Капища и храм в Яриловой долине во Владимирской земле. Что было на самом деле?

Dec 06, 2016 00:45

Недавно автор наткнулся на несколько староватую статейку из газеты «Pro-Владимир» за 2013 год. В ней описывается капище Ярилы, верней даже храм как нас уверяет Антон Ефимов в своей статье "Ярилова долина".
Что же тут интересного или подозрительно? - спросит любопытный читатель. Нет, кармическими долгами в авариях и не пахнет, но смысл поговорить есть. Более того, на мой взгляд, тема куда интересней, и она популярна среди вполне образованных людей-земляков, а не только любителей кРАмолЫ какой-нибудь.
Начнём с того, что данные современников о наличие языческих храмов фиксируются прежде всего у западных славян. .  Но говоря о земле около бывших сёл Красное и Доброе, то таких данных не в одном письменном источнике нет. И тем более конкретно храмы Ярилы! Стоит ли верить слухам?



Константин Николаевич Тихонравов при археологических раскопках в XIX веке предполагал, что находившийся Федоровский монастырь «не был ли основан на месте Языческого капища» как описывается в статье 1976 года. [Б. П. Николаев “К истории окраин Владимира» По книге Памятники истории и культуры. "Вып. 1, Ярославль, 1976, стр. 142-149.]
Получается языческого храма не было, и даже относительно капища лишь только предположение, не подтверждённое никаким другим образом на данный момент. Да и почему на месте князь Владимирского кладбища, появившегося в XVIII веке, как нас уверяет Антон-«на основании слухов»!?
Говоря о возрасте, Антон пишет: «сёла Красное и Доброе, если верить Доброхотову, являются почти ровесниками города Владимира. В 12 веке они и другие поселения, по сути, соединяли города Владимир и Боголюбов, но соединение имело разрывы - «Сунгиревский» овраг, овраг «Дебри» за селом Доброе, и Ярилова долина.»
Ссылок библиографических или каких-то других, где Доброхотов говорит об этом в статье нет, поэтому доверим   поиск их Антону.
Предполагать можно многое, но всё же лучше знать наверняка, тем более:
«село Доброе впервые упоминается в 1478 году в жалованной грамоте митрополита Геронтия9, где это село называется Константиновским по имени существовавшего здесь Константино-Еленинского монастыря. В это время здесь уже стояла Никольская церковь, потому что в грамоте упоминается «Никольский поп в Доб­ром селе», который освобождался от суда митрополичьих наместников. В «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии» мы читаем: «В Добром почти до конца прошлого столетия существовал Константино-Еленинский монастырь. Основание его некоторые летописцы относят к XIII веку, из игуменов этого монастыря посвящен был в 1276 г. епископ Владимирский Феодор; но позднейшие, более достоверные исследования говорят, что Константино-Еленинский монастырь основан свят. Алексием, митрополитом Московским, в бытность его Владимирским епископом(где-то вторая половина XIII века-прим.w_o)»10. Статус села говорил о наличии в нём церкви. <..>
Село Красное впервые упоминается в 1515 году в жалованной грамоте Дмитриевскому собору. Великий князь Московский Василий III требовал, чтобы «по две четверти ржи, да по четверти пшеницы, да по ситу гороху, да по две деньги на соль и дрова»12 бралось с этого села в пользу собора. В настоящее время от старого села фактически сохранилась одна улица - Красносельская (бывшая Подгора, затем Первомайская) с Михайло-Архангельской церковью и небольшим сельским кладбищем при ней
Место самой долины известно, и указано на карте в статье 1976 года.


Но это ещё не самое главное, а что даст понять об этом вопросе, это представления Антона:
«Ярило в мировоззрении древних славян являлся богом не только земельного плодородия, но и телесного. В какой-то степени он сочетал в себе значения греческого Эроса, египетского Осириса, финикийского Адониса, бога весны. Образ Ярилы был неотрывно связан с Солнцем как символом весны и непрерывных циклов жизни. Ярило умирал и возрождался, как Солнце, теряющее силу осенью и крепнущее весной.»
Ярило фиксируется впервые в «Увещание жителям города Воронежа об уничтожении ежегодного празднества под названием «Ярило» святителя Тихона Задонского в 1765, где описывается праздник с попойкой и драками, при том он прямым текстом говорится, что в них участвуют христиане https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonskij/slova-skazannye-voronezhskoj-pastve/#0_13…
Антон вспоминает ляпы представителей мифологической школы, которые остались в прошлом историографии данного вопроса. Попробуем пояснить: такого мнения придерживались в XIX веке, вспомним Александра Островского и его «Снегурочку».А Александр Николаевич консультировался с "передовыми исследователеми того времени" !Но для того времени был актуален вопрос о тепловой смерть Вселенной и аналогичные вещи.
Сейчас ясно: божество Ярило это лишь плод так называемой «кабинетной мифологии»:
«Так называли чучело, такое же как Масленица, Кострома, Кострубонька и прочие. Куклы изготавливали к празднику, их украшали, придавали им половые признаки, проносили с песнями по деревне, а потом хоронили или сжигали. В этом ритуале писатели XVIII-XIX веков угадали признаки солярного божества и домыслили всю его атрибутику. Таким он продолжает видеться современным неоязычникам.» [Кто и зачем придумывал древних славянских богов?Как в XVIII веке русская мифология была выдумана на западный манер, кому это было нужно и откуда взялись Лель, Ярило и Зимцерла. Arzamas рассказывает о новом русском фейклоре.Подготовила Ксения Денисевич]
В Энциклопедии «Славянские древности», которую и стоило посмотреть вначале, пишут о Яриле следующее:«персонификация одного из летних праздников в славянском народном календаре (преимущественно Поволжье, южнорусские губернии). Имя Я., как и другие слова с корнем яр-(*jur-), связанно с представлением о весеннем плодородии (ср.рус. яровой, ярый,укр. ярь. «весна», схожие слова с тем же корнем у юж.и зап.славян[Ярила / Петрухин В. Я. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. - М. : Международные отношения, 2012. - Т. 5: С (Сказка) - Я (Ящерица). - С. 637]



Думаю, теперь не стоит объяснять, откуда появилось название.

Собственно, и картинка, которую нарисовал, верней взял у неоязычников, Антон Ерёмин далека от действительности, кукла явно не похоже на карамельный пафосный образ юноши, взятого из художественных вымыслов..


Даже неоязыческая реконструкция, что ниже, поближе будет
.

В завершении небольшого расследования, отметим что фраза, брошенной в начале статьи не может не вызывать улыбки: «До прихода христиан, во времена могучих языческих богов». Антон, где же эти могучие боги были тысячу лет!?Очевидно, превратились в куклы на потеху христианским людям…
___________________________________________________________________________________________
дата обращение по ссылкам 5 декабря 2016 года

история, Владимирская земля

Previous post Next post
Up