SCMP: Благодаря переменам в политике христиане в материковом Китае могут избежать преследований

Jan 30, 2008 05:26

После почти шести десятилетий жестоких репрессий со стороны официально атеистического государства в христианских кругах все чаще поговаривают, что правительство, возможно, желает достичь согласия с обширным и быстро растущим подпольным движением «домашних церквей» в материковой части Китая, пишет Диди Кирстен Татлоу (Didi Kirsten Tatlow) в статье гонконгской South China Morning Post.

Пасторы и члены домашних церквей собираются в частных домах и, ссылаясь на свободу совести, отказываются контактировать с китайским комитетом христиан - государственными протестантскими церквями патриотического движения трех самостоятельностей. Ключевым мотивом для перемен, как считает христианин и профессор права в Чэнду Ван И (Wang Yi), стало осознание властями того факта, что проводившаяся в течение многих лет жесткая политика потерпела крах. «С 1978 года, когда общество открылось для внешнего мира, правительство пробовало установить контроль над домашними церквями, применяя сочетание угроз и переманивая верующих, - говорит он. - Но это не сработало».

Хотя пока нет официальных данных, домашние церкви на материке, в основном протестантские, численно превосходят официальную протестантскую общину по меньшей мере вдвое. Как полагают специалисты, численность христианских общин Китая достигает от 50 до 100 млн, а недавний опрос Восточно-китайского нормального университета в Шанхае дал число христиан, считая вместе католиков и протестантов, в 40 млн человек. «По правде говоря, мы не знаем, сколько человек в Китае верует в Иисуса, - говорит пастор Чжан Минсюань (Zhang Mingxuan), президент Альянса домашних церквей Китая. - Но их потрясающе много».

Некоторые полагают, впрочем, что оптимизм проявлять преждевременно, ссылаясь на продолжающиеся гонения. В декабре правительство провело самую большую облаву за несколько лет, арестовав 270 пасторов по всей стране, отмечает Боб Фу, лидер базирующейся в Техасе организации China Aid Association, ведущей мониторинг нарушений религиозных прав в Китае. Как рассказали газете китайские пасторы, ежегодно арестам подвергается несколько сот человек. «И это только те, о ком мы знаем», - отмечает один, говоря на условиях анонимности. Как и другой пастор, этот уроженец провинции Хэнань находится в бегах, опасаясь вернуться домой из-за угрозы ареста. В материковом Китае всегда есть пасторы в бегах, отмечает пастор Чжан. По его словам, с тех пор, как в 1986-м обратился в христианскую веру, он 12 раз подвергался арестам, задержаниям, пыткам. Во время рождественских праздников пастор Чжан вновь стал объектом преследований, когда милиция закрыла основанный им сиротский приют в провинции Хэбэй. Пастор и дети были выброшены на улицу.

Что касается реальных перемен в стране, пасторы придерживаются скептических оценок, предпочитая выжидательный подход. Находящиеся в бегах пасторы не возвращаются домой, а лидер домашней церкви Чжан убежден, что правительство продолжит произвольные аресты и вынесение приговоров. По его словам, домовладелец в городе Яньцзяо провинции Хэбэй получил указание выкинуть его вон.

Еще один свидетель многочисленных гонений рассказывает, что милицией и органами государственной безопасности в Куньмине было 5 декабря разогнано собрание домашней церкви, причем изъятые Библии и другие книги были сожжены во дворе здания милиции. Две женщины, пришедшие в милицию за списком изъятой литературы, были избиты.

Тем не менее Боб Фу проявил в разговоре с гонконгской газетой «осторожный оптимизм» относительно идущих перемен, напомнив, что 4 января был неожиданно освобожден владелец пекинского магазина христианской литературы Ши Вэйхань (Shi Weihan). Арестованный 28 ноября Ши Вэйхань был обвинен в нелегальном распространении религиозных материалов, включая Библии. Причиной ареста, по словам его жены Чжан Цзин (Zhang Jing), стал отказ зарегистрировать домашнюю церковь «Antioch Eternal Life». Даже его адвокат Чжан Синшуй (Zhang Xingshui) выразил изумление по поводу освобождения своего клиента. «Это настолько редкое дело, - сказал он. - Это может быть неким сигналом. Нам следует похвалить правительство».

Разговоры о переменах в политике начались с 18 декабря, когда председатель КНР Ху Цзиньтао провел заседание политбюро компартии Китая (КПК) по «изучению вопроса» о религии, первое в таком роде. А на 17-м съезде КПК в октябре слово религия впервые было внесено в устав партии. Хотя интерпретации этого заседания политбюро сильно разнятся, отмечает South China Morning Post, поскольку обозреватели указывают на большие различия в китайской и английской версиях официального текста, причем китайская по тону менее либеральна, все сходятся в том, что это заседание имеет важное значение.

На этом заседании, где выступали также два специалиста по религиозным делам, Ху Цзиньтао заявил политбюро, что коммунистическая партия и правительство "в соответствии с новой ситуацией", означающей быстрый рост числа христиан в условиях построения гармоничного общества, должны улучшить свое отношение к членам церквей. "Знания и силы религиозных людей должны быть привлечены к построению процветающего общества, - цитирует гонконгская газета слова Ху по китайской версии агентства Синьхуа. - Мы должны работать с предельным напряжением, чтобы объединить все силы, какие могут быть объединены, и сложить все позитивные факторы, какие могут быть собраны". В английской же версии Ху Цзиньтао призвал к "свободе религиозных убеждений" и "поддержке самоуправления религиозных групп".

Повторяющееся использование слова "free" в английской версии, отмечает South China Morning Post, в сравнении с единственным его упоминанием в китайской версии, заставляет скептически настроенных наблюдателей говорить, что это только маскировка перед Олимпийскими играми. Китайское правительство подтвердило, что для иностранных спортсменов будет открыт религиозный центр, предупредив при этом, что им разрешается привезти только одну Библию для личного пользования. В Китае Библии можно приобрести в государственных магазинах, где они продаются уже несколько лет, но в частных магазинах среди прочих книг их нет.

Профессор Ван И уверен, что все меняется, но предостерегает, что не так уж прямолинейно: «Я думаю, что происходят очень сложные события. С одной стороны, [правительство] хочет смягчить свой подход к домашним церквям, используя их для построения гармоничного общества, но превыше всего они хотят сохранить по-настоящему жесткий контроль над этим явлением». По его словам, ситуация сильно напоминает 1996 год, когда государство позволило государственным церквям больше свободы. Они знают, что едва ли смогут контролировать развитие домашних церквей, вот и пытаются установить «контроль через поддержку». Он предостерегает, что государство в лучшем случае будет более мягко обращаться с рядовыми членами церквей, но по отношению к знаковым проповедникам будет действовать жестко.

Дело, на основании которого можно сделать выводы, зреет в Урумчи, столице Синьцзяна, где в августе по обвинению в нелегальном получении Библий с намерением их распространить был арестован христианский активист Чжоу Хэн (Zhou Heng). Его невестка Чэнь Цзили (Chen Jili) считает, что его обманули: «Ему кто-то позвонил и сказал, что для него получен крупный груз. Когда он явился в транспортную компанию, там ждали милиционеры, арестовавшие его. С тех пор мы его не видели; вся семья обеспокоена». По ее словам, Чжоу не работал, проводя все время в распространении христианского учения в Синьцзяне, где большинство населения составляют мусульмане, а на жизнь зарабатывала его жена. Чэнь Цзили говорит, что у них вся семья - христиане; и «мы лишь хотим, чтобы он вернулся к нам без особого ущерба». Представляющий его интересы адвокат Чжан Синшуй отмечает, что Чжоу взяли с «несколькими тысячами» Библий. Недавно прокуратура Урумчи направила дело на пересмотр в милицию из-за «недостаточных свидетельств» - по такой же формулировке был освобожден Ши Вейхань.

Как свидетельство того, что китайское руководство очевидным образом меняет политический курс в отношении религии, гонконгская газета сообщает, что 11 января были освобождены четыре пастора подпольных церквей материковой части Китая, арестованные в июле 2007 года. Они провели месяц в предварительном заключении, прежде чем были приговорены к 18 месяцам трудового перевоспитания по обвинениям в участии в деятельности культа (так называют в материковом Китае незарегистрированные религиозные группы), нарушении общественного порядка и угрозе государственному законодательству. «Я точно знал, что это наша последняя еда в лагере», - рассказал газете пастор Ма Чао (Ma Chao), который в течение пяти месяцев копал канавы и носил камни в лагере трудового перевоспитания Эньши (Enshi) в провинции Хубэй. 11 января они приготовили себе, как это называют в лагере, «кадровую еду» - три вкусных блюда в большом котле - вместо обычных для заключенного зерен риса и супа из капусты. После этого пасторов вызвали к администрации лагеря, чтобы объявить о немедленном освобождении. «Они сказали нам, чтобы мы жили как добрые люди, - вспоминает в беседе с журналистом 36-летний Ма Чао. - Мы сказали, что так жили всегда. Они сказали, чтобы мы создали прекрасные семьи. Мы сказали, что у нас уже есть. Они отвезли нас на местную автобусную станцию. Мы купили билеты и отправились домой. Я позвонил со станции - моя жена и двое детей были так рады. Это было невероятно счастливое возвращение домой».

Через 12 дней, продолжает газета, были также освобождены арестованные вместе с ними три женщины из числа пасторов, приговоренные к году заключения в трудовом лагере Ухань (Wuhan). В общей сложности были помилованы и освобождены по меньшей мере семь христиан - редкий случай в печально известной системе трудового перевоспитания на материке. (Оставалась неизвестной судьба еще двух женщин, отбывавших наказание по семейным обстоятельствам вне лагеря, однако пастор Ма уверен, что их также помиловали).

"Не знаю, что из этого выйдет: подождем - увидим. Может, это и сигнал", - сказал газете адвокат Чжан, добавив, что дело Ши, владельца магазина христианской литературы в Пекине, стало первым из восьми, где проходили христиане, которое он выиграл. "Правительство хочет изменить ситуацию, наблюдая, будут ли члены домашних церквей реагировать положительно", - так прокомментировал он сообщения о недавних освобожденных из лагерей. По крайней мере, заключает автор South China Morning Post, пастор Ма Чао наслаждается свободой, хотя никто из служащих лагеря не принес ему извинения за несправедливое заключение.

христиане, Китай

Previous post Next post
Up