Ассоциация последователей даосизма в Гонконге предложила объявить день рождения Лао-цзы общевыходным

Apr 02, 2010 15:00

Объединяющая последователей даосизма “Hong Kong Taoist Association” выступила 29 марта с предложением объявить праздничным 15-й день второго месяца лунного календаря, когда отмечается день рождения Лао Цзы, считающегося основателем этого религиозного направления, сообщает South China Morning Post.

Ссылаясь на поддержку большинства населения, ассоциация последователей даосизма в Гонконге предлагает также включить этот день в число общих выходных, которых в таком случае станет в году 18. По данным проведенного в феврале опроса 1012 человек, 41% поддержали эту инициативу, 30% высказались против, тогда как остальные проявили безразличие или затруднились с ответом.

О том, что население Гонконга сохраняет тесные связи с даосизмом, свидетельствует тот факт, отметил председатель ассоциации Дун Вай-ки (Tong Wai-ki), что во время празднования лунного нового года популярные даосские монастыри Гонконга, включая монастырь Wong Tai Sin и Che Kung в районе Sha Tin посетили более 1,35 млн человек.

"Когда 10 лет тому назад был объявлен общим выходным день рождения Будды, мы хотели обратиться к правительству, чтобы дню рождения Лао Цзы также был придан статус общего выходного, - сказал Дун на открытии даосского фестиваля в Гонконге. - Однако в то время люди не так уж много знали о даосизме, так что нам пришлось отказаться от данного проекта".

"Мы полагаем, что после 10 лет продвижения и активного участия в благотворительных мероприятиях наступило подходящее время для того, чтобы подать такое предложение", - констатировал он. По его словам, в Гонконге насчитывается около 1,2 млн приверженцев даосизма.

"Конфуцианская академия" (Confucian Academy) обращалась с предложением объявить день рождения Конфуция, который отмечается 27 августа, выходным взамен пасхального понедельника, однако правительство заявило в ответ, что в обществе нет консенсуса по этому вопросу, а потому данная инициатива рассматриваться не будет.

Между тем выяснилось, что 54% респондентов принимают участие в таких даосских ритуалах, как гадание на удачу, возжжение благовоний, а также поклонение даосским божествам, но при этом только последователями даосизма назвали себя только 2% опрошенных.

Сложившаяся в Гонконге ситуация отражает общую тенденцию в китайском обществе, где приверженность даосизму все чаще связывается только с гаданиями и праздничными обрядами. В материковом Китае утрата древних традиций усугубляется историей погромов периода культурной революции, а также основанными на идеологии однопартийного режима жесткими запретами на осуществление "мистических действий, нарушающих общественный порядок или угрожающих физическому и умственному здоровью народа”.

К тому же в конце 2007 года, когда шла подготовка к Олимпийским играм в Пекине, партийные бонзы объявили - как у них принято, совершенно не считаясь с реальностью, - план формирования отрядов патриотических религиозных работников, отличающихся политической надежностью, знанием партийной идеологии и моральной устойчивостью.

"Следует помогать им и направлять по пути укрепления навыков опоры на собственные силы, улучшения самоуправления в соответствии с законодательством, отражения потребностей верующих, а также настойчивой защиты законных прав и интересов религиозной общины", - указал тогда председатель Ху Цзиньтао.

Последний элемент “ценных указаний” шефа компартии относится к превентивной работе по пресечению молитвенных собраний в парках и на площадях, которые однопартийный режим объявляет “незаконными сборищами”. Тогда как “опора на собственные силы” означает, как говорится в публикации, появившейся в официозной Global Times в середине марта, что монастыри должны зарабатывать деньги, расширяя торговлю благовониями, открывая магазины и рестораны.

Однако, судя по этой статье, даже столичные даосские монастыри в материковом Китае испытывают значительные трудности в поисках пожертвований. Как сетует управляющая вторым по величине монастырем Пекина Юминьгуань (Youminguan) монахиня Люй Чунъяо (Liu Chongyao), которой уже за 50, денег на рекламное продвижение обрядов взять неоткуда. "Если никто не приходит на поклонение, нет и дохода от благовоний. Но тогда не появятся и монахини", - констатирует она, сидя в кабинете, увешанном вместо религиозных доктрин инструкциями государственного управления по религии.

В XVI веке монастырь, насчитывавший более десятка постоянных священнослужителей, процветал благодаря своему расположению у старого Великого канала, соединяющего Пекин с Ханьчжоу. Погромы периода «культурной революции» (1966-1976) оставили от него лишь древнее дерево, у которого время от времени молились крестьяне. В 2004 году монастырь был отстроен заново, но статус действующего официально приобрел лишь несколько месяцев назад.

В августе 2009 года Пекинское управление по делам религии одобрило назначение Люй на пост управляющей женским монастырем, но, кроме нее, на территории в 1,6 акра проживают только две ученицы.

В прежние времена, указывает Люй, которая приняла даосские монашеские обеты почти 30 лет назад, новичкам было достаточно бесплатной еды и проживания, тогда как теперь потенциальные монахини сразу интересуются размерами месячного жалованья. "Почти у всех священнослужителей и монахинь есть мобильные, но хочется накопить и на компьютер", - говорит она. "Некоторые думают, что неудачи магическим образом прекратятся, как только они станут монахинями - но вместо этого их встречает еще больше плохой кармы. От судьбы-то не уйдешь", - считает Люй.

В 1980-е, с началом экономических реформ, в материковом Китае ежегодно около 300 женщин становились даосскими монахинями - в основном из-за неудачным браков и проблем с работой, но впоследствии многие пожалели о своем выборе, возвратившись к мирской жизни. Люди уверены, что "религия должна идти в ногу со временем, как показал настоятель монастыря Шаолинь Юнсинь, ожививший экономику и буддизм", но Люй предпочла, по ее словам, жить "в изначальной простоте".

В нынешних условиях имидж даосизма померк в сравнении с его "импортированным соперником" - буддизмом, имеющим лучшую практику, констатирует Люй. "Даосские монастыри имеются всюду, но найти даосских священнослужителей и монахинь не так-то легко, - указывает она, - в отличие от буддийской женской обители на горе Утайшань, привлекшей более 300 монахинь, живущих в монастыре и соблюдающих монашеские правила". По ее словам, даосские монахини не соблюдают дресс-код - "они даже не носят монашеские одежды и не отращивают волосы", тогда как буддийские монахини всегда заметны на публике по одежде и бритым головам.

В соответствии с принятым в 2008 году постановлением всекитайской ассоциации последователей даосизма (ВАПД), даосские священнослужители должны получать в местных отделениях ассоциации, упоминаемой в сводках русской службы Синьхуа как Китайское даосское общество, удостоверения, свидетельствующие о личности и религиозной принадлежности клирика. "Я оставалась монахиней почти 30 лет без всякого удостоверения", - говорит Люй, явно намекая: лучше бы помогли материально.

Впрочем, она наверняка считается политически благонадежной - по ее собственным словам, хотя "монахини и не обязаны этого делать", за два года управления монастырем с 700-летней историей не пропустила ни одного собрания, которые проводятся перед новогодними праздниками по лунному календарю правительством столичного района Tongzhou и прочими органами власти. Выбора все равно нет, проводит официальную линию Люй, "поскольку религиозным общинам приказано пребывать 'в полном согласии' с правительством".

Большинство монастырей, заявил Global Times чиновник из Пекинской ассоциации последователей даосизма, отлично держатся на пожертвованиях. По его словам, "священнослужители обычно получают от 500 до 1 тысячи юаней в месяц". Однако этот начальник предпочел остаться анонимным, поскольку прекрасно понимает, что эти пожертвования проходят в основном через систему туризма и экскурсий, но практически никак не связаны с религиозной традицией.

По данным ВАПД, одной из семи созданных по указаниям компартии Китая “патриотических” религиозных структур, к 2007 году насчитывалось более 5 тысяч даосских храмов и 50 тысяч даосских священнослужителей и монахинь. Но стоит отметить, что эта статистика, подготовленная в рамках подготовки к Олимпиаде, едва ли отражает реальное положение. В материковом Китае есть даосские монастыри, где роли нескольких десятков монахов исполняют для экскурсантов обычные крестьяне, нанятые местными управлениями по туризму. Китайский даосский колледж - единственное учебное заведение, где можно получить степень по вопросам управления храмовой деятельностью, был открыт только в 2003 году, так что едва ли мог выпустить управляющих для такого числа храмов.

Для изучения "богатого и выходящего за пределы материального мира оккультного" наследия даосизма требуются многие годы, сказал Global Times 26-летний Чан Гаолу (Chang Gaolu), один из 30 участников собрания даосских священнослужителей, прошедшего в монастыре Lüzugong в центре Пекина на 9-й день новогоднего фестиваля, когда отмечается день рождения Яшмового императора. Но и он, придя в даосизм в 19-летнем возрасте - после того, как чудесно исцелился благодаря паломничеству на священную гору по совету даосского священника из его родного города в провинции Шаньдун, в 22 года уже занял пост управляющего монастыря в районе Пингу на северо-восточной окраине Пекина.


Тайваньские монахини на церемонии в честь 2581-го дня рождения Лао-цзы в Ханьгугуане, где, по преданию, был создан классический труд "Дао дэ цзин". Линбао, провинция Хэнань, 30 марта 2010

даосисты, Китай

Previous post Next post
Up