для меня прочтение истории Иакова.
Один из френдов выложил пространные цитаты из читаемого им трехтомника (ни автора, ни названия я, как водится, не упомнил), где нашлось нечто для меня новое. Попробую коротко пересказать.
Сначала автор обращает внимание, что Иаков получает 2 благословения (что? да!) от отца своего Исаака - первое в качестве псевдо-Исава,
а второе уже как сам по себе. Он сравнивает содержание этих благословений.
1. 'да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!' (Быт, 27:28-29).
2. 'Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов, и да даст тебе благословение Авраама [отца моего], тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!' (Быт, 28:3-4).
Итак, Исаву предназначалось: богатство (кстати, в виде плодов земледелия вопреки тому, что сейчас Исав даже не скотовод, а вообще охотник), власть и авторитет, а также защита от Бога. Иакову же дается - что важно - отношения завета с Богом, которые сам Исаак унаследовал от Авраама, включающий плодовитость и землю ханаанскую. Здесь автор делает предположение/допущение, что Исаак, как мудрый и внимательный отец, заготовил эти разные по содержанию части своего наследия сыновьям в соответствии с тем, каковы они сами, 'каждому по силе его', как будет сформулировано несколько позднее. Текст скуп на подробности и не обязывает к такому понимаю, но мы же любим истории про хороших людей, и человеколюбие нам не то, чтобы уж совсем чуждо, так что примем это, как гипотезу.
Итак, Иаков получил не только уготованное ему, но и прихватизировал братово. Правда, в реале, отправляясь к дяде, он ничего из немалого отцовского богатства (Быт, 26:12-14) не получит ('я с одним посохом перешел Иордан,' - скажет он потом).
Предназначенное Исаву ему и досталось. Но в памяти Иакова все 20 лет его отсутствия хранилось, что он 'отобрал' у брата. И вот он возвращается. Со своими воспоминаниями. И узнает, что Исав идет навстречу, и с ним 400 человек. Вообще-то, у самого Иакова, как он сам говорит, два стана, и, мне думается, народу у него вполне могло набраться, чтобы противостать такому отряду. Но у Иакова, помимо особенностей невоинственного характера и охватившего его страха, есть, очень похоже, чувство вины перед близнецом. И вот, если посмотреть острым глазком на поведение Иакова (который, кстати, уже и переименован в Израиля), то выясняется интересное соответствие.
В похищенном им благословении говорилось о материальном богатстве? Иаков посылает брату в дар множество скота (одно из главных мерил богатства в той культуре). 'Поклонятся ему племена'? Все племя Иаковлево (4 жены и их дети) кланяются Исаву. Обещано господство над братьями? Родной брат называет его господином, а себя рабом его. Поклонятся ему 'сыны матери его'? Иаков сам кланяется ему до земли ажно 7 раз.
И наконец, косвенно младший брат отводит от старшего потенциально возможную кару свыше, ведь 'проклинающие тебя прокляты' - вдруг Исав хоть в сердце своем все еще клянет его? То есть Иаков отдает брату то, чем он некогда обманом завладел. Не просит прощения словами, но - самим делом. Круто, так я этого не видел раньше, мне нравится.
Само рассуждение автора охватывает и другие моменты, в т.ч. ночной поединок в Пенуэле, но как-то эта часть построения меня не впечатлила. А вот это ☝️- да.