23 декабря в Пекине, за два месяца до своего 100-летнего юбилея, скончался от неизвестной болезни тибетский политик, сыгравший решающую роль в установлении правления маоистов в этом регионе Гималаев.
Нгапо Нгаванг Джигме (Ngapoi Ngawang Jigme), или, в китайской версии, Нгапод Нгагван-дзигмэд, наследник королей Тибета, был единственным тибетцем, процветавшим как при Далай-ламе, так и во времена 'культурной революции'. Названный в
заметке Синьхуа “великим патриотом” и “близким другом компартии Китая”, он занимал влиятельное положение в среде однопартийного режима, возглавляя семейный клан из более чем 60 человек.
Происходивший из аристократической семьи Нгапо Нгаванг Джигме был назначен Далай-ламой на пост командующего тибетскими войсками. В 1950 году он возглавил сражение с народно-освободительной армией, вскоре завершившееся поражением.
Вместе с основными тибетскими силами он попал в плен, но быстро сдружился с захватчиками и через год стал заместителем главнокомандующего гарнизоном НОАК в Тибете.
В 1951 году, потеряв Восточный Тибет, Далай-лама XIV назначил Нгапо главой тибетской делегации на мирных переговорах в Пекине. Вместо возвращения тибетских территорий вплоть до восточной границы города Дхарцедо стороны подписали “Соглашение из семнадцати пунктов”, санкционировавшее введение в Тибет китайских войск и предоставлявшее центральному правительству в Пекине право определять внешние сношения Тибета. В то же время тибетский народ должен
был бы получить региональную автономию и сохранить свободу вероисповедания.
Однако в тибетских провинциях Кхам и Амдо принудительно проводились коммунистические реформы, связанные с изменением образа жизни и разрушением религиозных и культурных учреждений. Тибетское сопротивление вылилось в народное восстание в Лхасе 10 марта 1959 года и вынужденный уход Далай-ламы в изгнание.
18 апреля 1959 года Далай-лама в Тезпуре (штат Ассам, Индия) сделал заявление, что “Соглашение из семнадцати пунктов” было подписано под давлением китайского правительства. 20 июня в своей новой штаб-квартире в Майсуре он выступил с заявлением для прессы, определив упомянутое “Соглашение между центральным народным правительством и автономным правительством Тибета о мерах по мирному освобождению Тибета” как навязанное Тибету под угрозой вторжения и посредством обмана. Международная комиссия юристов сделала заключение о том, что посредством данного отказа тибетский лидер законно “освободил себя от обязательств по данному соглашению”.
Со своей стороны, Нгапо стал ведущим официальным представителем политической линии Пекина в Тибете. Он занимал ряд государственных постов, в том числе председателя собрания народных представителей в Тибете и - вплоть до самой смерти - заместителя председателя всекитайского комитета народного политического консультативного совета Китая (НПКСК). В 1965 году он был назначен первым председателем Тибетского автономного района, а затем возглавлял революционный комитет, правивший в период "культурной революции". С 1967 года он предпочел перебраться в Пекин и ни разу не побывал в Тибете после 1991 года.
Официальная пропаганда наделяет его титулом “талантливый руководитель, отвечавший за дела нацменьшинств Китая”, но для многих тибетцев в
изгнании бывший командующий -
лишь предатель, а в голливудской истории Тибета он выступает в образе перебежчика. Тем не менее, возглавляемый профессором Самдонгом Ринпоче тибетский кабинет министров в изгнании (кашаг) в Дхарамсале
выразил соболезнования в связи с его кончиной, отметив, что в 1991 году он призвал центральное правительство "во всем объеме ввести в действие статьи 'Соглашения из семнадцати пунктов', в частности, предусматривающие, что политический статус Тибета останется неизменным".
Кашаг напоминает также, что в 1980-е на встречах с изучавшими тибетский вопрос делегациями Нгапо (или Ngabo) указывал, что не было такого момента в истории, когда бы тибетское правительство платило налоги Китаю, а также, что во время подписания 'Соглашения из семнадцати пунктов' Чжоу Эньлай обещал, хотя и не сразу, вернуть все тибетские территории под управление одной администрации. В 1989-м, опираясь на исторические факты, Нгапо разъяснял, что утверждения китайской пропаганды о том, что тибетцы назначали действующего Далай-ламу с разрешения китайского правительства, являются ложью. Кашаг назвал покойного политика "честным и патриотичным" тибетцем, который вместе с покойным Панчен-ламой Х много сделал для сохранения и продвижения тибетского языка.
Большинство его детей занимают официальные должности в Пекине,
отмечает South China Morning Post, но третий сын Нгапо Джигме (Ngapo Jigme) около 20 лет назад бежал в Соединенные Штаты, где стал работать в международной организации Free Tibet Campaign. Он возглавляет тибетскую службу Radio Free Asia.
Глава делегации Тибета Нгапо Нгаванг Джигме прибыл на переговоры с правительством председателя Мао. Пекин, 24 мая 1951
Нгапо (первый слева в нижнем ряду) среди официальных лиц Тибета. 1938 год
Специальное совещание: необходимы решительные изменения в подходе к тибетской борьбе (1)