История математики - версия для планшета (и для печати)

Apr 28, 2013 16:45

Последние несколько лет я писал школьный учебник геометрии, поэтому на другие книги времени почти не оставалось. Сейчас учебник наконец-то заканчивается, и я постепенно пишу книгу по истории математики. Издавать её в бумажном виде я сналала не планировал, но теперь уже планирую. Но распространять её в версии для планшета (в последнее время я только так книги и читаю) и для печати буду по-прежнему. Пока у меня более или менее готово до конца 19 века. 20-й век сложный, он займёт много времени. Пока выкладываю файлы только в ЖЖ; ничего другого я пока не придумал.

Принимаю предложения по оформлению. Я перечитал этот текст на 9-дюймовом PocketBook 912, было нормально. Но на 6-дюймовом, может быть, не очень удобно будет. Возможно, нужно делать разные версии для 6- и 9-дюймовых экранов.

[Старые файлы]

Предупреждение: в старых файлах могут быть ошибки и опечатки. Ими лучше не пользоваться. Я их оставил на всякий случай.

История математики. Глава 1. Древний Египет и Вавилон

Изготовленный мной:
Шрифт покрупнее https://dl.dropboxusercontent.com/u/90020633/1_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%82_%D0%B8_%D0%92%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%BD%28L%29.pdf

Шрифт помельче
https://dl.dropboxusercontent.com/u/90020633/1_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%82_%D0%B8_%D0%92%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%BD%28S%29.pdf

PS Я не умею обращаться со шрифтами, поэтому у меня не самый удобный для планшета вид получился. Вадим Радионов изготовил этот текст с более подходящими шрифтами: https://dl.dropboxusercontent.com/u/90020633/test.pdf И ещё вариант с более красивым шрифтом https://dl.dropboxusercontent.com/u/90020633/test1.pdf

Версия для планшета https://yadi.sk/i/2FCMHszfaHXfV https://dl.dropboxusercontent.com/u/90020633/glava1.pdf
Версия для печати https://yadi.sk/i/E5i-4fXWaJopZ https://dl.dropboxusercontent.com/u/90020633/glava1_print.pdf

Глава 2. Древняя Греция

Версия для планшета https://dl.dropboxusercontent.com/u/90020633/2_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D1%8F%D1%8F_%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D1%8F%28Fig%29.pdf http://prasolov.loegria.net/glava2.pdf
Версия для печати https://yadi.sk/i/yaiJZj1yaJou6 http://prasolov.loegria.net/glava2_print.pdf

Глава 3. Китай. Индия. Арабские страны

Версия для планшета https://dl.dropboxusercontent.com/u/90020633/3_%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9_%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%8F_%D0%90%D1%80%D0%B0%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B.pdf http://prasolov.loegria.net/glava3.pdf
Версия для печати https://yadi.sk/i/z3E6XgJfaJozX http://prasolov.loegria.net/glava3_print.pdf

Главы 4 и 5. Средние века, Возрождение, 17 век

Версия для планшета https://dl.dropboxusercontent.com/u/90020633/4-5_%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0_%D0%92%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_17_%D0%B2%D0%B5%D0%BA.pdf http://prasolov.loegria.net/glava4-5.pdf
Версия для печати https://yadi.sk/i/SgrFEoNbaJp4U http://prasolov.loegria.net/glava4-5_print.pdf


История математики до конца 17 века. Две версии
для планшета https://yadi.sk/i/Hgvw9je9grNfa
для печати https://yadi.sk/i/OYnlqw71wNNLo
(Мне со временем обещали сделать более читаемую версию для планшета. Разбиение на отдельные главы есть в разделе "Старые файлы", но там могут быть ошибки и опечатки, исправленные в новой версии.)

Глава 6. 18 век

Версия для планшета http://yadi.sk/d/QjWEnPsq84W8u http://prasolov.loegria.net/glava6.pdf
Версия для печати https://yadi.sk/i/yBLJJce9aJp7B http://prasolov.loegria.net/glava6_print.pdf

Глава 7. Первая половина 19 века

Версия для планшета https://yadi.sk/i/ONWJ1eoxaHGBz http://prasolov.loegria.net/19vekI-reader.pdf
Версия для печати https://yadi.sk/i/PDpqOipVaHGG9 http://prasolov.loegria.net/19vekI-print.pdf

Глава 8. Вторая половина 19 века

Версия для планшета https://yadi.sk/i/rCUAJWNnfvqv3 https://dl.dropboxusercontent.com/u/90020633/19vekII-reader.pdf
Версия для печати https://yadi.sk/i/V--0cL2xfvqwn https://dl.dropboxusercontent.com/u/90020633/19vekII-print.pdf

Глава 9. Начало 20 века

Версия для планшета: https://yadi.sk/i/9G6qWDJOhgBAD https://dl.dropboxusercontent.com/u/90020633/20a_reader.pdf

Версия для печати: https://yadi.sk/i/SvhB9TXhhgBBU https://dl.dropboxusercontent.com/u/90020633/20a_print.pdf

Глава 10. Середина 20 века

Версия для планшета: https://yadi.sk/i/EYijgX5Qj4BBb https://dl.dropboxusercontent.com/u/90020633/20b_reader.pdf

Версия для печати: https://yadi.sk/i/0KFrkCM0j4BCk https://dl.dropboxusercontent.com/u/90020633/20b_print.pdf

Глава 11. Вторая половина 20 века

Версия для планшета https://yadi.sk/i/uikuus7Dtbe5B (яндекс-диск) или https://dl.dropboxusercontent.com/u/90020633/20c_reader.pdf (Dropbox)

Версия для печати https://yadi.sk/i/pn9rw5V0tbdua (яндекс-диск) или https://dl.dropboxusercontent.com/u/90020633/20c_print.pdf (Dropbox).

[Комментарий Я.А.Фельдмана http://jfeldman77.livejournal.com/]Уважаемый Виктор Васильевич!

Прямо перед обнаружением вашей «Истории математики» я как раз читал книгу «Флатландия» (Э.Эббот) и там главный персонаж - плоский Квадрат - обнаруживает, что ко всякому пространству можно добавить, по крайней мере, еще одно измерение

Я бы добавил к вашей книге еще одно измерение, которое в моей терминологии называется так:

«Моделирование чужого сознания как неоднородного своему»

Это моя старая тема.

Наш мир сейчас перемешивается гораздо быстрее, чем еще пять-десять, а тем более чем пятьдесят-сто лет назад. И вероятность, что вам в ближайший день-месяц-год придется столкнуться с человеком другой культуры, другого мышления, другого сознания уже равна единице. А значит умение «моделировать чужое сознания как неоднородное своему» часто становится условием победы, а иногда - условием выживания.

История - великолепный материал для тренировки умения «моделировать чужое сознание как неоднородное своему». И мы должны использовать этот ресурс по максимуму.

Но не только древние египтяне и вавилоняне по-другому видели мир, хотя это важно.

Аристотель, когда пишет о египтянах, пишет не как мы и не как древние египтянин, а как древний грек

Ученик старших классов не так читает книгу как мы, взрослые.

Человек другого - не математического стиля мышления - не так видит мир как мы, математики.

Но книга по истории математики не должна отрезать этих других - старшеклассников и взрослых -а, значит, мы должны моделировать как неоднородное своему.

Начало

Следует не только отделить греческую математику - математику доказательств - от более ранних математических школ, но и в этих более ранних знаниях отделить задачи государственных чиновников от тех знаний, которые были накоплены до государства.

Например,

До того как государственные жрецы Вавилона и Египта стали решать сложные задачи,

до больших государств

уже в обиходе существовали числа и геометрические фигуры.

Например, солярный знак - круг с выделенным центром

Какие еще фигуры можно найти в орнаментах?

Числительные и системы счисления, цифры, способы записи

Может быть для доказательной математики системы счисления не так интересны, но для компьютерных наук они очень интересны

И алгоритмы - для компьютерных наук - не менее важны чем доказательства.

Это должна быть первая глава.

Астрономические задачи вавилонян прямо повлияли на их систему счисления - круг, часы, год и прочее.

Системе счисления вавилонян нужно посвятить достаточно времени, чтобы читатель мог ее понять.

Это должна быть вторая глава

В основу классической геометрии, какую мы знаем ее после Евклида, легли не сложные задачи (архитектурного или строительного содержания), которым учили в египетской государственной школе, а задачи «землемерия», которым крестьяне учились друг у друга.

Существует принципиальная разница между египетским и вавилонским земледелием

Вавилонское земледелие возможно только после государственного строительства каналов и дамб. Египетское земледелие возможно до и без такого строительства.

Так что земледелие в Вавилоне столь же старо, как и государство (и связано с приходом ариев с севера)

А в Египте земледелие много старше государства. И задачи проведения границ между участками решались задолго до создания государственных школ.

Каждое лето снег в верховьях Нила тает и Нил разливается. Он несет с гор плодородный ил. Когда вода сойдет, ил покрывает всю долину, и все границы надо проводить заново.

Именно из такой задачи - провести границу после того, как ее смыло рекой - возникла «народная геометрия». И ее главный инструмент - веревка и два колышка. Так возник «отрезок прямой» - основа всей египетской геометрии.

Но в строительстве этот инструмент не применим или применим ограниченно, только при закладке фундамента.

Поэтому там первоначально мерой служили локти и ладони.

И этим занимались уже другие люди.

Это должна быть третья глава

Предисловие и текст первой главы

Мелкие замечания.

Всюду, где упоминаются страны, должны быть карты и годы

Всюду, где упоминаются орнаменты, должны быть картинки

Там где упомянута фреска «Царь на закладке храма» хорошо бы эту фреску привести

Не кожа, а пергамент - телячья кожа специальной выделки (Как в Пергамском царстве)

Рисунок без подобия невозможен?

Нет, не так. Построение большого рисунка по малому шаблону без подобия невозможно

Верстка

Неудобно читать текст, который упоминает картинку, до которой надо еще мотать, а потом обратно мотать. На моем планшете это неудобно. На других компьютерах это неудобно тоже. В бумажной книге это тем более неудобно.

Хотя во всех старых книгах это обычная практика, но там писатель не имел доступа к верстке, и не мог поправить после наборщика. А сейчас не исправить это - издевательство над читателем.

Каждая задача должна быть изложена так, как это делается в тетрадке у хорошего ученика
(и хорошо бы завести сквозную нумерацию задач)

Дано
Чертеж
Требуется найти
Решение

Чтобы можно было охватить глазом - на одной странице без переноса

Потоково-непрерывные-формулы-и-рассуждения это издевательство над читателем

Отдельные мысли и цитаты лучше начинать с красной строки.

история математики

Previous post Next post
Up