусов мороза. Большая влажность, начинает замерзать карбюратор. Обогрев невозможно включить, т.к. начинается тряска и падение мощности мотора…
Делаем два виража на высоте, осматривая и фотографируя плато и немецкий аэродром. Страшно и безумно интересно. Над нами возвышается великий Эльбрус. Он нас подпустил к себе, но надо спешить, пока работает двигатель… На Хаски начинаются перебои. Пора домой.
Вот он немецкий аэродром!
Лагерь МЧС на поляне Эммануэля
Карты-схемы
Вернувшись - начинаем разбирать фотографии, рассматривая аэродром и делясь впечатлениями.
Очень тяжело с высоты определить точные размеры. Вроде как да, плато большое, сесть можно, но что там за грунт?
Принимаем решение - идти пешком и осматривать с земли.
Пешая экспедиция.
Это экспедиция на следующий день. С нами хотело выдвинуться половина лагеря, но решено идти втроём + проводник. Покупаем продукты для этого путешествия.
Снова подъём в 4 утра.
Впереди Эльбрус.
К 8 утра «Нива» нашего проводника Владимира доставляет нас в "долину Нарзанов".
Начинается восхождение к аэродрому.
Сразу разбиваемся на две группы. Мы с Олегом уходим вперёд, Сергей и Владимир следуют за нами.
Сергей и Владимир
Первый подъём был разминочным.
Сергей, Олег и я на поляне Эммануэля.
Выйдя к поляне Эммануэля дорогу нам преградила река Малка. Вроде как небольшая горная речка, но с очень быстрым течением. Подвесной мост был разрушен… Перейти вброд не представлялось возможным - слишком быстрое течение… Что делать?
Олег нашёл место, где можно было попытаться перепрыгнуть по камням и мастерски перемахнул на другой берег. Я передал ему рюкзак и аккуратно последовал за ним.
Сергей и Владимир пошли выше по течению искать другое место форсирования реки.
Прошли лагерь МЧС на поляне Эммануэля (Поляна названа в честь генерала Г. А. Эммануэля, начальника Кавказской укрепленной линии, руководителя экспедиции, впервые достигшей вершины Эльбруса в 1829 году).
Начался подъём на немецкий аэродром.
Тропа становилась всё уже и круче. Впереди стояли таблички, МЧС предупреждает, что проход по тропе опасен для жизни. И действительно эта тропа не давала права на ошибку. Один неверный шаг и ты окажешься в пропасти.
А шёл предельно аккуратно, не глядя в низ.
Сказочная красота окружала нас всю дорогу
Ещё лежит снег
Олег дожидается меня
Час такого подъёма и перед нами открылось плато. Вот он легендарный немецкий аэродром!!!
Разворачиваем флаг АОПА-Россия! Теперь это наш аэродром!
Достаю InReach и идём снимать координаты аэродрома, параллельно осматривая состояние ВПП.
Краткое описание немецкого аэродрома.
Аэродром представляет собой ровное плато, покрытие - базальтовый вулканический туф чёрного цвета, размерами от 5 до 40 мм в диаметре. Практически вся площадка аэродрома засыпана туфом, на котором прорастает трава и мох. Плотность покрытия около 5 кгс/см2.
Местами встречаются кочки травы и туфа высотой до 20 см и норы от грызунов.
Олег фотографирует кочку
Покрытие
Относительно ровная и безопасная площадка в длину около 800м. После небольшой подготовки, можно её удлинить до 1200м.
Уклон площадки 3 градуса (от Эльбруса) (перепад 60м).
Превышение аэродрома 2880м
Посадка на площадку возможна только «на гору» магнитный курс посадки 170-190 градусов, без возможности ухода на второй круг.
Взлёт возможен только «с горы», магнитным курсом 350-010 градусов. При взлёте с курсом 350, по курсу взлёта есть превышение около 30 м, при взлёте с курсом 010 градусов, есть прогал шириной около 300м и возможно уйти с понижением к поляне Эммануэля.
Вид с курсом 010
Прогал
На площадке установлено два металлических столба, высотой около 3м, расстояние между столбами около 30м.
Вдоль восточного края аэродрома проходит туристическая тропа, вдоль западного края течёт ручей.
Выводы:
Посадка на данный аэродром возможна. Взлёт также возможен, но при наличии избытка мощности, позволяющего выполнить взлёт самолёта после разбега 600м по грунту на аэродроме имеющем превышение 3000м. Шасси самолёта должны иметь удельную нагрузку на грунт не более 4,5 кгс/см2 и обеспечивать проходимость кочки высотой до 20 см.
На сегодня мы имеем:
1. Аэродром осмотрен с земли и с воздуха
2. Есть информация, что посадку на этот аэродром выполнял Ан-2
3. Выполнена пробная посадка на R-44.
4. Для безопасной эксплуатации данного аэродрома требуется подготовка ВПП (заравнивание ямок и кочек), установка ветроуказателя и маркировка железных столбов. Данную работу реально провести силами 4 человек за 1 день.
Осмотр аэродрома завершён. Можно перекусить.
На краю немецкого аэродрома
Начался град, а потом и дождь. Пора спешить домой.
Дорога с аэродрома до автомобиля заняла около 2 часов.
Нашли мост через Малку
Селфи под дождём во время передышки на спуске - опасная тропа пройдена!
Через облака на автомобиле
Ну а в заключении рассказа, я хочу Вам предложить полюбоваться видами Эльбруса - того Эльбруса, каким мы увидели его в небе.
Также через несколько дней наши лётчики облетели вокруг вершины Эльбруса на Cessna-337!
В отчёте использованы фотографии: Игоря Колоколова, Сергея Теплых, Сергея Шевчука, Эдуарда Лосеева, Андрея Иванова и Олега Нехорошева.