На
фоне общего усиления пропагандистской работы в госучреждениях и низовых организациях материкового Китая партийный босс 32-миллионного мегаполиса Чунцин Бо Силай выделился радикальной акцией по возрождению “красной культуры” на телевидении. Эта его последняя инициатива широко рассматривается как свидетельство усиления борьбы за кресла в правящем политбюро на партийном съезде в 2012 году.
С 3 января спутниковый телеканал Чунцина с 7.30 до 11 вечера, в прайм-тайм на материковом телевидении, убрал из программ популярные сериалы, вместо которых на миллионах экранов зрители должны смотреть передачи в духе "красной культуры", славящие революционную историю компартии. Как отметила Chongqing Morning Post, в результате этой замены Чунцин превратился в единственный крупный город материкового Китая, где в лучшее время в сетке вещания отсутствуют развлекательные передачи.
В материковой прессе появились посвященные инициативе по возрождению “красной морали” статьи, перепечатанные на сайте Жэньминь жибао, в которых Чунцин упоминался как “самый молодой муниципалитет” и “самый счастливый город” (в 2010-м он наряду с Ханчжоу, Куньмином и Чэнду был включен в список “самых счастливых” городов материкового Китая). Очевидно, что эти эпитеты должны связать устаревшие пропагандистские поделки с потребностями нового поколения, для которого счастье вовсе не зависит от постоянного поклонения лидеру партии.
Радиовещательная компания Chongqing Broadcasting Group заявила о планах "создать первый красный канал провинциального уровня" на базе передач Chongqing Satellite Television, которому отданы исключительные права на распространение красного контента по всей провинции. Начальник канцелярии главного редактора канала, наверняка осуществляющий функции цензуры на месте, Чэн Сюйшэнь (Chen Xiushen)
заявил, что эта инициатива напрямую связана с сохранением "нравственных основ, необходимых для выживания и развития" нашего народа. Как говорится на сайте канала, подготовлены информационные материалы и передачи, которые сводятся к "пению красных песен, чтению классических трудов и пересказу революционных историй".
Как
уточняется в заметке China Daily, под классическими трудами подразумеваются телеспектакли, "отражающие передовые социальные ценности": с 13.30 до 14.30 и после 23-х идут ежедневно “Мао Аньин” (названный по имени сына председателя Мао), “Освобождение Большого Северо-Запада” и “Марш к новому Китаю”. Вместо популярных сериалов и ситкомов местные профессионалы пропагандистского ремесла состряпали собственные программы по возрождению культа Мао: “Вера”, “Обзор классического кино” и “Красные песни на каждый день”.
Материковая пресса осторожно воздерживается от однозначных оценок по поводу программ красного канала, ссылаясь на различие во мнениях жителей города. "Я все равно могу смотреть то, что предпочитаю, на других каналах, так что их программы меня не волнуют", - приводит China Daily слова 24-летнего предпринимателя по имени Бай Жэнь (Bai Ren). Затем газета цитирует Хуан Дели (Huang Deli), 72 лет: "Люди моего возраста могут находить в этих программах память о старых временах. И я тоже смотрю популярные телешоу, но хорошо, если есть выбор".
В заметке
Синьхуа Чжао Цзе (Zhao Jie), любившая с 8 вечера смотреть ситкомы, говорит, что будет переключаться на другие каналы: "Я не говорю, что красные программы плохи, но они такие серьезные, что я не могу расслабиться после рабочего дня". Тогда как ее мать, Шэнь Чуньянь (Shen Chunyan), утверждает, что “вполне счастлива” переменами в программе. "Я снова могу посмотреть многие классические фильмы и послушать старые песни", - выражает она предполагаемую позицию ветеранов. Для создания иллюзии объективности агентство Синьхуа дает и пожелание авторам, с которым выступил в интернете некто "Bashanhun", отметивший, что эти "красные передачи должны быть образовательными и занятными - если это скучно, никто не захочет смотреть, и тогда единственной целью станет пустая трата денег".
Пекинская газета Beijing Daily назвала инициативу по пропаганде нравственности времен Мао “героическим” решением, принятым вопреки потере в рекламе и рейтингах. Образовательные программы необязательно должны быть скучными, поучает Beijing Daily, напротив, они могут быть популярными и пропагандировать нравственность, как, например, блокбастеры "Inception" и "The Hurt Locker".
Хотя нет никаких сомнений в том, что красно-культурные передачи едва ли привлекут кого-либо, канал увеличил плату за предоставление рекламного времени. Как
сообщили China Daily в компании Xunshi Advertisement and Communication Network, владеющей основными рекламными контрактами на телеканалах Чунцина, 10 секунд рекламы на "красном" спутниковом канале стоят около 120 тысяч юаней (18156 долларов), что на 25% больше, чем в 2010-м.
"В то время, как ситкомы и развлекательные шоу идут повсеместно, канал в Чунцине как раз ищет свою нишу на рынке. В действительности красные программы могут охватывать широкие темы, в том числе и те, что очень близки сердцам народа", - оправдывает решение партийного босса декан школы литературы и журналистики при Чунцинском университете технологии и предпринимательства Цай Минь (Cai Min). Нетрудно догадаться, что если бы этот ученый осмелился сказать что-то против, Бо Силай вскоре лишил бы его и должности, и карьеры.
Кампанию по продвижению ценностей маоистского прошлого в Чунцине Бо Силай начал еще в середине 2008 года. Он организовывал сеансы хорового пения гимнов "красной культуры" с участием десятков тысяч человек, рассказывал революционные мифы и распространял цитаты председателя Мао. О политических извращениях времен ‘культурной революции’ напомнило его указание, чтобы 750 тысяч университетских студентов мегаполиса в течение 4 лет учебы отрабатывали не менее 4 месяцев в одном строю с рабочими, крестьянами и солдатами. В 2010 году Бо Силай начал использовать даже микроблог для пропаганды своего имиджа и политических воззрений в ‘красном’ духе.
К изумлению обозревателей,
отмечает South China Morning Post, зампредседателя КНР Си Цзиньпин во время пышного трехдневного визита в Чунцин в начале декабря 2010 года с похвалой отозвался о проводимой им кампании красной культуры, а также о разгроме главарей триад и их крыши в правительстве. Си Цзиньпин и Бо Силай входят в группу "наследников трона", претендующих на кресла высших партийных бонз в Пекине.
Специализирующийся на политической науке профессор Джозеф Чэн (Joseph Cheng Yu-shek) из Городского университета Гонконга считает, что Бо Силай явно претендует на кресло в постоянном комитете политбюро, поскольку состав этой небольшой группы на самом верху партийной пирамиды должен в 2012 году измениться. "Места в этом комитете разыгрывают два типа лидеров, - отметил он в интервью South China Morning Post 3 января. - [Лидерам] одного типа, как Си Цзиньпин и [вице-премьер] Ли Кэцян, в настоящее время обеспечена роль в этом органе, где принимаются окончательные решения. Вследствие этого они будут вести себя сравнительно тихо, избегая противоречий, чтобы подстраховать свое продвижение в этой политической борьбе. Но другой тип лидеров, у которых на данный момент меньше шансов на карьерный рост, определенно вступит в более активную игру в политике и будет жестко бороться за место в комитете. И Бо Силай представляет яркий пример лидерa второго типа".
Бо Силай стал раскручивать свои кампании красной культуры, поскольку уловил некий идеологический вакуум, подчеркивает профессор Чэн. "Подобными действиями Бо [Силай] может - хотя бы до определенной степени - ублажить значительное число ветеранов внутри партии", - считает он.
И действительно, некоторые пожилые люди в Чунцине довольны возможностью публичного обращения к
обрядам культа Мао. По указанию местных чиновников сформирована группа любителей революционной песни, насчитывающая около 400 человек - это в основном пенсионеры и безработные, которые регулярно собираются, чтобы воспеть славу вождю компартии. "Я пою песни, выражающие благодарность председателю Мао. Мы тогда все были равны. А теперь настало время, когда люди удовлетворены только тогда, когда ведут приятную жизнь", -
сказала в беседе с журналистом японской Asahi 55-летняя Инь Чжаохуа (Yin Zhaohua), распевавшая вместе с примерно 50 пенсионерами в одном из уличных кафе старые гимны вроде "Социализм - это хорошо" и "Без компартии не было бы нового Китая". Прежде она работала на бетонном заводе в Чунцине, а теперь живет на пенсию в 1100 юаней в месяц, и раз в две недели верно посещает собрания группы.
Обрядовое пение старых гимнов компартии внедрено также в начальных и средних школах Чунцина. Ученик пятого класса школы 'Shanhu' Чэнь Чэнь (Chen Chen) говорит, что пение революционных песен "очень волнует, так как позволяет ощутить, что та счастливая жизнь, которую мы можем вести теперь, пришла благодаря крови, пролитой бойцами из этих песен".
Понятно, что 10-летний мальчик воспроизводит мессидж разработчиков проекта, планирующих воспитать у детей времен неумеренного капитализма стремление жертвовать собой по приказу компартии. "С распространением рыночной экономики шло соответственно распространение секуляризованного общества, индивидуализма и маммонизма, - пояснил в интервью Asahi профессор из муниципальной партийной школы Чунцина Су Вэй (Su Wei). - Мы запустили кампанию пения революционных песен в Чунцине, чтобы скорректировать этот моральный уклон. В этом истинное значение данной кампании". "Хотя ‘культурная революция’ как политическое движение была ошибкой, по-прежнему можно кое-что усвоить из тех специфических мер, которые внедрялись в то время", - уточняет он.
Поговаривают, что Бо Силай намерен занять кресло главного идеолога, отмечает японская газета. Если это ему удастся, кампании политического перевоспитания населения путем обязательного исполнения революционных гимнов может охватить всю страну. С помощью телеканалов это перевоспитание будет внедряться даже в караоке-клубах, где уже
налажен милицейский контроль за репертуаром. "Есть такая возможность, что весь Китай обратится к более консервативному мышлению", полагают источники в материковом Китае.
Ощущение гальванизации методов ‘культурной революции’, которую началась с расправы над деятелями культуры, исходит и от партийной верхушки в Пекине. Еще в июле 2010 года шеф государственного управления радиовещания, кинематографии и телевидения Ван Тайхуа (Wang Taihua) заявил, что прогрессивные методы властей Чунцина в сфере культуры и идеологии, в частности, опыт пропаганды красной культуры, следует воспроизвести по всей стране. "Категорически нельзя использовать рейтинги в качестве единственного критерия оценки программ, - сказал он на встрече с партийным боссом Чунцина. - В первую очередь надо учитывать интересы общества". В августе 2010-го кампанию распевания революционных гимнов бурно расхвалил прибывший в Чунцин член политбюро Ли Чанчунь, отвечающий в партийной верхушке за идеологию.
5 января на совещании органов пропаганды в Пекине шеф могущественной структуры партийной агитации Лю Юньшань заявил о продвижении реформы культурного сектора и методов развития предприятий культуры. По его словам, органы пропаганды на местах должны "активнее внедрять дух 5-го пленума центрального комитета компартии", который, напомним, объявил на ближайшую пятилетку "решительные, но постепенные" меры по политической реструктуризации страны. "Органы пропаганды должны обеспечивать высококачественную культурную продукцию для народа", -
подчеркнул Лю Юньшань, заведующий отделом пропаганды компартии. Обычно с таких указаний начинается зачистка в прессе и интернете, которая охватывает 11 видов контента - от распространения “низкопробных” материалов до “подрыва общегосударственной политики в сфере религии, распространения зловредных культов и феодальных мистических воззрений”.Многое в карьере идеологов будет зависеть от успешной работы в период подготовки к 90-й годовщине компартии в июле, указал главный пропагандист на совещании, где присутствовал также Ли Чанчунь.
Сам главный идеолог выступил 4 января, приказав создать систему единого подхода в сфере культурного обслуживания и расширить надзор за литературным и художественным творчеством. Как
говорится в краткой заметке Синьхуа, он потребовал, “чтобы все сотрудники сферы идеологии, пропаганды и культуры, руководствуясь теорией Дэн Сяопина и важной идеей тройного представительства, всесторонне реализовывали на практике научную концепцию развития, приложили еще больше энергии для усиления работы по внешней пропаганде”.
Остается только надеяться, что могущественное лобби, стоящее за возвращением к обрядам “культурной революции”, все-таки поймет, что обращение к ценностям маоистского культа не вызовет энтузиазма даже у соседей, если не считать “главного колхозника”, претендующего на роль "великого кормчего" в Минске.
Главный идеолог Ли Чанчунь и главный пропагандист Лю Юньшань (справа) на совещании партийных агитаторов в Пекине. 4 января 2011
Обряд исполнения революционного гимна в средней школе Чунцина
Новые проекты по пропаганде однопартийного режима и его политики в Тибете отражают маоистский подход За 2010 год в материковом Китае закрыты 60 тысяч сайтов с “непристойным” контентом Караоке-клуб в провинции Чжэцзян пострадал за образ Мао с микрофоном