Виды - великолепные, водопады - выше всяческих похвал,
взгляд Слона при фразе «И ещё + 400 метров» - бесценен!Состав: Вася + Инна, Костя + Ольга, Даня + Галя + Вадим.
Маршрут: пос. Тюнгур - пер. Кузуяк - мост через Аккем - руч. Ороктой - Борондинский хребет - верховья руч. Тухман - верховья р.Араскан - верховья р. Акташ (оз. Кюльдуайры) - обрыв Скынчак - спуск по третьему ручью к р. Текелю - водораздел рек Текелю и Ярлу - р. Ярлу - оз. Аккем - спуск по р. Аккем - пер. Кузуяк - пос. Тюнгур.
(при нажатии на карту можно посмотреть в оригинальном размере)
День 0, подготовка.
В этот раз решили попробовать идти автономно по палаткам: представители каждой из трёх палаток самостоятельно составляют, закупают, фасуют и несут в походе раскладку и газ (ну и котелки-горелки) на себя (газ покупали в Барнауле - важно помнить, что тут он в виде «дихлофосников», то есть нужны переходники). В итоге, каждая группа автономна, что позволяет готовить в тамбуре палатки в плохую погоду, а также отделяться от остальных при желании. Как и предполагалось, такое разделение привело к уменьшению совместно проведенного времени, хотя и не в критических масштабах. Косяков с раскладкой избежать также не удалось - кое-кто тащил лишний груз и выбрасывал еду. Да и готовить приходилось каждый день, а не раз в три дня, как было бы при общей раскладке и дежурствах. Хотя то, что можно готовить и есть не выходя из палатки, - существенный бонус в условиях плохой погоды.
Были подготовлены необходимые документы для получения пропуска в погранзону, однако, в последний день выяснилось, что все это не нужно - по приказу МЧС от 2012 года оформлять пропуск для граждан России в погранзону необходимо только если заходишь в 5-километровую приграничную зону или пересекаешь установленные заградительные фортификационные сооружения. На нашем маршруте до границы не менее 11 км, а фортификаций там, конечно, никаких нет. Правда, уже на самом маршруте выяснилось, что мы проходим
Сайлюгемский национальный парк, для посещения которого нужно разрешение, которое егеря выписали нам на месте (на смычке Ороктойского и Борондинского хребтов).
При разработке маршрута родилось три варианта, представленных публике:
- простой под названием «Кучерла» (Кучерлинское озеро и радиалки вокруг него, потом через перевал Кара-Тюрек на озеро Аккем и радиалками вокруг него),
- сложнее - «Водопады Текелю» (подъём по ручью Ороктой, обход верховий Араскана, река Текелю, река Ярлу, спуск по Аккему)
- и самый сложный, но охватывающий всё интересное и доступное для нас в этом районе, - «Мечта» (как «Водопады Текелю» до оз. Аккем, а потом через перевал Кара-Тюрек к Кучерлинскому озеру, радиалки на Кони-Айры и/или оз. Дарашколь, спуск по Кучерле).
Мнение народа разделилось, так что пришлось идти по решению руководителя - «Водопады Текелю», а в случае переоценки сложности маршрута идти «Мечту» (отличный маршрут, но времени на него хватало впритык - без запасных дней). По факту оказалось, что маршрут «Мечта» вполне ходится за это время даже такой группой как наша, не говоря уж о более спортивных, хотя в итоге из-за погоды (и лени) мы через Кара-Тюрек не полезли.
День 1 (20 июля 2014 г.), самолёт: СПб - Москва - Горно-Алтайск, газель: Горно-Алтайск - пос. Тюнгур, шишига: пос. Тюнгур - пер. Кузуяк - мост через р. Аккем, начало подъёма по ручью Ороктой.
До республики Алтай народ добирался разными способами, но основная масса воспользовалась рейсом S7 через Москву. Прилетаем воскресным утром в аэропорт Горно-Алтайска, где тут же попадаем в дружеские объятия Слона и компании, добиравшихся через Барнаул. Погода отличная (при подлёте полюбовались окрестными холмами), настроение боевое. Заказанная Слоном машинка неожиданно сломалась и пришлось искать ей замену. На удивление, к прилёту нашего самолёта у аэропорта не столпилась куча шофёров, так что задача оказалась не тривиальной. В итоге поехали на газели Григория (+79136923258, +79095082188), который «кинул» нас, договорившись по телефону на 10 тысяч (это стандартная такса), а по приезду захотевший 13. Договорились на 12, но осадочек остался. По ходу выяснилось, что водитель эту ночь не спал - возил кого-то в Казахстан, так что поездка выдалась напряженная. Григорий рассказывал патриотические истории из жизни родной республики, хотя многие его утверждения выглядели сомнительно. К примеру, он заявлял, что в республике деньги есть, а в Алтайском крае нет. Однако, потом в самом Горно-Алтайске выяснилось, что в магазинах почти все продукты произведены в Алтайском крае или в крайнем случае в других соседних регионах, а вот из самой республики Алтай только молоко, да и то не всё. Также была прекрасная история о том, как в 2012 году в республику ломанулся народ в виду предсказанного конца света - кто-то пустил слух, что именно республика Алтай уцелеет и даже у Путина тут бункер. В итоге мигом были раскуплены соль, макароны и прочая картошка, а народ искал по республике места поукромнее. В общем 6,5 часов мы слушали истории, любовались местными красотами, считали перебегающих дорогу сусликов. Следы наводнения, бушевавшего два месяца назад, - восстановленные мосты по всей дороге. Был слух, что один мост на нашей дороге не восстановлен (в д. Катанда) и, возможно, до Тюнгура мы не доедем - рейсовый автобус, ходивший туда раз в день, теперь туда не идёт. Искомый мост наличествовал, на нём стояли знаки «движение запрещено», видимо, он в аварийном состоянии, мы благополучно проехали.
В Тюнгуре доехали до дома Валерия Топра’шева (+79136930440, +79631981130), с которым еще из Питера договорились, что он отвезёт нас через перевал Кузуяк до Аккемского моста. Погрузились в ГАЗ-66 вместе с двумя ребятами (девушка из Челябинска, а парень откуда - я не запомнил) и рюкзаками их группы, которая ушла через перевал налегке. Вообще говоря, от Тюнгура до моста через Аккем всего около 14 км по нормальной дороге и не смотря на +700, -500м вполне можно было бы их пройти даже под рюкзаками, но изначально решено было этот кусок проехать из-за: предполагавшейся там грязи, бессмысленности подъёма - почти весь набор высоты теряется, для экономии времени - особенно для маршрута «Мечта». Стоит это удовольствие 1000 р. с человека, сколько за один только рюкзак не знаю, но скорее всего 500р. Торговаться практически бессмысленно, там такими перевозками занимаются трое и они чётко держат установленную цену, вне зависимости от того, сколько человек будет у вас в группе. Валерий - очень самоуверенный товарищ: на своём заполненном газике он спокойно проехал по мосту через Катунь, который находится в аварийном состоянии (там и ходить-то страшно, также висят знаки «движение запрещено»), потом по мосту через Кучерлу и дальше смело штурмовал Кузуяк. Кое-где угол подъёма или спуска явно превышал 30 градусов, при этом дорога могла быть полностью размыта лужей или траверсировать склон под сильным уклоном на один бок - Валере и его шишиге всё было нипочём.. Вообще говоря, понятно почему цена за эту перевозку завышена - это же целый аттракцион! Вот на Крестовском острове люди большие деньги платят за то, чтобы их пошвыряли из стороны в сторону, вверх-вниз. А тут кроме того что тебя швыряет с борта на борт и наклоняет под разными углами, заваливая рюкзаками, так ещё и ветками по голове охаживает… Доехали за полтора часа, по дороге пораспрашивав девушку о Явлении Челябинского Метеорита. Выгрузились над мостом, ребята с рюкзаками поехали дальше - до стоянки «Три березы» еще около километра-двух.
(примерно здесь нас выгрузили, взгляд назад)
Старый мост через Аккем ещё стоит, но стал бессмысленен - река пробила новое русло, в обход него. К счастью, есть новый мост, метров на сто выше по течению (в любом случае, ни один из мостов не виден с дороги!).
Переходим Аккем и двигаем к ручью Ороктой по чёткой лошадинной тропе. Вокруг идиллические виды, светит солнце, одуряюще пахнут луга.
Переходим ручей вброд, тропа уходит повыше - идёт над зоной леса. Неплохая стоянка сразу после брода, чуть позже вправо от тропы отходит отвилка к ещё одной хорошей стоянке. Мы идём дальше, так как время ещё не позднее да и долго уж пришлось сидеть в разном транспорте, теперь хочется походить.
Вдоль тропы встречается земляника и красная смородина. Также там оказалось очень много полыни - в итоге первым пришлось пустить алергика Костю: каждый проходящий задевал траву и количество лезущего в нос дурмана увеличивалось, я шёл последним, и содержание алергена в воздухе было такое, что даже у меня нос зачесался, хотя до этого никаких алергических реакций за всю жизнь не наблюдалось. В итоге встали на стоянке на берегу ручья неподалеку от отметки 1249.8. Тропа влево на Ороктойский хребет поднимается здесь, а не дальше, как это отмечено на генштабовке. Мы решили по ней не идти, чтобы подольше быть возле воды. Стоянка лошадинная - навоз, мухи, но других по ручью нет.
День 2 (21 июля 2014 г.), подъём по ручью Ороктой на Борондинский хребет - верховья р. Тухман.
Сегодня предполагается основной набор высоты за весь поход с 1250 до 2200. Зная о проблемах двух участников с высотой, я предполагал в маршруте «Водопады Текелю» теоретическую возможность разбить этот подъём на полтора дня, правда, в таком случае ночевка скорее всего была бы «сухой», так как до воды далековато. В итоге группа держалась молодцом и верховья р. Тухман были достигнуты без особых осложнений когда солнце было ещё высоко. Вот что я называю правильной акклиматизацией. Некоторые наивно считают, что после долгого перелета в другой часовой пояс нужно акклиматизироваться с помощью отдыха. Вроде как прилетели и нужно отдохнуть, не напрягаясь погулять налегке или вообще сразу завалиться на днёвку. На самом деле всё наоборот, проще всего акклиматизироваться и привыкнуть к другому времени как раз через серьёзные физические нагрузки. Только прилетели - и сразу в бой, по полной программе. Тогда смена часовых поясов пройдёт вообще не заметно. Ну и вставать в горах, конечно, нужно в 6 утра - чтобы больше застать солнечного времени, чтобы выходить «по холодку», а на Алтае ещё и чтобы ходить по хорошей погоде. В чужих описаниях я прочитал, что обычно в это время в первой половине дня стоит хорошая погода, а потом после обеда начинает портиться. Так оно и оказалось в дальнейшем, хотя в этот конкретный день хорошая погода была всё время. Поднимаемся по ручью Ороктой, потом бродим его вместе с тропой и уходим вверх по притоку, как на генштабовке. Тропа вдоль притока идёт непосредственно по ручью, изредка показываясь на сухих местах. В какой-то момент народ решил переобуться, за это время удалось набрать удачно подвернувшихся опят - старенькие уже, но ничего: вечером будет добавка к ужину. Тропа забирает вправо от ручья, а потом резко пересекает его (справа налево по ходу движения, орографически - наоборот) и уходит наверх на хребет.
(первые робкие виды)
Далее умница тропа идёт по верху хребта, а не спускается к Тухману, как это нарисовано на генштабовке. Здесь открываются прекрасные виды, вознаграждающие за суровый подъём.
(так мы впервые увидели Белуху)
(взгляд на север поверх Ороктойского хребта)
(взгляд на восток - наш дальнейший путь уходит в правую часть экрана, а ночевать сегодня будем за скалками, что по центру)
На смычке Борондинского и Ороктойского хребтов под горкой нас встречают четыре егеря на коняшках, говорят, что нужно оформить пропуск для входа в парк Сайлюгемский (пока бесплатно, а потом возможно будут плату брать, как сказал мне один из них). Оформление заняло минут 15, которые были совсем не в тягость, так как в это время можно было любоваться окружающим бесподобным пейзажем.
(ещё раз Белуха!)
Правда, почему-то пропуск в итоге выписали не на всю группу, а только на руководителя, по крайней мере в нём и намёка нет ни на кого кроме меня. Здесь неплохо ловит билайн, можно даже звонить и, кажется, мтс тоже был. Оттуда неспеша дошли до верховий Тухмана.
(скалки, такие скалки)
Там несколько стоянок, мы встали на самой большой и ровной, отмеченной логотипом Высотника - всё равно там не было никого кроме нас. Виды великолепные, вода под боком и солнышко светит так жарко, что в итоге даже помылись ледяной водой из ручья.
(хорошо видна завтрашняя тропа по непередаваемо красивого цвета склону)
А вечером ребята заварили изумительно ароматный чай с листом смородины, сорванным по дороге.
Часть 2: по хребтам!