Пьянство на Руси. Самое начало

Jan 13, 2019 22:16


Князь Владимир Мономах в своём «Поучении к детям» пишет: «Блюдите себя от лжи, пьянства и разврата: в них погибаетъ душа и тѣло»[1] Но откуда пошло пьянство и почему к нему такое отношение, раз "в меру" можно?


Конечно, наивно думать, что выпивать спиртные напитки в больших количествах исключительно русская или, если шире - славянские черта. Не говоря уже о наркотических веществах. Вот что говорят источники:
«Беспробудно пить день и ночь ни для кого не постыдно» писал о германцах ещё римский историк Тацит[2]; в Греции были известны дионисийские культы[3]; опьяняющие напиток сома в Ригведах[4], ритуальное употребление пива в языческих культах мордвы[5] и целый ряд других примеров, которых можно перечислять очень долго.

Конечно, всё это употреблялось не так часто и не были такими крепкими как абсент и водка, так как технологии перегонки (примерно е самые агрегаты, которых можно увидеть в советском фильме «Самогонщики» или у знакомых/родственников в «теме»), которые позволяли получать крепкие и креплённые напитки, не были известны.  Тем более в больших количествах. Поэтому поставить «на поток» процесса брожение было крайне сложно
Пиво, мёд (у которого была разновидность ставленый - достаточно крепкий алкогольный напиток для своего времени) и завозное вино (и то дорогое и разбавленное), если говорить о славянах. 
Поэтому это всё употреблялось в определённых целях. Если говорить об упомянутых греках, то запоминающееся состояние после вкушения вина представлялось  результатом определенного божественного или демонического вмешательства. Поэтому  вино, как и виноград и все, что было с ним связано, было сакральным, аналогично древнеарийскому наркотическому напитку, послужившему оригиналом божественны сомы индусов и хаомы персов. Не говоря уже о разного рода наркотических веществах, описанных Геродотом у скифов и т.д., чей обычай очищения после похорон в чём-то похож на обряды североамериканских индейцев, связанных с табаком.[6]
Важно упомянуть о способе обеззараживании воды добавлением вина, что также имело место быть. Но зачем это славянам у нас в краях?!
Говоря же о Ветхом Завете: «И сказал Господь Аарону, говоря: вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, [или приступаете к жертвеннику,] чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого» (Левит 10:8-12). То есть эдакого «священного опьянения» как назвал его Дмитрий Гаврилов а.к.а. волхв Иггельд в своей книге нет. Конечно, и православные христиане пьют, и католики и некоторые протестанты, и иудеи выпивают. И некоторые бухают страшно, тем не менее пьянство Отцы Церкви явно не одобряли и считали его явно неправильным: «Пьянство не дает место Господу; пьянство отгоняет Духа Святаго»-писал Ефрем Сирин; «Пьянство есть начало безбожия, как омрачение разума, которым обыкновенно наипаче познается Бог» Василий Великий и известен целый ряд других аналогичных изречений.
Не удивительно, что и в памятниках русской книжности, мы находим этому отражение:
«Пьянство, говорит митрополит Никифор (начало XII века), вольный бес, пьянство - дщи диавола, пьянство - уму смерть, погубивый бо ум скотины пущи есть» [7]
«На праздники больших пиров не должно затевать, пьянства надобно бегать. Горе пребывающим в пьянстве!»[8] -говориться в «Поучениях о казнях Божьих» преподобного Феодосия Печорского (XI век).
Известный российский дореволюционный исследователь Аничков Евгений Васильевич в работе «Язычество и Древняя Русь» посвятил целых три главы такой теме, как "Пиры и игрища, как главный предмет обличения" язычества церковью[9]
Как можно понять, данное явление шло из глубины веков, задолго до Крещения Руси.
О пьянстве среди славян-язычников упоминает целый ряд источников, в том числе и «азбука древнерусской истории» -Повесть временных лет, которую должен знать любой человек, всерьёз говорящий об истории древней Руси. В частности, в полулегендарном рассказе о выборе вер князь Владимир говорит: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть». Да и известный языческий князь Святослав, желая перенести столицу в захваченный им Переславец на Дунае говорил о вине из греческой земли.
Упоминают и целый ряд зарубежных источников. Приведём пару примеров:Византиский хронист Феофилакт Симокатта, История, VII век (о войне ромеев с дакийскими славянами):

«Итак, стояла ночь, и варвары, склоненные ко сну опьянением, видели сны. <...> Поскольку те еще находились в объятиях сна, гепид аварской песней дал знак Александру. Тот, напав на варваров, наказал их смертью за сон. <...> Варвар был пьян, и от хмеля его разум помрачился: дело в том, что в этот день он устраивал поминки по умершему брату, как им [велит] обычай. Началось великое смятение, и варвар был захвачен в плен».
Арабские географы: Ибн-Фадлан, о русах, 921-922 года (из описания погребального обряда):
«Они, злоупотребляя набизом, пьют его ночью и днём, [так что] иной из них умрёт, держа кубок в руке». (Набиз - хмельной напиток). [10]



Академик АН СССР Борис Александрович Рыбаков, археолог и известный исследователь язычества (хотя и выдвигающий весьма спорные гипотезы), исследуя текст былины Михайло Потык отмечает:

«Во всей второй песне продолжается противостояние христианства язычеству, но это не открытая борьба, не призыв к новой вере, не упреки в адрес поганого роду змеиного. Трижды побеждает язычество и опять-таки побеждает не оружием, не речами, а чарами зелена вина. Девять чар вина выпил Михайлушка во время своих наездов к Марье и каждый раз оказывался после этого беспомощным перед силой языческого колдовства.
Чары зелена вина в ряде былин упоминаются не только в той части второй песни, где Марья, спасая себя, подносит Михаиле "питье забудущее", - богатырь стал пьянствовать как только начинается совместное житье с "волшебницей" и продолжает после выхода из могилы:Он пошел гулять да по царевыим по кабакам,Пить вино да он безденежно» [11]Ведь связано было с определённым понимаем, так как многие традиции застолий имеют языческое происхождение, который можно проследить и на примере славянских народов. Упомянутый Борис Александрович Рыбаков говорит о ритуальной круговой чаше в контексте ритуалов, посвящённых языческим рожаницам: «. Этот общечеловеческий древний обычай описан для западных славян Гельмольдом (христианский монах-миссионер и хронист XII века): "Есть у славян удивительное заблуждение: на пирах и попойках своих они обносят чашу и над нею произносят слова (не скажу благословения, а скорее проклятия) во имя богов…"[12]«Обычай пить сообща за чье-либо здоровье издавна был знаком многим народам мира. <…>История русского застолья и связанный с ним обычай пить «за здравие» восходят к дохристианскому периоду, когда было принято отмечать семейные и общинные праздники, радость встречи после долгой разлуки, победу над врагом и горечь утраты близких - пишет другой светский исследователь доктор исторических наук Воронина Татьяна Андреевна-об этом свидетельствуют археологические находки кубков, круглых чаш и специально предназначенных для этого сосудов в виде рогов, а также их изображения на каменных изваяниях. Из таких рогов пили на совместных пирах или братчинах, посвященных очередной победе воинской дружины: встречая победителей, народ «честь творил вином и медом». Наиболее роскошными считались крупные рога тура, оправленные чеканным серебром.[13]В этой связи интересно отметить следующее -датский летописец Самсон Грамматик, говоря о ритуальных действиях вокруг идола Святовита (XII век) западный славян показывает интересную деталь:

«В правой руке идол держал рог ..., который ежегодно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года. [...] На другой день перед народом … жрец брал из руки идола рог, и если находил, что напитка в нем убыло, то предсказывал бесплодный год, а если напиток оставался, как был, то предвещал урожай... Потом он … наполнял рог свежим напитком, и, почтив идола... просил торжественными словами счастья себе, и стране, и людям обогащения и побед. Окончив эту мольбу, он осушал рог одним разом....»
Магическое заклинание жреца сегодня можно интерпретировать как прообраз современных тостов. Полнота сосуда символизирует благополучие и плодородие. Остаток спиртного - это зло, знак недоброжелательства. Отсюда: «не оставлять зла встакане», «Кто не выпил до дна, не пожелал добра», «Не допиваешь, так недолюбливаешь»[14]
Как мы понимаем всё это осколки дохристианских времён, проявление того самого двоеверия, столь любимого нашими неоязычникми.Данные традиции держались и в несколько изменённом виде держаться до сих пор и сыграли свою роль в алкоголизации страны, когда на смену таким вот напиткам пришли крепкие алкогольные напитки, получаемые путём перегонки типа водки::«Ритуальные формы употребления, например обычай «пить до дна», насильственно угощать друг друга, пить наравне со всеми, не смея уклониться, укоренившиеся в период раннего средневековья, продолжали жить в народе. В условиях «царева кабака», где основным напитком была водка, они становились опасными". [15]

Последнее не удивительно, так как в той же исламской Персии сохранялись так называемые дервиши; и даже знаменитый Омар Хайям изрёк «Истина в вине». Хотя Коран запрещает сей напиток. Что же говорить о христианстве православном, что говорит только « в меру». «Языческие алкогольные страсти» дали о себе знать!

Список источников:

[1] Владимир Мономах, С. М. Соловьёв и др. Поучение детям Владимира Мономаха. - СПб.: Типография и литография В. А. Тиханова, 1893.
[2] По изданию: Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Т.1. Анналы. Малые произведения. Л., Наука, 1969.Перевод А.С.Бобовича.[3] Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.380-382, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.454-457[4] Ригведа Мандалы I-IV , Том 2, М , «Наука», 1989 г., с. 108-109.[5] Мельников -Печорский П.И. «Очерки мордвы»,2010 г., М.Директ-Медиа;2010 г. с 60.[6] Тэйлор Э. Б., Первобытная культура, пер. с англ., М.1989, с.488-489[7] Послания митрополита Никифора. Цит. по Митрополит Макарий.История русской церкви. СПб., Типография Императорской Академии Наук, 1857 г.[8] преподобный Феодосий Печерский «Поучение о казнях Божиих». Приводится по изданию: Историческая христоматия, для изучения истории русской церковной проповеди, с общей характеристикой периодов ея, с биографическими сведениями о замечательнейших проповедниках русских (с XI-XVIII в. включительно) и с указанием отличительных черт проповедничества каждаго из них. Сост. Свящ. М. А. Поторжинский, преподаватель Киевской духовной Семинарии. - Киев: Типография Г. Т. Корчак-Новицкаго, 1879. - С. 62-65. [9] Аничков, Е.В. Язычество и Древняя Русь / Е.В. Аничков. - СПб.: тип. М.М. Стасюлевича, 1914.[10] Подборка ист.источников: Федор Бабенко «Алкоголь в славянском язычестве» http://stavroskrest.ru/content/fyodor-babenko-alkogol-v-slavyanskom-yazychestve дата обращения: 13.01.2019 г.

[11] Б. А. Рыбаков. Язычество древней Руси. - М.: Наука, 1987.с.408-409
[12] Б. А. Рыбаков. Язычество древних славян. - М. : Наука, 1981. с.129-130

[13] Заздравная чаша: к истории русского застолья // Хмельное и иное: Напитки народов мира / Под ред. С.А. Арутюнова и Т.А. Ворониной. М.: Наука, 2008. С. 72-101.
[14] Такала И.Р. Веселие Руси: История алкогольной проблемы в России. - СПб.: «Журнал«Нева». - 2002. С 27

[15] Там же(Ирина Рейвовна)

P/s Многие штампы противников "официальной науки" разобраны лично автором:
«История одного обмана» - краткий трезвый обзор фильма. https://w-okkam.livejournal.com/28081.html
" Трезвость для родновера не порок !?"https://w-okkam.livejournal.com/26007.html

трезвость и пьянство, традиции

Previous post Next post
Up