О несовершенстве человека

Oct 30, 2021 10:25

Глубоко уважаемый мной ученый и писатель Н.Н.Непейвода перепостил сегодня рассуждение blau-kraehe на тему этики людей светлого будущего, какой она может быть, мало того, еще и согласился с ним. При всем моем уважении я не смог стерпеть такой запредельной идеализации человеческой природы.

* * *

Не могу согласиться. История человечества показала и еще будет неоднократно показывать непоправимое несовершенство плотского человека, его неспособность сопротивляться всему тому, что исходит из темных глубин человеческой души, подсознания. Именно об этом говорит последнее пророчество, называемое Апокалипсисом. Этот неотъемлемый атрибут человека называется там зверем из моря, моря человеческой души:

"И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле" (Откр.13:7-8).

Да, всегда будут находиться титаны духа, избранные, о которых говорил Великий Инквизитор Достоевского, но они всегда будут тонуть в массе посредственности.

И уж тем более неверна мысль о недопустимости страданий. Этот буддистский идеал ничем не лучше христианского идеала "бесстрастия", уничтожения страстей. Именно эти два свойства - способность к страданию и состраданию и страстность до самозабвения - парадоксально оживляют и одухотворяют человека, без них он перестанет быть человеком и превратится во вполне рационального биоробота.

Бесстрастие останавливает всяческое движение и развитие, убивает живое чувство, сочувствие и сопереживание. Мечты, глубокие чувства, стремление к неизведанному, любопытство, предприимчивость, отвага не совместимы с бесстрастием. Недаром само слово бесстрастие по-гречески звучит как апатия (απάθεια) и переводится, в том числе, и как равнодушие. Плотского человека нельзя было сотворить бесстрастным, страстность и есть его "первородный грех", только попущенный самим Творцом. То же самое касается и страданий - человек, не испытавший страданий в жизни, оберегаемый от них, никогда не станет по-настоящему взрослым, серьезным, ему неведомо будет сочувствие, сострадание, способность преодолевать трудности, бедствия и трагедии.

Задача наша не искоренение страстей, ибо став бесстрастными и искоренив страдания, мы одновременно станем бесчувственными и равнодушными, но каждодневное противостояние им, чтобы не дать им всецело обладать нашей душой. Недаром говорится в Откровении "дóлжно, чтобы ты был холоден, или горяч" (Откр.3:17), но не теплохладен.

* * *

Впрочем, сам Н.Н. прекрасно это понимает, и это хорошо видно в его произведениях. Поэтому он резюмирует:

"Устойчивое общество невозможно без изрядной доли спартанства (как заметил Ефремов). Сладенькое (я согласен с главным постом) разложится, и вопли (лицемернейшие) о слезинке ребёнка и святости человеческой жизни несовместимы с ним. Будьте как дети, то есть развивайтесь и учитесь, а настоящее развитие и учение не может быть лёгким, безболезненным и безопасным. И знайте, что есть вещи, выходящие за уровень вашего жалкого рассудка и вашего животного страха за жизнь."

Чрезвычайно ценное напоминание, особенно в нынешнее время, когда человека хотят низвести до состояния стадного животного, заботящегося только о самосохранении и неуклонном выполнении приказов "пастырей". Не могу не привести еще одного высказывания, хоть некоторые меня и поругивают за избыточное цитирование:

"Есть множество средств сделать человеческое существование постылым, но едва ли не самое верное из всех - это заставить человека посвятить себя культу самосохранения. Решившись на такой подвиг, надлежит победить в себе всякое буйство духа и признать свою жизнь низведенною на степень бесцельного мелькания на все то время, покуда будет длиться искус животолюбия."
М.Е.Салтыков-Щедрин. За рубежом

человек, последние времена

Previous post Next post
Up