Китайские чиновники в уезде Нангчен округа Юлшул (кит. Нанцэнь Юйшу-тибетского автономного округа провинции Цинхай) запретили монастырям проводить уроки тибетского языка для школьников, заявив, что эти занятия "угрожают стабильности".
В конце декабря 2018 года в деревне Цюйцзи (Quji) получена директива уездного правительства об “очистке” монастырей, в которых проводятся "образовательные мероприятия",
сообщил пекинскому таблоиду Global Times местный чиновник по фамилии Цзян.
Как указывается в директиве, буддийские монастыри “тайно организуют курсы тибетского языка для школьников в дни каникул”. Данные монастыри не зарегистрировали свои “образовательные мероприятия” в органах правительства, а преподавание тибетского ведут монахи, не имеющие соответствующей квалификации, приводятся в репортаже Global Times бюрократические доводы для запрета. К тому же "отдельные монахи высказывают идеи, угрожающие социальной стабильности", утверждая, что правительство не уделяет должного внимания защите тибетского языка.
На этих курсах, которые посещают студенты колледжей, вернувшиеся в родные дома из других городов, а также школьники начальной и средней школы, распространяются “ложные измышления” насчет того, что “у школьников - особенно у тех, кто учится в других частях Китая, - почти не остается возможности изучать тибетский язык”.
Сотрудник отдела агитации, для пущей убедительности представленный как тибетец по имени Сонам, поспешил заверить англоязычных читателей Global Times, что "правительство округа Нангчен неуклонно продвигает двуязычное обучение в школах, на путунхуа и тибетском, и предлагает школьникам изучать тибетский в имеющих государственную квалификацию институтах”.
К настоящему моменту в 75 средних школах 20 китайских провинций имеются классы, предназначенные для тибетских школьников - либо обучающихся отдельно, либо совместно с местными, сообщается в другом репортаже Global Times. Для этих же тибетских детей, отправляемых за пределы Тибетского автономного района, в 12 провинциях созданы 29 технических училищ второй ступени.
С 1985 года, когда на эту программу выделили первые средства в размере 30 млн юаней, на учебу в данные школы и технические училища были отправлены более 141 тысячи тибетских школьников. В результате выпущено 46 тысяч рабочих для различных секторов экономики автономного района, где они могут потребоваться китайским компаниям.
В репортаже особо упоминается Gongkang Junior Middle School в Шанхае, где учатся 637 тибетских школьников и 140 местных. Здесь, как и в других школах, внедрена программа “школьных напарников”: каждый тибетский школьник прикреплен к китайской семье, которая отвечает за “патриотическое” воспитание детей, оказавшихся вдали от родного дома.
Эта программа, в которой участвуют еще шесть шанхайских школ, “позволяет тибетским детям ощутить тепло семьи и близких”,
заявил директор школы Ли Цзинь (Li Jin). На отчетной фотографии из города Сиань, столицы провинции Шэньси, сопровождающей публикацию на сайте globaltimes.cn, на мероприятии по программе “школьных напарников” старший китайский "брат" позирует с тибетским школьником.
Если бы отправка детей на учебу в другие места осуществлялась в частном порядке или по программе обмена, то в этом не было бы ничего особенного. Но государственная программа, нацеленная на отрыв от родной культуры и языка, напоминает о методах колониальных властей.
Напомним, что в июле китайские чиновники
велели, чтобы все монахи в возрасте до 18 лет покинули свои монастыри и поступили в государственные школы по месту прописки. Высылка юных монахов обосновывалась ссылками на “меры управления монастырями тибетского буддизма", принятые после вступления в силу новых правил религиозной деятельности, а также циркуляр госсовета, выпущенный в сентябре 2017 года, который требует прилагать все усилия, чтобы дети школьного возраста получали обязательное образование.
Уже три года провел за решеткой тибетский активист из округа Юлшул Таши Вангчук,
приговоренный в мае 2018 года к пяти годам заключения по обвинению в «подстрекательстве к сепаратизму». Он
был взят под стражу 27 января 2016 года - через два месяца после публикации на сайте New York Times видеоматериала и статьи о его поездке в Пекин с целью подачи петиций, требовавших обеспечить гарантированные законом права на получение образования на родном языке.
Это болезненная дата не только для его семьи,
отметил в интервью Radio Free Asia (RFA) заместитель директора по вопросам свободы выражения мнений в писательской организации PEN America Джеймс Тагер (James Tager), но и для всякого, кого волнуют языковые права этнических меньшинств и “наше право как человеческих существ на мирную защиту своего сообщества, выражение себя и своей культуры”. Таши Вангчук не должен быть осужден "даже на один день, поскольку его мирная защита никоим образом не составляет преступления", подчеркнул он.